Уже полгода в Красноярске действует необычный театр. На его сцену выходят актёры в нетривиальном гриме, с заклеенными ртами. Пластикой, музыкой, атмосферой они безмолвно рассказывают истории о мире белых людей. Основатель театра Денис Якунин рассказал о концепции этого благотворительного проекта. А еще о том, легко ли было собрать труппу, которой предстояло работать забесплатно, и как постановки принимает публика.
«Если это поможет хотя бы одному ребёнку – значит, всё было не зря…»
- Денис, расскажите, как у вас появилась идея создать театр, да ещё и благотворительный? Вы ведь человек нетеатральный.
- Да, театр для меня – только хобби. Я поддерживал молодёжные театральные проекты и раньше. Тема благотворительности, помощи другим, тоже периодически возникала: в 2012 году, когда я вернулся в Красноярск, моим друзьям нужна была финансовая помощь, и мы пытались собрать нужную сумму. А с вопросом помощи больным детям я столкнулся, будучи в Иркутской области. У меня там был знакомый, бизнесмен, его сын страдал аутизмом. Этот бизнесмен имел конюшню. Как-то я спросил у него: «Зачем она тебе? Это же совершенно убыточная вещь!». На что он ответил, что если занятия иппотерапией помогут хотя бы одному ребёнку, значит, это уже не зря. Я думал об этом, в итоге, уже в Красноярске, пришла в голову идея благотворительного театрального проекта. Все деньги, вырученные с продажи билетов, мы направили на помощь больному ребенку нашего друга. У меня давно лежал сценарий-идея некоего перформанса, он и лёг в основу первой постановки. Собралась команда из музыкантов, актеров, танцоров - так появился театр «За белой стеной».
- Интересно, что ваши спектакли без слов, рты актёров заклеены на протяжении всей постановки. Расскажите об этом «мире белых людей».
- Мы создавали его очень долго, не хотели, чтобы он был постапокалиптическим, утопичным. Придумывая грим, заклеивая рот, не преследовали цели создать «хэллоуин». Мы хотели сделать этот мир забавным. У белых людей нет ртов так же, как у нас, например, нет крыльев. У каждого из них свой характер, своя жизнь. И, как в комиксе, где множество картинок, мы будем показывать в наших спектаклях истории этих белых людей. Кстати, белые они потому, что всегда появляются из стен, из штукатурки… Они приходят туда, откуда люди уходят навсегда. В общем-то, в наших спектаклях мы и показываем, как они обживают свой «чердак».
В первом спектакле «Другие» рассказывается история про девочку, которая живёт в мире белых людей. Она теряется, её ищут и не могут найти. И вдруг мы видим, что она каким-то образом попадает в мир обычных, таких, как мы с вами, людей: видит их возможности говорить, улыбаться, и у всех у них есть цвет кожи. Для нее – это невероятный мир-сказка. В то же время девочка сталкивается с тем, что её не понимают и не принимают, ведь она не такая, как все и дети гонят её. В итоге она возвращается к себе, и помогает ей в этом обычный мальчик. И если есть такой мальчик в цветном мире, может, всё в нём не так уж и плохо?..
- Вы уже упомянули, что сценарий взяли свой, а кто режиссировал?
- Да, у меня была идея, но сценарием называть это не могу, ведь я не профессионал. Мы долго выбирали режиссёра, потому что без него театр невозможен.В итоге им стал Артём Рудой, актёр красноярского драматического театра им. Пушкина, экс-режиссер Анчинского драмтеатра и Красноярского театра кукол. Он нам очень помог! В новом сезоне с нами будет работать уже и профессиональный сценарист, сейчас выбираем, кто.
Мы решили, что раз приглашаем зрителя в зал и просим, чтобы он нам помог, то не имеем права давить на жалость! Мы должны показать ему суперкачественный продукт. Непрофессиональным в команде могу быть только я,поэтому все актеры у нас – из трупп разных красноярских театров, музыканты и танцоры – тоже специалисты своего дела!
- Кстати, музыка в спектакле тоже авторская!
- Да, в самом начале мы приняли коллективное решение, что музыка будет нашей, чтобы избежать вопросов с авторскими правами. Сильно рисковали, конечно, но в итоге всё вышло хорошо. Музыка в наших спектаклях – очень важная составляющая, потому что постановка немая, и треки должны дополнять, «говорить» за актёров. Треки написали ребята нашего же театра, поэтому даже не могу дать название их «группе». Единственное, должен добавить, что без таланта Владимира Андреева музыки в театре просто бы не существовало. Кстати, скоро они представят несколько композиций в Красноярске, на одной из площадок!
Изначально у нас была такая концепция: танцевальная часть должна быть супер-самостоятельной, что даже если её вырезать из спектакля, она будет жить. И музыка, если её выдернуть, тоже супер-классная и самодостаточная. Из таких «цельных» частей мы и склеивали спектакль. И даже когда записывали промо-ролик кинотеатра, он получился у нас самостоятельным произведением.
- Каково это актёрам - играть на сцене с заклеенным ртом? Были сложности?
- Да, это проблема. Важно было добиться, чтобы у зрителя не возникало впечатления, что это обычные актёры, которым зашили рот, и они теперь мычат и машут руками… В Красноярске нет понятия пластического театра, есть пантомима и живой театр. У нас же – ни то, ни другое. Но мы стараемся, работаем, отсматриваем видео каждого показа, обязательно всё анализируем и развиваемся.
- А как зритель принял такую непривычную театральную форму?
- Мы изначально позиционировали его как перформанс и предупреждали зрителя, что чрезвычайно экспериментируем. Конечно, у нас сформировалась своя аудитория, которая нас понимает и принимает. Но, например, после анонса по ТВ к нам пришёл более взрослый, опытный зритель. А это совершенно новый взгляд на нашу работу. Мы поняли, что нам нужно расти, меняться и впереди ещё очень много работы.
- Как прошли первые гастроли в Новосибирске?
- Это были наши первые гастроли. Спасибо за приём и понимание! Честно говоря, Новосибирска я опасаюсь с уважительной стороны. Там очень искушенный зритель. И, надо сказать, я услышал много положительного. Но это плохо, потому что обратная связь должна быть разной. Я всегда прошу критику и очень конструктивно к ней отношусь. И до тех пор, пока не скажу – да, я этим спектаклем горжусь, не смогу отпустить его и начать работать над следующим.
- Нет опасения, что в таком узком по формату мире белых людей рано или поздно творческая мысль может иссякнуть?
- Я тоже об этом задумывался. Но в ближайшие два года не боюсь. Нам ещё есть куда расти, мы будем искать новых режиссёров, хореографов, которые смогут нас многому научить.
«Сюда все пришли за идеей!»
- Кстати, все актёры работают в театре бесплатно! Сложно было собрать людей на добровольческих началах?
- Могу сказать, что сложнее было бы собрать на финансовых началах –труппу из 24 человек может себе позволить не каждый авторский театр! Сюда все пришли за идеей. Если она тебе нравится – присоединяйся! Кстати, сайт нам тоже сделали бесплатно! У нас нет спонсоров, но есть люди, которым импонирует то, что мы делаем. Я понимаю, что на волонтерстве театр долго жить не сможет, поэтому сейчас мы продумываем разные модели. Моя задача и состоит в том, что я ищу спонсоров и партнёров.
- Куда идут деньги?
- Чтобы не распыляться,мы приняли решение, что будем помогать детям с ограниченными возможностями. С этого театр и начинался. Причем, деньги планируем отдавать в фонды тех городов, где выступаем.
За полгода у нас было несколько показов в Красноярске и гастроли в Новосибирске. Благодаря первым трем спектаклям мы собирали деньги на поездку ребенку для лечения. Когда говоришь, что билет бесплатный, за пожертвования, сбор идёт очень тяжело. Поняв это,мы сделали билет от 0 до 200 рублей, а затем -200 рублей.
Когда мы поняли, что выходим на широкого зрителя, стали работать с фондами. Например, на гастролях в Новосибирске нашли фонд «Созвездие сердец». Там всё прозрачно: известен диагноз, имя, фамилия ребёнка, которому идут деньги от спектакля. Мы просим у фондов возможности размещать на нашем сайте фотографии этих детей, чтобы зрители видели, кому они помогли.
Пока деньги, собранные на наших спектаклях помогли двум детям. И информация о них скоро появится на нашем сайте.
Со временем схему будем менять: когда я привлекаю инвестора, он должен видеть отдачу. Поэтому мы будем стараться привлекать и партнёров, желающих помочь больным детям, чтобы сбор средств был не только от зрительного зала. Надеюсь, что эта схема сработает, потому что это и есть жизнь и перспектива нашего театра.
-И поделитесь планами на новый театральный сезон!
- В декабре попробуем запустить новый спектакль. В нём постараемся уйти от мелодрамы и показать комедийный сюжет, чтобы разрядить зрителя. Вторая наша цель – увеличить финансирование для помощи детишкам. И, надеюсь, успеем зарегистрироваться как некоммерческая организация – для работы с грантами и фондами это необходимо!
Беседовала Наталья ТЮМЕНЦЕВА
Фото: Антон ВЕСЕЛОВ и из личного архива Дениса ЯКУНИНА