Журнал
поделиться

Театру «Красный факел» 95 лет!

#Архив 2014-2020 годы
Театру «Красный факел» 95 лет!

Юбилей – отличный повод вспомнить о том, с чего все начиналось, еще раз рассказать о замечательных актерах и режиссерах, с которыми удалось пообщаться.

«Красный факел»: от коммерческого клуба до сибирского МХАТа

- Изначально здание было частной собственностью, — поясняет Ксения Гусева, заместитель директора по рекламе и маркетингу театра «Красный факел». — Особняк построили на деньги купцов, крупных коммерсантов, и в нем располагалось Купеческое собрание. Или, как его еще называли, Коммерческий клуб.

В скором времени это здание стало востребованной зимней концертной площадкой, где выступали гастролеры. Бывали здесь и Миланская опера, и многие театральные звезды того времени. В 1917 году здание экспроприировали и обустроили здесь Реввоенсовет — штаб новой власти.
Театру «Красный факел» 95 лет! Фото: Игорь МАЗУТСКИЙ.

— Потом зданию пришлось пережить настоящий военный штурм — здесь стреляли, кололи штыками, и такой исторической страницы нет ни у одного другого здания в нашем городе. А случилось это, когда в город вошли белочехи, которые подчинялись ставке Колчака, находившейся неподалеку — в Омске, — рассказывает Ксения. — Члены Реввоенсовета были захвачены в здании будущего театра и впоследствии расстреляны — в совершенно другом месте, однако шлейф той истории все еще сохраняется в виде легенд о том, что происходило в наших подвалах. В общем, когда лихолетье закончилось, оказалось, что здание разорено и разрушено. Даже был составлен подробный документ, в котором значится, что все плафоны — разбиты, все ручки и краны — свернуты, а электропроводка — сорвана «для нужд революции»… Со временем здание восстановили, и в нем поселился Дворец революции с библиотекой и множеством кружков. Потом сюда стали пускать и театры…

Театру «Красный факел» 95 лет!Театру «Красный факел» 95 лет!

Елена Жданова: «В театре я человек случайный»

Театру «Красный факел» 95 лет! Спектакль "Пришел мужчина к женщине". Фото: Фрол ПОДЛЕСНЫЙ. 

— Мама меня не то чтобы подтолкнула, спросила: «Не хочешь стать актрисой?» Самой мне это и в голову не пришло бы! Я так стеснялась людей, так боялась ярких проявлений себя. Кстати, до сих пор стесняюсь ездить в маршрутках — и не я одна, многие из моих коллег, потому что кажется, что сейчас попросишь высадить на какой-то остановке, и все обратят на тебя внимание!

А тогда я набралась смелости и пошла на вступительные экзамены. И приняли меня, кстати, тоже случайно. 

От страха я стала такой букой и стояла с таким лицом, будто меня здесь должны были убивать!

 Если бы я была преподавателем, я бы себя не взяла. У меня, как у педагога, набирающего курс, возник бы вопрос: «Девушка, а кто вас заставил сюда прийти? Вы почему мне делаете такое одолжение?» Но меня приняли.

Мне тогда было 15 лет — театрального института в Новосибирске еще не было, а в училище поступали после восьмого класса. И эта театральная атмосфера меня так оглушила! Казалось, я учусь где-то рядом со своей жизнью. Это были 1990-е годы, когда вдруг стало важно, во что ты одеваешься, сколько у тебя денег, все это развивало ужасные комплексы. А я оказалась в месте, где это не имело никакого значения.

Училась я, кстати, не очень хорошо. Зато потом, когда поступила в ГИТИС, ни одой пары не пропускала.

Константин Колесник: «Все то, что мы делаем, должно приносить благо»

Театру «Красный факел» 95 лет! Фото: Фрол ПОДЛЕСНЫЙ.

— Нужно, чтобы в целях, которые ставишь перед собой, было заключено желание изменить мир — гармонизировать, помочь людям найти себя, свое предназначение, смысл жизни. Хорошую возможность для этого дает в том числе и театр. Сюда приходят люди, которые хотят творить. С театром начинают взаимодействовать те, кто любит размышлять, анализировать, разбираться в гораздо более тонких вещах, чем потребление чего-либо.

Но театр — это небольшая часть органа, который называется культурой. На мой взгляд, культура — это биологическое понятие. Это та среда, которая питает зернышко, дает ему жизненные силы и позволяет прорасти, распуститься, дать плоды и заронить в культурную почву еще больше зерен — еще больше талантливых и думающих людей. И в дальнейшем рождать все больше прекрасных, духовных плодов.

Все то, что мы делаем, должно приносить благо. Надо стараться вопреки всему двигаться к своей цели и не пытаться бороться с тем, что победить невозможно. Настанет время — и иссякнут силы у той энергии, которая противодействует всему, что направлено на созидание.

Дарья Емельянова: «Я чувствую себя бесконечно счастливым и бесконечно неудовлетворенным человеком»

Театру «Красный факел» 95 лет! Фото: Фрол ПОДЛЕСНЫЙ.

— Что заставляет улыбаться, несмотря ни на что? Сын. Хотя нет, иногда мы ссоримся. Но рядом с ним я всегда стабильно счастлива. (Улыбается.) Ни с кем никогда не чувствовала себя так гармонично, как с ним.

Какое-то внутреннее сияние возникает, когда вижу, что люди работают на полную катушку. Например, вспомните наш благотворительный концерт. Не то чтобы не ожидала таких проявлений от своих друзей, но ребята работали наотмашь и разрывались на маленькие Кости Телегины, Гоши Болоневы, Кати Жировы, Линды Ахметзяновы… 

У меня выдался очень напряженный день, улыбаться уже не было сил. Но я была абсолютно счастлива!

Антонина Кузнецова: «Артистам всегда важно чувствовать отклик зала»

Театру «Красный факел» 95 лет! Фото: предоставлено театром "Красный факел".

— Иногда после спектакля усталости не чувствуешь — кажется, можешь сыграть еще. Такое происходит, когда на сцене с коллегами все складывается, зритель чутко реагирует на происходящее, получаешь большой эмоциональный заряд. Артистам всегда важно чувствовать отклик зала. Особенно когда во время спектакля происходят какие-то нештатные ситуации.

Помню, как-то во время спектакля «Без слов» пропал звук, а музыка там является одним из действующих лиц. Выходит звукооператор и объявляет зрителям, мол, технические неполадки. Все устранили буквально за 3–4 минуты, но для нас, актеров на сцене, они показались вечностью! Зато за это время мы так сроднились с залом! Этот спектакль и так всегда проходит хорошо. Но тогда зал долго аплодировал стоя и кричал «браво»!

А бывает, что спектакль проходит так, что ничего, кроме пустоты, не ощущаешь. 

Как-то нам пришлось играть спектакль «Всё о женщинах» (он рассчитан примерно на сотню зрителей) в Доме ученых Академгородка, который вмещает около тысячи человек. Как мы ни старались, диалог не получился. После таких спектаклей чувствуешь себя очень уставшим, совершенно без сил. Все-таки спектакль — это обоюдный обмен энергией зрителей и актеров.

Семён Фурман: «Любая откровенность всегда наказуема»

Театру «Красный факел» 95 лет! Спектакль "Поминальная молитва". Фото: Игорь ИГНАТОВ. 

- Не знаю я, что такое отдых, я мало работаю. А вообще, для отдыха надо куда-то уехать. Я море очень люблю. Люблю книжку почитать. Но для этого надо, чтобы ничего не отвлекало. А в голове все время крутятся мысли о том, что надо что-то сделать, что что-то произошло. Я ужасно боюсь звонков – телефонных или в дверь, боюсь писем. Все время боюсь, что мне сообщат о чем-то плохом. Раньше в почтовый ящик приходили приятные письма, а сейчас только из налоговой инспекции. 

Ничего хорошего не жду. Я пессимист и думаю, что дальше все будет хуже и хуже.

Михаил Селезнёв: «Преподаватель сказал: «Тебе надо в цирковое или театральное»

Театру «Красный факел» 95 лет! Спектакль "Отцы и сыновья". Фото: Игорь ИГНАТОВ.

— Это вообще очень забавная история. В школе я был шалопаем, дисциплина в классе из-за меня сильно страдала. И как-то, учась в одном из старших классов, преподаватель по русскому языку и литературе сказала: «Ты ничего не учишь, мешаешь заниматься ребятам в классе. Куда будешь поступать после окончания школы? Тебе только в цирковое или театральное!»

И эти слова запали мне в душу. Я пришел домой и говорю маме, мол, хочу поступать в театральное. Она направила меня в Новосибирский государственный театральный институт. Я и записался туда на подготовительные курсы.

После этого пришел к учительнице и докладываю, мол, записался на курсы. А она мне говорит: «Ты не поступишь». Мне так обидно стало: зачем же тогда было пророчить мне поступление в театральное? 

В общем, отчасти поступить во чтобы то ни стало я решил назло учительнице. И поступил. Потом даже пришел 1 сентября на линейку, чтобы сообщить об этом.

А окончив институт, поступил в театр «Красный факел». Помню, после одного из спектаклей на сцену вышла та самая учительница и подарила букет цветов. Мне было очень приятно.

Дмитрий Егоров: «Время и среда, про которые пишет Сергей Довлатов, созвучны тому, что у нас сейчас»

Театру «Красный факел» 95 лет! Фото: Фрол ПОДЛЕСНЫЙ.

- Время сейчас странное – про то-то ставьте спектакли и пишите, а про это – нет. «Россия – не Европа». И мне кажется, время и среда, про которые пишет Сергей Донатович, созвучны тому, что у нас сейчас.

Самые интересные произведения Довлатова написаны в советский период или про советское пространство. И чувствуется, что он, несмотря на всю невозможность существования в этом пространстве, всё равно продолжал его любить. И наша история в большой степени будет про то, что русский человек и российская наша стихия, в которой мы живём – чудесны по сути, хотя, конечно, среди этих чудес жить зачастую невозможно. Но Довлатов при всём этом как-то ещё страну умудрялся любить, это очень важно. И это я очень понимаю. Потому что тут всё время не перестаёшь удивляться. Я, например, отсюда никогда не уеду. Если не выгонят (смеётся).

Анна Морозова: В «Женщине, которая вышла замуж за индюка» - проблема невыросшего поколения и родителей, живущих старыми устоями.

Театру «Красный факел» 95 лет! Спектакль "Женщина, которая вышла замуж за индюка". Фото: Фрол ПОДЛЕСНЫЙ.

- Я выбрала телесериал, ситком как способ существования героев. Есть яркие жанровые признаки: закадровый смех, нарочитая весёлость героев, вечная их радость по отношению друг к другу. В жизни так бывает, но не должно. Когда сотрудники приходят на корпоратив или бывшие одноклассники – на встречу выпускников, все начинают друг другу улыбаться и играть в «какой-мы-классный-дружный-коллектив». А на самом деле – разбредаемся по парам и друг друга поливаем грязью. В современном обществе процветают этикет и вежливость, которые из-за самоцели быть для всех хорошими равны неискренности и обману. Вот для меня, Ани Морозовой, хороший тон – говорить о проблемах, когда они появляются, и не лицемерить: если ты относишься к человеку нехорошо, не общайся с ним, не подходи к нему, не улыбайся и не подлизывайся, когда он стал чуть успешнее.

Что отличает человека от животного? Быть человеком – значит всегда улыбаться, быть всем приятным, не замечать проблем? Или говорить людям правду, пускай иногда болезненную? А что такое правда? 

Муж и жена много лет живут в браке, с двумя детьми, но десять лет муж спит с другой, и что лучше – продолжать жить во лжи или сказать «я тебя не люблю»? Я не знаю, где баланс, я на самом деле этого не знаю.

В пьесе есть момент, когда мама раскрывает всем правду. Семья её не выдерживает – что их, получается, вместе-то держало? И от этого непонимания, где правда, возникает один из поводов сделать спектакль. Таких поводов много, все вагончики мощные. Обычно только на премьере один из них становится локомотивом, который тащит весь поезд за собой.

Юрий Дроздов: Спектакль «Пиковая дама» можно было назвать «швейцарские часы»

Театру «Красный факел» 95 лет! Описание фотографии

- В конечном итоге, этот спектакль можно было назвать «швейцарские часы», потому что шёл он всегда секунда в секунду. Техника ломалась, а артисты – нет. Это один из немногих моих спектаклей, при работе над которым не хотелось спать. Утром я вставал гораздо раньше не из-за того, что НУЖНО идти на репетицию, а из-за того, что просто не мог спать. Как говорится, ночь проспать, скорее на работу.

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно