Известный новосибирский художник пригласил «Мираман» в мастерскую, где показал работы, которых еще никто не видел, а еще рассказал о том, как относится к живописи на заказ и зачем китайцы скупают картины русских мастеров.
О мастерской
— В эту мастерскую я переехал 20 лет назад. До этого работал на Дуси Ковальчук, где располагаются мастерские многих художников.
Эта мастерская
Тут работается прекрасно: вокруг бор, озеро, тишина, чистый воздух… Художники, как правило, отшельники. Я провожу здесь почти всё время. Часто бывает, выдавишь краски, просидишь день и ни одного мазка. Потом в полночь шарахнет и сидишь, пишешь всю ночь, не чувствуя ни времени, ни усталости.
О детстве
— Художников в моей семье не было, а я рисовал с детства. Отец работал слесарем, мама — главным бухгалтером центральной сберегательной кассы. По её линии — цыгане. Правда, тоже не творческие: были кузнецами, делали бочки и прочее. А тут такой товарищ как я народился! Семья была большая — 5 детей. Дисциплина царила идеальной: сегодня ты дежуришь, ты следишь за младшими, ты на хозяйстве… Во всём всегда был порядок. Это, конечно, сформировало мой образ жизни, стиль творчества.
О творческом поиске
— Художники часто жалуются, что на них внимания мало обращают, что их работы не приобретаются. Я считаю, что это ерунда. Если ты художник, в какие бы условия не попал, всё равно будешь писать. Не покупают работы — пиши лучше, ищи! Если художник не ищет — он мертвый художник. Некоторые думают: нашёл то, что покупают, и всё, можно дальше не работать. Но это неправильно!
Я постоянно ищу себя, свою дорогу. Причём, когда вижу, что
Я пишу академические работы и абстрактные, — практически во всех направлениях. А дальше уже дело покупателя —
О работах на заказ
— Редко пишу на заказ. В основном находится человек, которому нравится твоя живопись, он покупает несколько работ, а потом просит написать
Бывало, приходил предприниматель, который занимается лесозаготовками, приносил картину Шишкина «Корабельная роща», предлагал вписать в неё всю его лесозаготовительную технику. Отказал! Или пришла дама, показала картину ХVII века, попросила её лицо в этот костюм вписать. Я не могу делать такие вещи. Это кощунство! Вот так взяли бы мою работу и
Мне копию
А ещё я не пишу портреты.
Когда соприкасаешься с большим искусством, начинаешь понимать, что такое цвет, тон, уже не по школьной программе, а через творчество. Начинаешь страдать, когда не получается. Творчество — это благословение и проклятье. Благословение — когда пишешь, и получается то, что ты хотел выразить. А бывает, напишешь работу, она прошла выставку, имеет успех, а ты понимаешь, что не удалось сказать, то, что задумал, получилась только красивая картинка. Для мастера это проблема. Конечно, можно делать то, что требует от тебя эпоха, заказчик, недурные деньги зарабатывать. Но внутри сидит цыплёночек и мучает: «Что ты делаешь? Тебе дан талант, а ты его на деньги меняешь».
О картинах «в гостях»
— Не каждая моя работа уживается в других интерьерах, других семьях. Когда ко мне приходят за картиной, я всегда советую: «Возьмите еще эту и эту, пусть они у вас неделю поживут, какая из них проживется, такую и оставите». Сейчас около 30 работ находятся в гостях. Мне не всё равно, где будет моя картина. Когда она висит и кроме хозяйки или хозяина никому не нравится, это не очень хорошо. Даже если у одного члена семьи она вызывает раздражение — возвращайте и берите другую! Некоторые так по полтора месяца в гостях висят!
О художниках
— Бывает художник от Бога, он жить без творчества не может, а бывает — это просто профессия. Получил диплом, знает законы живописи, у него за спиной стоял педагог и говорил, что делать: «Здесь добавь, здесь убери…». Проходят годы, а он как упёрся в потолок, так и идёт вдоль него, не может избавиться от авторитета наставника, чтобы сделать
После художественного училища мне дали направление в академию Репина. Пригласили туда и сказали: «Если хочешь стать художником, забудь все, чему тебя учили. Ищи свою дорогу, свой путь. Ты уже знаешь „азбуку“, всё, что надо, в тебе уже заложено»! Это было поразительно, потому что тогда малейшее отклонение от реализма, академизма нещадно каралось…
О прошлом и настоящем
— К сожалению, наши власти не осознают, что такое культура и какое значение она имеет. Еще до нашей эры, в эпоху древнего греческого государства, когда и Рима не было как такового, поэты, актеры, художники сидели в правительстве, с ними советовались, решали вопросы войны и мира, строительства и процветания.
Самая мощная эпоха расцвета культуры и искусства за последние
Но в
О Китае
— В Китае делают «Третьяковскую» галерею, где будут представлены работы современных российских художников, в том числе и мои. Они ездят по стране и скупают картины. Возможно, пройдет время, и наших мастеров за последние десятилетия мы сможем видеть только в Китае, потому что у нас они не востребованы так, как там.
Пессимисты считают, что это проникновение в нашу культуру, ведь Китай претендует на мировое господство. Там сейчас очень популярна тема патриотизма. В работах художников ищут «русский дух»: берёзки, монастыри… Я ездил с выставки туда уже три раза, жил по месяцам, работал, и всё, что писал, было закуплено. Домой привёз буквально несколько работ.
К слову, такого гостеприимства как там, я не встречал больше нигде — дорогу, питание, проживание они оплачивают. Тебя приветствуют представители власти, ведущие художники страны, журналисты…
Но китайцы есть китайцы. Подписываем договор, оговариваем условия, но всё будет так, как сказали они. Тебе предоставляют мастерскую, краски, холст, говорят, пиши, что хочешь. На самом деле стоишь и делаешь то, что хотят они. Не заставляют, просто делаешь то, чего от тебя ждут (смеётся — прим. авт.). Видимо, в этом и заключается восточный менталитет.
Я не встретил там ни одного бедного художника. У всех мастерские, рядом -квартиры. Их уважают, государство способствует развитию, творчеству, процветанию.
Но как бы ни ходил там, раскрыв рот, спустя месяц жизни в Китае начинаю скучать по холодной, суровой, но родной Сибири. Поэтому переезжать туда не собираюсь, но работать по
О силе искусства
— Перед каждым художником всегда стоят два вопроса: что рисовать и как. Можно белым нарисовать, а можно красным. Можно осень, а можно весну… Когда перед тобой чистый холст — перед тобой вся Вселенная. Ты можешь заставить человека плакать, удивляться, увести его в бесконечность…
Бывает, проходишь на выставке мимо сотен картин и останавливаешься возле
Вообще, искусство — сила, которая ещё не взвешена и не определена. Как оно приходит? Откуда? Никто не знает.
О творческом процессе
— Сначала беру тему, потом ищу композицию, делаю наброски, подбираю цветовое решение. И когда чувствую, что работа дозрела в сердце — дописываю. Откуда это приходит — не знаю.
Это — картина, написанная после Питера, остались ассоциации белых ночей, металла разведённых мостов, воды…
Или вот — сиреневые рыбаки. Нормальный человек напишет такую работу? Она мне
Здесь — ещё самая первая прописка картины, считай, черновик. Называется «Рождение человека». Здесь я хочу показать синусоидальное движение жизни и смерти. Хочу добавить сюда сложное небо…
Картина «Звонок из бара» — вот далась она мне! С одной стороны, работа «ни о чём». С другой — раз десять её уже переписывал: она была то холодной, то горячей… и до сих пор ищу, ищу и ищу…
Иногда приходится переписать всю работу. Например, в этой чувствую, что снизу нужно добавить «воздуха», фигуру переписать повыше,
Я пытаюсь не возвращаться к старым работам, хотя они тянут, зовут, дергают, как нарождённые дети.
Иногда перебираешь картины, думаешь: «Господи, я раньше писал лучше, чем сейчас». Не то, чтобы они были мощнее или грамотнее. Просто
Сейчас покажу вам ещё две работы. Вот эту я написал в 1995 году. Она по мотивам песни «На Муромской дорожке стояло три сосны». Есть там строчка: «Вернулся ко мне милый с
Досье
Родился 28 июля 1948 года в г. Мариинске Кемеровской области.
Живописец, член Союза художников России с 1995 года.
Лауреат премии Губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства (2008).
Почетный работник культуры Новосибирской области (2009).
В 1968 году окончил с отличием
Работы художника неоднократно отмечались дипломами и грамотами. За участие в выставке «Моя Сибирь» награжден Дипломом Российской академии художеств (2003). Участие в X региональной художественной выставке «Сибирь» отмечено Дипломом и медалью Лауреата выставки.
Более 100 произведений художника находится в различных музеях, галереях и в частной собственности в Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Италии, Израиля, России, США, Финляндии, Франции.
Автор: Наталья Тюменцева