Художник из Петербурга, творящая в стиле графика, рассказала о том, как зарабатывала на уличном вернисаже Невского проспекта, почему любит Булгакова и чем ее вдохновляет родной город.
Родители не пустили в художественную школу
— Вера, как вы нашли свой стиль?
— Это заслуга родителей. Отец — реставратор монументальной и станковой живописи, мама — педагог рисования. Они не пустили меня в художественную школу, сказали: «Рисуй так, как тебе нравится. Академическую школу получишь, когда сформируется твое собственное восприятие». Лет в 16 оценила этот их запрет. Дети обезьянничают, попугайничают, стараются быть, как все, а для творчества это самая разрушительная сила.
— Есть ли художник, который дарил вдохновение в начале творческого пути?
— Очень нравились Иван Билибин, Александр Головин, Николай Акимов, Анри Матисс... А сейчас особенно близка Ремедиос Варо — испанка, сюрреалист, современница Сальвадора Дали. Лет пять назад узнала о ней… В Европе о Варо мало кто знает, хотя работы живые и очень содержательные. И все же любимой картиной остается «Танец» Матисса.
У каждого — свой Петербург
— Был в биографии период непризнания, когда думаешь: «Ну почему, почему они не видят?!»?
— Был период безденежья. Когда в 1990-х годах с дипломом в руках — и в никуда... Приходилось зарабатывать прикладными изделиями — шкатулки, поделки из среза березы, потом конвейер картинок для туристов — уличный вернисаж на Невском проспекте. А параллельно — настоящее творчество, выставки. О признании как-то некогда было задумываться. Просто делала свое дело.
— Бывают творческие кризисы? Как их преодолеваете?
- Это, знаете, скорее, цикличность: осенью всегда подъем, новые идеи, а к лету — затишье. Может, потому, что в Петербурге очень короткое лето.
- Как считаете, энергетика этого города повлияла на ваши работы? Была возможность сравнивать с другим городом, где тоже творили?
- Всю жизнь работаю в Петербурге. Безусловно, мощная энергетика любимого города очень влияет на творчество. Но у каждого — город свой. Никогда не воспринимала его мрачным и серым. «Петербург Достоевского» — не мое. Скорее, это поэзия Пушкина — фееричная, воздушная.
- У вас амплуа лирично-романтичного художника. Сознательно ли вы его создавали, или, как говорят, рука водит мастером?
- Да, все мы — кисточки в Божьих руках. Творческие люди — лишь «передатчики». Конечно, направление, которое выбирает для себя художник, не может быть притянутым за уши. Это естественный процесс. Как дышать. Тут главное — пропустить идею, которая приходит, через свой внутренний мир, обогатив ее личным опытом и эмоциями. И наработанное мастерство — неплохой помощник на этом пути.
«Каждая работа — это повесть»
— Бывает так, что неожиданно для вас самой какая-то картина становится особенно популярна у зрителя? Или наоборот — вам очень понравилась работа, но признания не нашла?
- Очень самокритично отношусь к своим работам и сразу вижу состоявшееся произведение. Как правило, из 10–12 работ за год «выстреливают» не более двух. Их авторскую копию или постер чаще всего и заказывают. Конечно, все люди разные, со своей судьбой, случается, покупают и ту работу, которую я не воспринимала всерьез. А человек увидел в ней что-то очень близкое и важное для себя.
- Ваша работа «Тень» стала настоящим хитом. Ожидали ли, что она станет так популярна?
- Да, она стала хитом на моей первой выставке в 1995 году и до сих пор востребована. Кстати, у этой картины интересная история. Моя мама лежала на диване, и из окна на ее лицо падала тень от березы (солнце у нас иногда бывает). Я уловила этот сюжет, насытила работу африканским колоритом и поняла, что она мощно выделяется на фоне других картин.
А вообще, каждая работа — это история, повесть. Например, «Паводок» стал забавным началом целой серии «оживших» деревьев. Климат у нас сырой, и наводнения не редкость. Как-то долго смотрела на деревья, «по колено» стоящие в воде. Думала: «Вот бы посадить их в лодки и перевезти на более сухое место». Подумалось — и работа состоялась!
Булгаков, Зощенко и панды
- Две ваши работы находятся в фондах Государственного литературного музея «ХХ век». Расскажите о них.
- Это заказные работы. Одна — к 100-летию Ольги Берггольц. Ее портрет на набережной. Очень тяжело было работать над этим произведением, потом месяца два приходила в себя…Судьба у Ольги Федоровны была очень тяжелая, а когда работаешь над портретом, так или иначе погружаешься в мир человека, его биографию, творчество... Одни только блокадные стихи могут надолго окунуть в атмосферу того времени...
Другая — «Город Зощенко» — наоборот, создавалась на одном дыхании. Она легкая, саркастичная, насыщена множеством персонажей.
- Есть ли у вас любимая картина среди собственных?
- «Мастер и Маргарита». Многое меня связывает с этим произведением Михаила Афанасьевича Булгакова. В старших классах роспись над кроватью «Ужин при свечах», потом на втором курсе училища имени Рериха — конверт для виниловой пластинки с этим же произведением, дипломная работа — серия театральных плакатов, где центральным был «Мастер и Маргарита». И, наконец, не фрагментарная, а собирательная работа на эту тему...
- Вы создаете авторские постеры и подушки с собственными рисунками. Это забавы ради или можно назвать полноценной частью вашей творческой жизни?
- Семь лет работала на один торговый дом. Делала авторские календари. Платили мало, картинки остались. Вот и выпускаю сувенирную продукцию — подушки. А что касается постеров, так они с моими творческими работами. Не многие могут позволить себе оригинал, а постер доступен каждому.
- У вас есть целая серия с пандами. Расскажите, как пришла мысль сделать такой календарь с китайскими мотивами.
- Это был заказ — сделать календарь к Году дракона. Но этот персонаж не очень сочетается с нашим менталитетом и вызывает, скорее, тревожные чувства. Решила главными персонажами сделать трогательных панд, а дракона на каждой картинке изобразила фрагментарно. Он там и есть, и вроде его нет. Как улыбка Чеширского Кота.
Просвещение — это бескорыстный труд!
- В своей группе в соцсетях вы ведете активный диалог. Например, рассуждаете о женском и мужском видении творчества. Так есть ли разница?
- Разница в эмоциональной окраске. У женщин меньше пафоса, больше чувств.
- В этой же группе вы выставляете работы других художников. Этакая электронная картинная галерея!
- Обычно мельком оцениваю художественные достоинства автора, не вдаваясь в детали и почти на ощупь, загружаю профессиональные подборки коллег по цеху. Галерея в соцсети — это просветительский, бескорыстный труд. Она нужна прежде всего любителям изобразительного искусства. Творческие же люди должны максимально ограждать себя от информации извне, чтобы не скатиться в тривиальность или неосознанный плагиат.
- Чем вдохновлены сейчас? Чем готовитесь удивить поклонников вашего творчества в ближайшем будущем?
- Надеюсь, ожидание весны подарит очередные лирические сюжеты.
Досье
Вера ШАНСКАЯ, художник-график.
Член Союза художников России. Участница 39 выставок, 5 из которых — персональные. Имеет 15 публикаций графических произведений. Две работы находятся в фондах Государственного литературного музея «ХХ век». Более 200 работ — в частных коллекциях.
Текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА