Художница из Москвы, ставшая известной благодаря невероятным по своему оптимизму рисункам на открытках, календарях, блокнотах и в детских книжках, рассказала «Мираману» о том, как относится к славе, почему предпочитает забывать о книгах, над которыми работала, и об иллюзиях, которые создают ее работы.
Персонажи ее акварелей греют душу теплотой и дружелюбием. Картинки разлетелись по интернет-пространству и живут, кажется, своей, отдельной от художника жизнью.
Дети учат смотреть на мир иначе
Пчеловод по первому образованию, выучилась на модельера, какое-то время работала педагогом в Вальдорфской школе и в итоге стала художником.
— Вы так долго искали себя или всегда знали, что будете рисовать, но просто дорога к этому была длинной?
— Я не искала. Обстоятельства так складывались.
— Кстати, опыт работы в Вальдорфской школе, мировоззрение, которому она следует, как-то повлияли на ваше творчество?
— Все в этой жизни так или иначе на что-то влияет. Необычные дети учат вниманию, деликатности и толерантности. Они учат смотреть на мир иначе.— Слава Сэ назвал вас основателем детского импрессионизма и гением психологизма пузатой каракули. Довольно точно, по-моему. А как вы сами определяете свой стиль? Учат ли такому в худучилищах?
— Стиль, в котором я работаю, относится к книжной графике. Стилю не учат — его вырабатывают, на это могут уйти годы.
— Расскажите о любимой серии своих работ, любимых персонажах…
— У меня нет любимых работ. Есть те, которые я запоминаю. Их немного. Единственная работа, которая мне нравится, — портрет козы. У нее всегда разное выражение лица. Она живая, хотя и написана маслом на картоне.
«Мультфильмы — как дети. Все любимые»
— Вы работали в анимационной студии «Пилот». Какие мультфильмы рисовали?
— В студии «Пилот» я работала с 2001 по 2010 год. Участвовала в создании проекта «Гора самоцветов». Эта серия создавалась по сказкам разных народов России.
Над 10-ю минутами рисованного кино команда трудится 9 месяцев — ровно столько, сколько вынашивают ребенка. За каждым мультфильмом стоит труд сценариста, режиссера, постановщика, раскадровщика, фазовщиков, аниматоров, прорисовщиков, заливщиков, музыкантов, актеров голоса и т.д. Мультипликаторы говорят, что их профессия для свинцового зада и невидимых миру слез.
— Какой мультфильм, сделанный при вашем участии, ваш самый любимый? Почему?? Почему?
— Они — как дети. Их невозможно разделить по степени любимости.
— Какие эмоции дарит работа над мультфильмами?
— Мультипликация — очень тяжелая, трудоемкая и кропотливая работа. Эмоции там не совсем уместны.
— Несмотря на такие легкие, воздушные, позитивные рисунки, есть у вас и минорные, философские, как мне кажется, работы. «Платон», «Омут», например. Значит, даже самые рыжие и беззаботные художники иногда могут грустить? Или это как про клоунов, которые — самые грустные?
— А разве художники не люди и не могут грустить? Кстати, я не рыжая и далеко не беззаботная. У меня, как и у всех, масса своих проблем. Мои работы склонны создавать обо мне иллюзии. В реальности все иначе.— Сами ведете блокнот для солнечного настроения или книжку для записей «Все будет замечательно?», кои иллюстрированы вашими рисунками? Насколько вы организованный человек?
— Нет, не веду никаких блокнотов, делаю только рабочие записи. Я трудоголик.
— Помимо акварели и масла вы занимались еще пэчворком, графикой, росписью стен, живописью в восточном стиле… И все-таки к чему больше душа лежит?
— Это было любопытно — все попробовать. Профессия модельера отпала — я не подхожу к ней по характеру. Пэчворк оказался механической и часто скучной работой. Роспись стен больше подходит для молодого и сильного тела. Графика требует черно-белого мышления. Акварель осталась как наиболее востребованная, а для меня самая интересная, она сродни работе снайпера — не прощает ошибок.
Каждая книга — со своим нравом
— Какую книгу вы хотели бы проиллюстрировать? Мне кажется, кэрролловская Алиса получилась бы у вас гениально!
— Алиса уже столькими художниками проиллюстрирована! Зачем плодить ненужные сущности? Я бы с удовольствием проиллюстрировала сказки Океании, они весьма любопытные и необычные, к тому же живут в толстых сборниках без картинок.
— Иллюстрирование какой книги запомнилось больше всего? С какой из них больше других пришлось повозиться?
— Как только заканчивается работа над книгой, я предпочитаю тут же о ней забыть. Иначе разорвет. Они все как люди, каждая со своим норовом.
— Как сами считаете — вы детский или взрослый художник?
— Это считают те, кто смотрит. Я просто рисую взрослые картинки детскими символами.
— Был ли момент осознания, что ваше творчество перестало быть вашим, а стало, как старые сказки, народным? По сути теперь так оно и есть. В частности, благодаря интернету… Как относитесь к такой славе?
— Нет, я очень замкнуто живу. Слава для меня весьма абстрактное понятие. Это, скорее, из другого измерения, я туда не хожу.
— Что вы делаете, если не рисуете?
— Смотрю триллеры и играю в квесты.
— Над чем сейчас работаете?
— Сейчас рисую картинки для 3 календарей и 12 блокнотов. Потом будет работа над книжкой «Великие отдыхают» — про ученых и их открытия. А летом меня ждет книга «Жизнь марионеток».
— Что можете пожелать читателям «Мирамана»?
— В жизни всегда находится место для улыбки. Улыбайтесь, даже если нечем и некому.
Досье
Виктория КИРДИЙ, художник.
Родилась в Иркутске. В детстве не ставили в угол, потому что могла изрисовать стены.
С 2001 по 2010 год работала в анимационной студии «Пилот». В настоящее время — иллюстратор издательства «Речь».
текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА