Журнал
поделиться

Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

#Архив 2014-2020 годы
Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

Ассамбляж, живопись, работа в театре и кино… Граней творчества у новосибирского художника очень много. Какие театральные работы ему дороги больше всего? Почему помойку он называет складом? Читайте в нашем интервью!

«Договорились, что помойку будем называть складом…»

Ассамбляж, создание объемных композиций, думаю, нельзя причислить к супер-популярным направлениям изобразительного искусства. Расскажите, как вы им увлеклись?

— Мне посчастливилось буквально родиться в театре — мой отец был актером и режиссером. И у меня, в общем, не было выбора. Я стал художником.

Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

Театральное действо всегда начинается с объемно-пространственного макета декораций. Именно это и послужило для меня забавным толчком. Однажды в 1988 году я делал в барнаульском ТЮЗе спектакль «Тот самый Мюнхгаузен». На сцене у меня стояла огромная трёхъярусная композиция, конструкция купола перевернутая вверх ногами. Макет декораций мне отдали в разобранном виде, в полиэтиленовом кулечке. Он был большой, многодельный, деревянный, очень подробный. Я понимал, что собирать его по новой не буду — очень долго и хлопотно. И здесь мне подвернулась разбитая гитара. И весь свой макет я разместил на ней. Это был первый опыт ассамбляжа.

До этого я знал, что такая техника существует. Тогда в театрах художники любили делать полуобъёмные эскизы и использовали для них разные предметы, например, механизмы от часов. Это было интересно и похоже на ассамбляж.

После того, как я сделал эту гитару и начал еще одну, процесс застрял, потому что в театре и без того было много работы. А в 90-ом году огромную выставку своих работ в Москву привез Жан Тэнгли. Я посмотрел и понял, насколько серьезно и масштабно можно работать в технике ассамбляж, когда основой для работы может быть кузов автомобиля, станина какого-нибудь станка или скелет буйвола! Его выставка тогда заняла весь Дом Художника на Крымском Валу.

Я понял, что это очень эффектно, но нам до такого масштаба не добраться хотя бы потому, что показывать и хранить это негде.

Несколько лет назад в Новосибирске Женя Кирьянов готовил выставку ассамбляжа. Он давно и профессионально занимается этим жанром. Женя спросил меня, нет ли чего у меня на данную тему. Мы посмотрели на мою гитару и решили — а почему бы и нет?! На выставке понял, что людям это интересно и вошел в раж. Рука потребовала крутить шурупы и вкручивать болты (смеется — прим.авт).

Что примечательно делаете вы это исключительно на музыкальных инструментах! Почему такой выбор?

— Примерно в то же самое время, когда познакомился с ассамбляжем, в драматическом театре Петропавловска- Камчатского готовился к выпуску спектакль «Вишневый сад», на котором я работал художником -постановщиком. В пьесе меня очень зацепила ремарка у Чехова: «слышен звук лопнувшей струны». Возникла идея реализовать этот самый звук! Незадолго до этого я начал писать картину, где виолончель своим упорным штырем пробивает купол ратонды и впивается в пол. Рассказал об этом режиссеру Игорю Зайцеву, и он сказал: «Это классно! Это и будет звук лопнувшей струны!». И мы это сделали!

Вернувшись в Новосибирск, понял, что хочу написать посвящение этому спектаклю. И сделал это на деке виолончели! Изобразил вишневый сад, вулкан, руины — всё, что было в самом спектакле… После этого пошло и поехало.С этой работы началась авторская коллекция работ «Соло на погибшем инструменте», в которую входят картины на деках виолончелей, скрипок, контрабасов, гитар, а также работы в технике ассамбляж, в которых главную роль играют именно музыкальные инструменты – виолончель, скрипка, контрабас, гитара…

Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»Где же вы их берёте?Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

— Источники самые разные. Например, с одним моим другом-художником, с которым периодически обмениваемся найденными вещами, мы условно договорились, что помойку будем называть «склад». И вот он звонит и говорит: «Я тут на складе кое-что нашел», а я ему: «У меня для тебя тоже кое-что со склада есть…».

Бывает, друзья приносят разбитые инструменты, или реставраторы отдают. У музыкальных инструментов есть особенность — с виду они могут быть новыми, блестящими, а для профессионала — дрова! Вот такие, с браком, мне и дарят.

А «наполнением» для работ может служить что угодно. Например, приезжаю к друзьям на СТО ремонтировать машину, а у них куча запчастей ненужных лежит…

«Мы что делали, то и хотели!»

У вас в коллекции множество работ в качестве театрального художника…

— 145 спектаклей с 1979 года!

В каких городах довелось поработать?

— В основном, это вся близлежащая округа: Томск, Кемерово, Барнаул. Самая западная точка — Петрозаводск, самая восточная — Петропавловск-Камчатский. А если говорить о всяких шоу — самым восточным городом, где доводилось поработать, был Хабаровск, самым западным — Прага. Умудрился и там сделать одно мероприятие, было очень забавно.

Невероятно! А есть самые любимые и дорогие сердцу театральные работы?

— У меня до сих пор остается любимым воспоминанием работа в томском ТЮЗе с талантливым человеком и просто гениальным режиссером, к сожалению, ныне покойным, Ларисой Леляновой! Есть режиссеры, которые решают все сами, а она всегда подключала людей, способных воплотить ее замысел. Причем, я мог говорить ей, что она гений, а она отвечала, что я кровосос и мешаю ей жить.Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

Помню, на ее юбилее я сказал, что самая главная и замечательная вещь в жизни – когда люди могут бредить на пару. Вот мы с ней бредили на пару. Мой любимый жанр - это русские народные галлюцинации. И даже один из спектаклей, «Мелкий бес», Лариса предложила именно так обозначить.

Мне нравилась ее режиссерская позиция. Это как у Козьмы Пруткова есть высказывание: «Что делают, то и хотят». Вот мы что делали, то и хотели! Из-за этого ее спектакли несколько раз не брали не фестивали, экспертный совет рекомендовал что-то менять в постановках, а она просто посылала всех!

Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

—  А в Новосибирске есть любимый режиссёр, постановки, в которых вы принимали участие? /p>

— В Новосибирске живут несколько замечательных режиссёров, с которыми я работаю. Евгений Рогулькин — с ним мы сделали много интересных спектаклей в театрах разных городов. Дмитрий Суслов очень выразительный, художественный руководитель нового музыкального театра « Орфеум». Олег Нудненко — с ним мы трудимся над театрализованными шоу. Были удачные работы с режиссёром Сергеем Дубровиным в театре «На левом берегу».

Сегодня в Новосибирске практически не осталось спектаклей, которые я делал. В театре «Старый дом» работал режиссер Дмитрий Александрович Масленников. Как-то позвонил он мне и говорит: «У меня есть желание поставить «Игроки» Гоголя!». А Гоголь — мой любимый писатель! Мы сделали «Игроков», потом цветаевскую «Федру» - это были классные, просто потрясающие спектакли! Потом он уехал в Питер и, к сожалению, скончался.

Вообще, сейчас в наши Новосибирские театры меня практически не зовут. Предпочитают работать с приглашенными художниками. Так что, пока эта тема закрыта. А вообще, в каждом театре, где доводилось работать, есть дорогие сердцу постановки!

Бывали неудачные спектакли?

— Жизнь не может быть соткана из одних побед, когда-нибудь надо и поражение испытать. И потом, победа вроде хорошее слово, но после неё, как правило, все болит, надо что-то ремонтировать в себе. Были у меня и средние, проходные спектакли. Другое дело, что все равно в каждый выкладываешься одинаково.

Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

Часто ли бываете в театре, как оцениваете работу коллег?

— В театры хожу мало. Работы коллег стараюсь публично не оценивать. Удручает то, что спектакли и декорации к ним становятся банальными. За последние годы в области сценографии в Новосибирске не сделано ничего интересного и достойного внимания ни с художественной, ни с технической точки зрения. Ни на одной солидной выставке не представлено, то, что сделано в Новосибирских театрах.

А есть у вас идеи, мечты, готовые решения к каким-нибудь спектаклям, которые вы хотели бы воплотить в жизнь?

— У меня есть классное решение к спектаклю «Три сестры», к «Вассе Железновой». Причем с последней забавная вышла история.

Однажды меня пригласили в кемеровский драматический театр делать эту любимую и уважаемую мной пьесу Горького. В голову ничего не шло. Зато у режиссера была просто гениальная идея, он сказал: «Построй мне вокзал!». Я построил вокзал в стиле модерн. Это был вокзал-призрак. На черном заднике его не было видно, но когда создавалась внутренняя подсветка, он начинал проявляться. И на перроне проявлялись люди, ожидающие поезд. Когда человек в пьесе умирал, он оказывался в числе этих ожидающих. Потом была еще одна «Васса Железнова». Мы делали её как раз с Ларисой Леляновой. Там всё было совсем по-другому. И уже потом, когда спектакль выпустили, мне придумалась третья версия. И я хотел бы её воплотить.

Да, задумки есть. Бывает, когда понимаешь, что вариант, который отмёл режиссер, был бы интереснее, чем тот, который он принял. И эти идеи тоже складываются в копилку.

«Моё искусство многих сделает дураками!»

У вас и в кино есть работы в качестве художника!

— Да, в свое время «НовосибирскТелефильм» был хорошей базой, снимались качественные игровые фильмы, пусть и не полный метр.

Например, режиссер Леонид Леонидович Сикорук - легендарный человек, снимал «Физику для малышей», «Геометрию для малышей». Мне посчастливилось поработать с ним над «Астрономией для малышей». Кстати, эскизы к этому фильму хранятся в Музее Кино в Москве.

Был фильм «Тайга» по повести Проскурина снимал режиссёр Юрий Николаевич Малашин. Съёмки проходили на Алтае. Там тоже нашлась работа художнику. У меня есть фото, где я стою в фуфайке с топором. Меня спрашивают: «Что это?! А я отвечаю: «Это постройка декорации «шалаш»!Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

В 90-ом году довелось поработать с режиссером Владимиром Лаптевым. Как-то мы с ним очень душевно поговорили про кино, а он как раз собирался снимать фильм «Группа риска». Позвал меня к себе в качестве художника. У нас тогда снимался Леша Булдаков. Этот человек сыграл уйму замечательных интересных ролей, но все помнят его по роли генерала, когда он говорит: «Ну, вы блин даете!». Помню, говорил ему: «Лёша, это надо же — из-за одной фразы войти в историю!».

Снимать этот фильм было очень интересно и непросто. Нам нужно было показать богатую жизнь, а время было совсем небогатое. Мы ходили по знакомым и собирали хорошие вещи!

А недавно меня познакомили с режиссёром Ириной Премой. И сейчас мы делаем фильм в стиле фэнтези для детей и юношества. Сценарий пока рассказывать не буду, но, думаю, будет интересно, потому что декорации придумываем самые неожиданные. Можно сказать: воплощаем те самые русские народные галлюцинации (смеется — прим.авт.)

Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

(Декорации к спектаклю Труффальдино из Бергамо", Северский музыкальный театр)

Вы часто бываете в составе жюри различных конкурсов среди художников. Видите ли перспективу? Открываете ли для себя новые имена?

— Да, имена есть. И есть надежда на то, что творческая жизнь в городе продолжится. Но у нас есть и беда — иногда понимаешь, что надо писать то, что покупается. Но для творчества это не самое главное. Я всегда прошу художников реализовывать свои самые насущные идеи, мысли, галлюцинации и на этом строить искусство!

Вообще, искусство зиждется на двух китах — искренности и профессионализме. Но сейчас для многих главнее востребованность. Значит, человек вынужден подстраиваться. И насколько он сможет работать в двух режимах — зависит от таланта.

А у вас нет учеников?

— Процитирую. В свое время Микеланджело, уважаемый мною мастер Эпохи Возражения, зашел в Сикстинскую Капеллу, увидел, что там сидят молодые люди и копируют его работы, и сказал: «Мое искусство многих сделает дураками!». Я себя, конечно, не причисляю к лику святых, но думаю примерно то же самое.Владимир Авдеев: «Люблю жанр русских народных галлюцинаций!»

Ваша творческая жизнь очень многогранна. Какое из направлений, которыми вы занимаетесь, для вас самое главное?

— Опять же процитирую — это искусствоведческое образование мешает мне жить.

Великий мастер метафизической живописи Джорджо Де Кирико сказал, что истина это то, что можно увидеть с закрытыми глазами. Скульптор закрывает глаза и видит скульптуру, живописец - картину, график - рисунок. Я с закрытыми глазами вижу декорацию.

Мне нравится сам процесс постройки: чертить, придумывать всякие способы и системы, чтобы всё стояло, понималось, не падало, или наоборот — падало…

Живопись для меня — просто способ воспроизвести то, что я увидел с закрытыми глазами. Если бы у меня была возможность все это строить, воплощать в жизнь, я бы с огромной радостью это делал…

Текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА

Фото: Валерий ПАНОВ и личный архив Владимира АВДЕЕВА

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно