О том, почему отучившись на академического художника, отдала предпочтение интуитивной живописи, почему не называет свой авторский курс арт-терапией и действительно ли каждый человек может научиться рисовать, Марианна рассказала «Мираману».
«Никогда не знаю, какой картина получится в итоге»
— Марианна, у вас художественное образование. Почему же вы выбрали путь интуитивной живописи? Есть стереотип, что ей занимаются самоучки.
— Я выбрала путь интуитивной жизни. А живопись — это проявленная форма, язык, на котором можно говорить со своей душой, творцом и зрителем. И это доступно каждому человеку. Познания в искусстве здесь не имеют значения.
Художественное образование в нашей стране предполагает обучение академическому рисунку и живописи с натуры. Изображать видимый предметный мир на плоскости максимально реалистично. А в современном искусстве спектр художественного языка гораздо шире. И ему никто не обучает. Так что и я в какой-то степени дилетант.
Художественная школа и Институт искусств дали мне возможность профессионально писать портреты и пейзажи, заниматься прикладным искусством. Я перебирала денежные формы творческой деятельности, пока окончательно не устала от заказной работы, что сказалось и на здоровье. В то же время я не видела себя в настоящем искусстве, не чувствовала себя гением, мне не хватало идей, понимания и, главное, решительности. Ведь холст обязывает, требует от тебя высокохудожественного.
И с профессией художника и преподавателя очень сложно идти на риск, отпустить оценку и перфекционизм. Поэтому профессионалы зачастую ещё больше подвержены страху перед творчеством, нежели новички. Страху совершить ошибку и потерять репутацию.
Зависимость от оценки и общественного мнения не даёт художнику быть по-настоящему творческим, получать удовольствие и, тем более, страсть от процесса, заставляя его ещё больше напрягаться в поиске вдохновения.
Я пришла к интуитивному творчеству обходным путём, не связанным с профессией, через спонтанный танец, контактную импровизацию, плэйбэк-театр. Научилась естественно выражать свои чувства, действия. Открыла для себя, что полученные методики можно применить в рисовании. Но я чувствовала себя одинокой в своём намерении.
И вот случайно увидела в интернете видеоролик американской художницы Флоры Боули. За три минуты ролика — в ускоренной съемке — она писала картину. Не знаю, что меня больше вдохновило — свободная лёгкая манера Флоры, красивая съёмка или сопровождающая ролик музыка. Всё вместе так захватывало дух, что я решила найти эту женщину. Я подписалась на её онлайн-курс, нашла переводчицу с английского. Как только начала выкладывать свои работы в социальные сети, друзья стали просить устроить для них мастер-класс. Группа набралась достаточно быстро, и процесс пошел параллельно: я учила их и училась вместе с ними.
— Что же так зацепило в манере Флоры?
— Наверное, её свободная небрежность, чего я себе обычно не позволяла, смелая игра с цветом и формами. И мне было интересно, откуда берутся образы, как их соединять в картине. А вообще суть обучения Флоры не в том, чтобы писать, как она, не в манере мастера, а в том, чтобы найти свой уникальный стиль и быть самим собой. Я пока в поиске, я исследую.
— Какое определение интуитивной живописи даёте вы?
— Это импровизация, игра, приключение. Я никогда не знаю, какой картина получится в итоге. Даже если начинаю с какой-то идеи, всё может измениться в любой момент. Чаще всего в процессе всё меняется — так же, как каждый день меняемся мы сами. Жизнь — это большое путешествие, на протяжении которого мы постоянно движемся к себе новому. И всякий раз, беря в руки кисть, я погружаюсь в новое состояние, в голову приходят иные образы и сюжеты. Я просто позволяю им проявиться на холсте.
Например, одна из моих последних картин изначально по замыслу была совсем другой. Я хотела сделать работу о любви мужчины и женщины. А получилось о любви к своему внутреннему художнику. Это автопортрет меня настоящей, моей творческой энергии, которую я обязана беречь. Здесь сердце обнимает ангела, ангел — птицу, птица — цветок, цветок — девушку, а она обнимает некий божественный свет, что-то сокровенное.
— Чему учите на своих авторских курсах? В чём особенность вашей методики преподавания?
— Это не формат мастер-класса, а больше лаборатория. Я не демонстрирую, как правильно писать. Мои занятия помогают раскрыть внутренние творческие ресурсы человека. На курсе мы занимаемся не только живописью. По сути, это тренинг личностного роста. Живопись — один из путей общения с миром. Это зримые чувства, проявленные сны. И этот путь, несмотря на свою видимую замысловатость, очень прямой и открытый, ведущий к самому себе.
Одновременно мы работаем с телом, душой, интуицией, разумом. Эти четыре составляющие нашего существования неразрывны между собой и именно видение связей между ними делает человека гармоничным, многогранным, разносторонним. Это подобно пирамиде, где в основании тело, разум, душа, интуиция, а на вершине — Творец. Творец в этом случае — универсальное слово, объединяющее разные философии и религии. Каждый может понимать его по-своему.
Мы являемся проводниками, через которые проходит эта божественная творческая энергия. Нужно позволить ей свободно течь и изливаться на картины. На занятиях мы постепенно разрушаем блоки, которые есть в голове и теле и разрешаем себе творить.
Ведь в творчестве важны не столько воображение и вкус (которые мы называем талантом), сколько смелость и решительность экспериментировать и совершать открытия.
— Можно сказать, что это своеобразная арт-терапия?
— Я бы назвала это исцелением. Сегодня многие тренеры спекулируют термином «арт-терапия», даже если они просто преподают любой творческий мастер-класс. Я его не использую, потому что считаю, что терапией должны заниматься терапевты. Я не работаю с проблемами — это ответственность самих учеников.
Конечно, эффект терапевтический. Он заложен в самом процессе творчества. Потому что это удовольствие и радость. Мы делаем ставку именно на процесс, а не на результат, учимся получать удовольствие. Если сосредоточиться именно на процессе, удовольствие может получить любой человек. У него может повыситься настроение, пройти головная боль и напряжение в теле. Занятия любимым видом творчества — это хорошее средство от депрессии и стресса.
Наибольшее число депрессий случается в межсезонье, когда грязь, мрак, серость и дожди. Осенью мы с учениками каждые выходные собирались и рисовали. И время пролетало незаметно. Никакая непогода не могла испортить настроение, потому что мы напитывались красками, получали «витамин цвета».
— Кстати, у вас действительно очень яркие картины.
— Да. Интересно, что я не очень люблю яркую живопись, всегда нравились более сложные оттенки. Но оно идёт само! Видимо, я ещё не насытилась цветом.
«Главное — интуитивное видение, которое заложено в каждом»
— Взрослому человеку часто сложно начать творить. Это так и остаётся в списке заветных, но нереализованных желаний: мол, если до 40 лет не научился рисовать, куда уж теперь.
— Вообще, это печально. Такое мышление — способ упростить себе существование. Это от многого освобождает — от исканий, учений. С другой стороны, сильно ограничивает, не дает свободы.
Рисовать получается у всех. Но у каждого свой уровень чуткости и принятия. Насколько человек готов работать, открываться, брать?
У меня обучалась художница, трансперсональный психолог Венера Валевская. Она сама к тому времени преподавала интуитивную живопись в своем стиле, но занималась без всякого пафоса, выполняя все мои задания. Конечно, картины Венеры на занятиях выглядели довольно интересно, поскольку она уже умела рисовать. Но в итоге её живопись очень изменилась, стала гораздо глубже и богаче.
Я даю задания не только по живописи, но и на наблюдательность, интеграцию полученных знаний в реальную жизнь. В итоге, каждый берёт столько, сколько хочет и может. Но пустым не уходит никто.
— Есть ли сходство вашего курса с правополушарным рисованием?
— По сути интуитивная живопись и есть правополушарное рисование, поскольку работает с образами, воображением, эмоциями, нелогическими структурами.
Но если говорить про бренд, продвигаемый в сфере обучения под названием «Правополушарное рисование», то там используется техника быстрого изображения некоторых узнаваемых образов — пейзажа с горами и деревьями, кисти винограда. Логический ум не успевает анализировать результат, ослабляется самоконтроль и высвобождается творческая энергия. Это лёгкий способ начать рисовать, если вы не пробовали или боялись делать это без эскиза, образца перед глазами. Это возможность сделать что-нибудь красивое и понятное с первого раза, поверить в себя. Но здесь больше техники, нежели фантазии, за которую отвечает правое полушарие.
Сюжет наших же картин непредсказуемый, и образы могут быть любыми, в том числе абстрактными. На выходе мы получаем очень личные, индивидуальные произведения в разных стилях. Это путь не только к искусству, но и к самому себе. На занятиях мы по-разному играем со скоростью. Можем писать очень быстро или наоборот замедлиться, словно медитируя, под спокойную музыку. Любой выход за пределы привычного ритма успокаивает ум и включает интуицию.
Мы изучаем элементарные основы цветоведения, композиции. Делаем вдохновляющие коллекции образов, потому что поначалу не у всех хватает воображения, чтобы вытащить их из полотна. Да это и необязательно. Мы вдохновляемся образами, берём их за некие источники и преобразуем в элементы картины. Выглядит это просто — какой-то схематичный рисунок, орнамент, узор на белом листе. Он может стать толчком для собственного полёта фантазии.
Главное во всём этом процессе — интуитивное видение, которое заложено в каждом. Вопрос только в том, насколько широко оно открыто и насколько глубоко спрятано.
Есть люди, у которых художественное чутье на поверхности. Их мы называем гениями. А кому-то нужно время, чтобы научиться просто расслабляться и успокаивать своего внутреннего цензора, наблюдать и видеть. И творчество в этом — первый помощник.
Досье:
Марианна Очира — окончила Новосибирский государственный педагогический университет, художественно-графический факультет. Защитила диплом на кафедре живописи (портрет).
Работала учителем ИЗО, черчения и ДПИ в частной школе, а затем на кафедре рисунка в НГПУ.
После этого несколько лет посвятила дизайну в различных направлениях: веб, полиграфия, интерьер.
В настоящее время является независимым художником и дизайнером, преподаёт интуитивную живопись.
Принимает участие в групповых и персональных выставках.