Журнал
поделиться

Художник Владимир Авдеев: о «Соло на погибшем инструменте», кривом мизинце и гитаре, которую отнял у бездомного

#Архив 2014-2020 годы
Художник Владимир Авдеев: о «Соло на погибшем инструменте», кривом мизинце и гитаре, которую отнял у бездомного

Что происходит с отжившими свой век музыкальными инструментами? Те, что попадают в руки художника и живописца Владимира Авдеева точно превращаются в произведение искусства! Возможность убедиться в этом есть у всех посетителей выставки «Соло на погибшем инструменте», которая проходит в Новосибирске. О том, как родилась идея дарить инструментам вторую жизнь, радости не играть на скрипке и появлении техники «ассамбляж» Владимир рассказал на её открытии.

Лень читать? Смотрите видео!

О скрипе скрипки и разбитой гитаре

Владимир Авдеев: о «Соло на погибшем инструменте», кривом мизинце и гитаре, которую отнял у бездомного Фото: из личного архива Владимира Авдеева.

- Первое произведение из этой серии появилось в 1989 году. Для себя я сразу назвал его – «Соло на погибшем инструменте». Это же имя теперь носит вся коллекция работ, выполненных в технике ассамбляж.

Владимир Авдеев: о «Соло на погибшем инструменте», кривом мизинце и гитаре, которую отнял у бездомного Хотя, началось все намного раньше – в детстве. Получилось так: мой двоюродный брат Геннадий Степанов здесь, в Новосибирске, окончил музыкальную школу, затем – музыкальное училище, консерваторию и аспирантуру в консерватории, играл в оркестре Арнольда Каца, потом уехал в тогда еще Ленинград, играл в ансамбле «Дружба» у Александра Броневицкого на скрипке, аккомпанируя Эдите Станиславовне Пьехе. Скрипач он был от Бога, имел абсолютный слух. И мои родители захотели, чтобы и я приобщился к музыке. Честно скажу: смотреть и слушать мне нравилось больше, чем играть. Но отец повел меня в музыкальную школу. И меня не взяли.

А не взяли вот почему: в той музыкальной школе, которая, кстати, находится на улице имени великого композитора Римского-Корсакова, преподавал скрипач с тяжелой судьбой – во время войны ему оторвало руку. Педагог гениальный! Только взглянул на меня и сказал: «У тебя кривой мизинец и нет слуха».

Маму больше всего обидело, что мизинец кривой. А я был счастлив, что меня в музыкальную школу не взяли, что смогу спокойно рисовать, и что мне не придется слышать этого скрипа! Скрипка ведь такой инструмент – из него полноценный звук начинает извлекаться только года через два. А два года терпеть…

Владимир Авдеев: о «Соло на погибшем инструменте», кривом мизинце и гитаре, которую отнял у бездомного Это о детстве. Юность моя была связана с гитарой. Я хотел научиться играть на этом инструменте, но из-за отсутствия слуха и других факторов, сделать этого не удалось. Запомнился такой случай: теплый летний двор, сидит группа малолетних будущих хулиганов и играет на гитаре. Подъезжает подвижная милицейская группа, выходит милиционер, берет гитару и разбивает ее об лавочку. Меня это возмутило!

Потом, много лет спустя, одна журналистка брала у меня интервью и спросила: что для меня значит скрипка и гитара? И я тогда сказал, что скрипка – это борьба за гармонию, а гитара – борьба за свободу.

О технике ассамбляж

- Техника ассамбляж появилась в начале ХХ века как выражение ироничного отношения к предметам, которые находятся вокруг. Тогда художники просто клеили на холсты, все, что попадалось под руку. Сам термин появился в 1953 году, автором его стал Жан Дюбюффе. Название произошло от слова «ассамблея».

Творя в технике ассамбляж, многие художники используют любые предметы, которые присутствуют в нашей жизни. Я же для себя определил, что буду работать только музыкальными инструментами. Причем, с теми, которые уже свой век отжили. Найти их мне помогают друзья. Иногда звонят и спрашивают: «Контрабас нужен»? или «Гитару возьмешь»? я всегда отвечаю: «Привозите»! Кстати, одна гитара ждет меня в закрытом городе Северске. Но вывезти ее оттуда пока нет возможности.

Владимир Авдеев: о «Соло на погибшем инструменте», кривом мизинце и гитаре, которую отнял у бездомного

Три правды… или мифа о Владимире Авдееве

Владимир Авдеев: о «Соло на погибшем инструменте», кривом мизинце и гитаре, которую отнял у бездомного Фото: Юрий Кулаков.

1. У Владимира Авдеева была выставка на сцене театра.

Правда!

- Это был 1993 год. На сцене – я привык называть его областным драматическим театром, но годом раньше он был переименован в «Старый дом» - проходила моя однодневная персональная выставка.

2. Из-за неприязни к урокам музыки Владимир Авдеев решил испортить скрипку, ввернув в него шуруп. Тем самым начал осваивать технику ассамбляж.

Миф!

- Лично я в целую скрипку, как и в любой другой инструмент, не вкрутил ни единого шурупа! В начале 90-х годов в Москву приезжал художник Гюнтер Юккер, его творчество основано на том, что во все предметы он вколачивает гвозди. В столы, в стулья… Больше всего меня потрясла скрипка, истыканная гвоздями.

3. Ради экспоната отобрал у бездомного гитару?

Почти правда!

- Расскажу историю, полную драматизма. Это была гонка на выживание, длиной в пять метров! Рядом с моей мастерской есть магазин, дорога к которому проходит мимо помойки. Иду я как-то мимо и вижу – стоит сломанная гитара. Одновременно к инструменту бросаюсь я и бомж! Но, видимо, моя мотивация была сильнее, я успел первым.

Досье

Владимир Александрович Авдеев, художник театра, живописец.
Член Союза художников России. Член Международной организации сценографов, театральных архитекторов и технологов (OISTAT).
Окончил факультет истории и теории искусств Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
С 1979 г. участвует в международных, зарубежных, всесоюзных, всероссийских, зональных, региональных и областных художественных выставках.
С 1979 г. Оформил более 145 театральных постановок, в 103 из них был художником по костюмам, 72 театрализованных шоу, а также три фильма: «Группа риска», «Загадки звездного неба», «Тайга».
Провёл 21 персональную выставку в России и за рубежом.

Награжден: II премия Международного салона «Барселона-99», Золотая медаль конкурса «Сцена России» (2004), Премия VI Межрегионального фестиваля театров Сибири «Сибирский транзит» в номинации «Новация» за спектакль «Калека с острова Инишмаан» (2006), Диплом Фонда культуры Белоруссии на конкурсе сценографии им. И. Ушакова (2007, Минск).

Произведения художника находятся в собрании Министерства культуры СССР, ГРМ, Новосибирском государственном художественном музее, Новосибирском государственном краеведческом музее, музее театрального и музыкального искусства (Белоруссия, Минск), музее кино (Москва), в частной собственности за рубежом в Дании, Германии, Греции, Испания, Италии, Израиля, США.

Не успели посетить выставку? Спешите в «Бродячую собаку»! «Соло на погибшем инструменте» будет «звучать» в Новосибирске еще месяц.

Фото: Юрий КУЛАКОВ и из личного архива Владимира АВДЕЕВА.

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно