Выпускница новосибирской архитектурно-художественной академии, начинающий дизайнер, иллюстратор, художник, рассказала «Мираману» о том, чем её привлекает графика, каким она представляет себе идеального заказчика и легко ли молодым талантам заявить о себе.
«Родители были против»
— Юля, расскажи, как ты начала рисовать и поняла, что это может стать твоей профессией.
— Рисовала с самого детства, но в художественной школе оказалась лет в двенадцать. Тогда не попала в группу к своим сверстникам, занималась с более взрослыми и опытными людьми. Было очень приятно, когда меня хвалили. А после школы пошла учиться в НГАХА.
Родители, особенно мама, были против. Мама видела меня врачом или бухгалтером — в какой-то профессии, где есть стабильность, гарантии… Папа теперь любит похвастаться, что его дочь — художник, но до сих пор считает, что это не то, чем можно зарабатывать на жизнь.
— Какое направление тебе ближе всего?
— Я выбрала для себя иллюстрацию, но так как в Новосибирске нет места, где можно учиться этому направлению, нашла то, что максимально к нему близко. В графическом дизайне есть и рисунок, и каллиграфия, и всё, что мне нравится. А вообще, на данный момент любимый материал — акварель. Полгода назад рисовала только в графике, до этого — постелью и углём, ещё раньше — без масла жить не могла… Не знаю, что будет дальше. Может, ещё через полгода найду себя в чём-то другом.
— Как выбираешь темы для работ?
— Выбираю, скорее, технику — с точки зрения удобства. Например, когда рисовала на парах, сидя на задних партах, брала ручку и бумажку. Краски-то не принесёшь! Сейчас могу позволить себе и масло, и акварель, и гуашь. Преимущественно — акварель.
Темы приходят сами собой. Где-то что-то увидишь, например, бабушку с внуком в автобусе, думаешь: «Классный сюжет»! Или обратишь внимание на чью-то работу, подметишь интересную технику, сам что-то додумаешь, получается собственный рисунок. Потом понимаешь, что хочется ещё что-то подобное сделать, так появляются серии.
«Идеальный заказчик — это пара влюблённых»
— Любимые серии есть?
— Недавно рисовала серию работ на свадебные пригласительные. Пара — мои знакомые ребята, у которых очень интересная история отношений, всё так мило и няшно (улыбается: прим.авт). Мне хотелось впитать всё это в себя, и я начала рисовать. Пожалуй, за последнее время это была самая приятная для меня работа.
— Получается, даже из приглашения на свадьбу можно сделать шедевр?
— Да, конечно. Я думаю, нужно сделать шедевр!
— Много таких свадебных заказов?
— Сейчас не много. Может, из-за кризиса, а может, просто не сезон. Летом обращались чаще. В общем-то, поэтому и ищу сейчас работу. А так бы всю жизнь посвятила свадебным заказам.
— В интернете много юмора по поводу дизайнеров и заказчиков. Последние далеко не всегда — предел мечтаний для первых…
— Заказчики в своем большинстве — люди, которые думают, что они знают лучше, чем иллюстратор или дизайнер. Они настаивают на своих идеях, и ты делаешь, хотя понимаешь, что это совсем не то, что нужно. И когда потом идёшь по городу и видишь эти свои баннеры, прикрываешься рукой и думаешь: «Нет, нет. Это не я! Люди, не смотрите на это, это отвратительно!». Встречая низкопробную рекламу в городе, не стоит обвинять дизайнера. По большей части виноваты заказчики, которые сказали: «Хочу красный цветок на зеленом фоне и шарики жёлтые вокруг. И никак иначе». У меня были такие случаи: меня ставили в жёсткие рамки, приходилось делать, как сказали, а потом на свою работу смотреть не могла.
— Какой он, идеальный заказчик?
— Для меня — это пара любящих людей, у которых есть красивая история и которые сказали бы: «Посмотри на нас, пообщайся и сделай приглашения такими, какими хочешь! Просто смотри и рисуй!».
«Хочу иллюстрировать детские книги»
— Твоя дипломная работа — это кулинарная книга для людей, страдающих сахарным диабетом. Почему такая тема? Как над ней работалось?
— Изначально нам сказали, что тема дипломной работы должна быть с проблематикой. В моей жизни произошла не очень приятная ситуация, как-то все накопилось, и я поняла, что хочу сделать что-то для людей, страдающих этим заболеванием. При этом хотелось сделать не угрюмую работу, а что-то радужное, весёлое.
Постепенно вошла в раж. Сама искала рецепты, где-то половину из тех, что вошли в книгу, придумала сама. Это было не так сложно, потому что постоянно просматривала таблицы, разбиралась, что людям, больным сахарным диабетом, можно кушать, чего нельзя… Ещё у меня есть знакомые с этой проблемой, они тоже подсказывали рецепты.
В общем, всё, что там нарисовано, написано, сверстано — всё моё. Работа над книгой доставила много удовольствия, хотя тема серьезная. Но из-за того, что там много рисунков, мелких деталей, получилось приятно и красиво. Мне очень нравится брать её в руки, листать.
— Хотелось бы, чтобы эта книга вышла в тираж?
-Да, сразу после защиты диплома думала об этом. Но потом как-то отложила всё в долгий ящик. Надеюсь, когда-нибудь получится это сделать.
— Первый опыт создания книги есть, хотелось бы продолжить?
— Недавно поступило предложение оформить обложку. Пока, правда, воплощать его в жизнь не начали. Конечно, хотелось бы продолжить работать в этом направлении. Мне очень нравится стилистика детских иллюстраций, хотела бы рисовать сказки, рассказы. Делала бы рисунки акварельными, пастельными… У меня в голове уже есть образ, знаю, что могу сделать и знаю, как. Жаль, пока это никому не нужно.
— Есть ли у тебя кумиры в сфере дизайна, графики, иллюстрации?
— Думаю, что нет. Просто постоянно просматриваю работы, но так, чтобы двигаться по какому-то иллюстратору — нет. Есть любимые художники, мастодонты, которые творили столетия, десятилетия назад. Очень нравится творчество Дали, Гойи. Что же касается детализации в рисунке, импонирует Иван Билибин. Он рисовал в основном на тематику русских сказок, в его рисунках много классных маленьких, досконально проработанных деталей. Вот, это три художника, на которых я смотрю и которыми вдохновляюсь. Хотя, глядя на мои работы, этого и не скажешь.
— Есть ли в живописи, в графике мода?
— Пожалуй, да… На мой взгляд, сейчас в России пошла мода на детализированные рисунки, которые выполнены акварелью с добавлением какой-то части графики. В основном, всё такое постельное, воздушное, приятное, «мимимишное». Что касается зарубежных исполнителей, там всё сложнее. Там во всю фигачит постмодернизм, постиндустриализм, работы жёсткие. Сам рисунок или иллюстрация не играют такой большой роли. Главное для них — идея. Честно скажу, я не всегда понимаю современное искусство.
— Как считаешь, обязательно ли художнику следовать за модой, чтобы добиться признания?
— Моё личное мнение — нужно следовать своему внутреннему посылу. Если гнаться за модой, то не будешь получать удовольствие от того, что делаешь. Хотя, бывает и так, что люди рисуют в удовольствие, но если в них есть эта жилка моды, им начинает это нравиться. Это идеальный вариант. Вообще, мне кажется, что всё искусство закончилось в 20–30 годах 20-го века. Весь поп-арт, пин-ап — это уже искусство на грани с модой, дизайном. Даже Пикассо, говорят, ненавидел то, что рисовал. У него было академическое образование, но он отлично чувствовал моду и был на волне… Очень тяжело творить и ненавидеть то, что делаешь. Зато он стал знаменитым… И не поймёшь, что лучше.
— А ты хотела бы такой ценой стать знаменитой?
— В последнее время я делаю только то, что хочу. И я счастлива. Если бы не было материального давления, так бы жила и радовалась.
«Сибирские художники суровы»
— В Новосибирске возможно ли заявить о себе молодому художнику?
— Очень тяжело. Единственный город в России, где можно себя развивать, где можно хоть как-то выдохнуть задышать — это Питер. Жалко и обидно, что талантливые люди со всей страны едут туда и оседают там.
В Сибири большой потенциал, у меня очень много знакомых талантливых иллюстраторов. И все они стремятся в Питер или за границу. При этом у нас есть много самобытных тем, которые можно почерпнуть только здесь. Печально, что государство сейчас не стремится помогать художникам. Даже НГАХА постоянно пытаются закрыть… Если это произойдёт, то мы отстанем от мира ещё лет на 15.
— А в чём заключается сибирский колорит, самобытность местных тем?
— В какой-то суровости что ли. Может, климат так сказывается, но на выставках современных сибирских художников ощущение, что попал в катакомбы, — по большей части там всё мрачное и жёсткое.
— Кто из современных российских художников, в том числе из Новосибирска, тебе нравится?
— Даже трудно сказать, кто из новосибирцев близок мне своим творчеством. Пожалуй, только Катя Бездарь, с которой мы учились и много рисовали вместе. А вообще, в подписках в инстраграм у меня есть очень много зарубежных художников. Часто даже не помню их имён, просто смотрю ленту и думаю: «Молодцы! Как здорово!».
— Кем ты сегодня считаешь себя в большей степени: дизайнером, художником, иллюстратором?
— Пожалуй, иллюстратором. Когда я шла в институт, думала, что хочу заниматься только живописью. Потом углубилась в тему и поняла, что если буду писать только маслом на холсте, перейду на воду и хлеб. В итоге выбрала графику — наиболее близкое к живописи направление.
Я могу рисовать сутками. Отдаю ему занятию всё свободное время. Сейчас активно ищу работу. И чем дольше ищу, тем больше разочаровываюсь: работы для дизайнеров и иллюстраторов практически нет.
-Несмотря на это, твои работы уже имеют успех. Как думаешь, в чём твоя «фишка»?
— Стараюсь делать их искренними, настоящими, наполнять их историей, частичкой своей души. Думаю, это в моих работах зрителю и нравится.
Досье:
Юлия Пальм, Новосибирск
22 года
Дизайнер, иллюстратор
Училась в НГАХА, факультет дизайна, на специалиста дизайна-графика
Всё свободное время рисует