Журнал
поделиться

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»

#Архив 2014-2020 годы
Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»

Художник-кукольник из Новосибирска рассказала «Мираману» о том, как создает своих уникальных, «живых» кукол, как находит компромисс между красотой и функциональностью и собирается ли делиться своим опытом с начинающими кукольниками.

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!» «Важно, чтобы с куклой можно было взаимодействовать!»

 До того, как начали делать шарнирных кукол – вы делали милых зверят из войлока, рисовали… Как случилось ваше знакомство с фарфором?

— Да, я много чего делала. Но именно шарнирные куклы зацепили меня всерьез и надолго. Однако фарфор был не сразу. Сначала нужно было разобраться в том, как вообще подобную куклу сделать. Я много лепила, пока изучала, так сказать, инженерную часть, пробовала разные материалы. В какой-то момент поняла, что моим требованиям к кукле фарфор соответствует больше всего. И вот тогда стала осваивать этот чудесный материал.

 Сразу ли он «поддался»? Были ли неудачные куклы?

— Конечно не сразу. Неудачи были и до сих пор случаются. Фарфор требует огромного терпения, потому что даже опытный мастер не застрахован от его капризов. Иногда огромная работа оказывается проделанной впустую. К этому нужно уметь относиться философски, иначе с фарфором работать не получится.

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»

 Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»

— Почему вы решили делать именно шарнирных, подвижных кукол?

— Потому что другие куклы меня не очень интересуют. Красивая интерьерная статуэтка — это замечательно, но не мое. Для меня важно, чтобы с куклой можно было как-то взаимодействовать.

«Увидела куклу Unoa и потеряла сон!»

 Были ли в начале вашего «кукольного пути» мастера, учителя, чьи работы вас вдохновляли?

— Я, в общем-то, самоучка. Но если говорить о работах, которые меня поразили до глубины души, то это были азиатские куклы Unoa. До сих пор помню, в каком восторге от них я прибывала. Буквально потеряла сон :) Именно с них начался мой интерес к этой теме.

 Про ваших кукол без преувеличения можно сказать: «как настоящие». Вы изучали анатомию? Как удается добиваться такой естественности и натуральности?

— Изображать людей меня учили еще во времена учебы - мы много рисовали с натуры. Но творить на бумаге и в объеме — это совершенно разные вещи. К тому же шарниры подразумевают стилизацию, их ведь нужно в «живое» тело как-то вписать. Это всегда поиск компромиссов между красотой и функционалом. В общем, с куклами я многое изучала заново.

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!» Сколько времени уходит на одну куклу?

— Рассчитать точное время очень сложно. Собственно работа с фарфоровой отливкой занимает примерно месяц. Но ведь до этого нужно потратить полгода, а то и более, на то, чтобы слепить мастер-модель и сделать с нее формы для работы с фарфором. А до этого я училась на художника и несколько лет постигала инженерное устройство кукол, узнавала, как лепить именно шарнирку, пробовала работать с фарфором... Эти годы никак нельзя вычесть, они сыграли слишком важную роль в результате, к которому я пришла.

— А то, каким нарисовать лицо задумываете заранее, или это происходит уже в процессе?

— Что-то придумывается заранее, а что-то приходит в процессе. Иногда весьма неожиданно. Когда не сковываю себя узкими рамками замысла, всегда получается лучше.

 Что самое сложное и интересное в создании куклы?

— На каждом этапе свои сложности. А интереснее всего работа с лицом куклы, я думаю. Потому что именно лицо — то, куда мы смотрим в первую очередь. И от того, как кукла смотрит на нас в ответ, зависит наше восприятие.

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»

 Все ваши куклы - очень стильные дамы! Личный дизайнер у них есть? Или вы сами шьете им одежду и обувь?

— Я легко могу придумать, во что нарядить куклу. Но сама шью очень редко. Шарнирную куклу недостаточно просто декорировать тканью, как это возможно со статикой. Одеть такую куклу - это целая история. Все вещи должны быть функциональными. То есть как у людей: и крой по фигуре, и красивая изнанка с подкладом, и застежки-замочки... Все как у нас, но маленькое и тоненькое. К счастью судьба свела меня с двумя прекрасными девушками, которые увлекаются шитьем для кукол — Ниной и Светланой. Они очень помогают мне в реализации задумок. Спасибо, девочки!

«Останавливаться в развитии нельзя - это смерть для художника»

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»

 Со временем, с опытом добавляются ли какие-то новые «фишки» - по функционалу, по внешнему виду? Если сравнивать первых кукол и нынешних – в чем отличия?

— Безусловно, да. Развитие идет постоянно. Но если поначалу оно идет бегом и очень заметно, то постепенно переходит на шаг, все более размеренный. Но остановиться совсем невозможно. Это смерть для художника. Мои первые куклы были крайне нелепыми, если сравнивать их с нынешними. В чем? Да во всем! Но это тоже был важный этап, и поэтому я рада, что они были.

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!»

 Недавно вы сделали первую свою куклу-мальчика. Как-то по-особенному работалось над ним? Еще будете делать?

— Делая только девочек несколько лет, я была не очень уверена, что мальчик получится таким, как мне бы хотелось. Но мне помогли различные материалы по анатомии. Я довольна тем балансом между стилизацией и живостью, которого мне удалось достичь.

«Авторские куклы - создания для витрин»

 Авторская кукла - удовольствие, прямо скажем, недешевое. Кто покупатели ваших кукол? Коллекционеры, эстеты, может, кто-то для детей покупает? Тяжело ли расставаться с куклами?

— Кукол приобретают в первую очередь коллекционеры. И, конечно, не для детей. Для них существуют игровые куклы, которые разработаны из подходящих материалов и имеют определенную протестированную прочность. Авторская коллекционная кукла — это существо для витрины. Ею могут «играть» только взрослые.

 Куклы-любимчики у вас есть?

— Есть. И среди тех, которые уехали, и среди тех, которые остались. Бывает, что кукла особенно к душе. И это не объясняется ее выдающейся красотой или чем-то таким. Это просто чувство.

Юлия Рожнева: «В эти куклы «играют» взрослые!» Ваша кукла «Коко» стала самым дорогим лотом на благотворительном аукционе в 2013 году. Она была продана на 120 тысяч рублей. Ожидали такого успеха?

— Я отдавала куклу на аукцион, не думая о том, за какую сумму она будет продана. Результат меня удивил не суммой как таковой (аукционы на кукол бывают куда более впечатляющими), а тем, что это произошло у нас в городе, где кукольная тематика не слишком популярна.

 Существуют ли конкурсы между мастерами-кукольниками? Участвовали?- Существуют. Участвовала и даже выигрывала в каких-то номинациях. Однако для меня самый важный соперник — я сама. Мне всегда хочется сделать еще лучше, чем было в прошлый раз. Это бесконечное соревнование.

 «Куклы от Юлии Рожневой» - это уже бренд среди ценителей. Вы учите других своему мастерству? Что можете посоветовать начинающим мастерицам?

— Сейчас у меня нет на это времени. Но в будущем не исключаю такой возможности. Советую тем, кто только начинает делать кукол - не бояться. Работать упорно и не опускать руки, когда что-то не получается. Быстро и сразу не выходит ни у кого. За каждым успехом стоит большой труд.

Текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно