С юных лет он работает с детьми, посвящая в тайны рукоделия, а дома для себя создает разнообразные произведения: расшивает пасхальные яйца и вырезает аппликации, делает замысловатые композиции и необычные панно. О секретах своего творчества мастер декоративно-прикладного искусства из Тамбова рассказал порталу «Мираман».
В детской мастерской
Вырос Юрий Владимирович Домарев в семье педагогов, где царила творческая атмосфера и всегда играла музыка. Еще в детстве он собрал свою первую игрушку из простых мелочей: пробок, яичной скорлупы, лоскута ткани и цветных ниток.
С годами этот талант творить перерос в большой интерес — создавать образы, оживлять персонажей и рассказывать целые истории в маленьких композициях. Так, спустя годы, работая директором Дома работников просвещения, для себя Юрий продолжает создавать, — как сам он их скромно называет, — «поделки». Организует кружок для школьников и проводит выставки. Именно дети становятся его главными вдохновителями, те, которых он учил, а теперь и его внуки. Так простое увлечение для Юрия Домарева стало его ремеслом и смыслом жизни.
Начал он с создания игрушек. Первая персональная выставка Юрия состоялась в Тамбовской областной картинной галерее в 1979 году. В то время в магазинах почти не было мягких кукол, и местная фабрика игрушек предложила Юрию совместно разработать и выпустить такую серию. Так маленькие сказочные герои стали появляться во многих домах Тамбова.
Постепенно Юрий открывал для себя новые направление творчества и создавал новые произведения. Фотографии всех его работ собраны в отдельные альбомы.
— Юрий Владимирович, расскажите о своей профессии.
— Практически вся моя жизнь связана с работой с детьми: я был руководителем кружков, директором Дома работников просвещения, методистом Дома народного творчества, директором Детского специализированного кинотеатра, преподавателем 11-го педагогического класса (готовили воспитателей детского сада закончивших 10-тилетку) и 15 лет отработал учителем изобразительного искусства и труда в обычной школе с необычной творческой аурой…
— Как прошел ваш первый урок?
— Мое посвящение в учителя произошло в 17 лет, когда, ещё учась в Барнаульском педагогическом училище, я был приглашен в Институт усовершенствования учителей читать лекции по созданию игрушек. Помню, в аудитории присутствовала учительница моей сестры по домоводству, и это меня смутило и вогнало в краску. Но стоило мне заняться делом — а было, о чем рассказать и что показать — и все волнение прошло.
— Чему научили вас дети?
— У них нет штампов, зато есть огромное желание познавать окружающий мир, постигать собственные возможности, стремление осознать себя, а природное любопытство позволяет им творить. Дети и мне, взрослому, дают «новый взгляд» на, казалось бы, знакомые вещи и явления. С ними, как говорится, чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Эта аксиома проверена жизнью, поэтому, наверное, меня можно назвать счастливым человеком.
Общение с детьми позволило мне расширить палитру тем и материалов для творчества. Многие работы создавались и как наглядные пособия, и как примеры возможностей разных фактур и текстур. У меня практически нет работ, созданных специально для выставок. Каждая экспозиция — это итог определённого этапа поиска, желания поделиться своими находками, порадовать зрителей.
Маленькие истории большой жизни
Декорации к спектаклю "Волшебная лампа Алладина".
— Знаю, что вы делали декорации для спектаклей. Расскажите, что привело вас в школьный театр?
— Со знаковыми постановками я познакомился ещё в детстве, посетив чудесные спектакли театра С. В. Образцова «Приключения Буратино» и «Синюю птицу» — классику МХАТа. Благодарен своей маме, которая сумела подарить мне возможность встретиться с оперными и балетными постановками Большого театра, Новосибирского Оперного театра. Поэтому для меня стало целым открытием в самом себе оформление школьных спектаклей для детей и вместе с детьми. Обычная школа, в которую был заброшен судьбой, оказалась творческой — с поиском своих методик работы, созданием добрых традиций. Одной из них стало проведение школьных праздников и выпускных вечеров в виде театральных представлений. А какой же театр без декораций? Вот и появилась традиция создавать их с детьми.
Темы постановок предлагали учителя, театралы и литераторы. Это были любимые сказки: «Маленький принц», «Волшебник Изумрудного города», «Алладин и волшебная лампа», «Тайна третьей планеты», «Малахитовая шкатулка». Музыкальную канву представления создавали преподаватели музыки и ритмики. Объединяли всех в едином порыве вожатые и администрация. Словом, это был «сумасшедший» коллектив энтузиастов…
На долю «изошников», среди которых был и я, выпадало счастье мастерить декорации. Так и создавалось творческое содружество: учителя — дети — родители (а куда же без них — наших помощников в добыче материалов для воплощения фантазий). В детских руках простые материалы: цветная бумага, лавсановые плёнки, обои, картон, ДВП, «золотые» упаковки подарочных конфетных коробок и, конечно, краски — оживали и становились сказкой. Достаточно было немного направить созидателей в творческое русло…
— А как появилась коллекция «ПасХальное Великолепие»?
— Эта коллекция родилась непроизвольно как боль по скоропостижно ушедшему большому другу — Александре Давидовне Абруковской. Она была большим мастером, в её арсенале присутствовали различные виды декоративного искусства: ткачество (в том числе и гобелены), вязание, плетение, вышивка. Последней большой работой Александры Давидовны стала персональная выставка «Знамение весны» в областной картинной галерее, где было представлено 50 вышитых ею пасхальных яиц и кружевные работы в различных техниках.
Мы близко общались и делились не только проблемами суетной жизни, но и творческими планами и находками. Прелесть была в том, что мы не копировали работы друг друга, чем иногда грешили её приятельницы, все свежие идеи активно рассматривали и обсуждали, находили пути совершенствования и развития мысли…
Одна незаконченная работа с вышивкой Александры Давидовны (подаренная мне её детьми) требовала завершения — так родилось яйцо «совместного творчества», которое помещено в начале моего авторского альбома и всегда открывает выставки этой тематики.
Создание яиц в технике «Монастырское шитьё» уходит корнями в традиции дореволюционной Руси, которые возрождаются в последние десятилетия. Основой любого яйца, каркасом, является деревянная токарная заготовка — «бельё», которую приходится заказывать у мастеров в соответствии со своим замыслом. В оформлении работы используется текстиль: бархат, панбархат, шелк, парча, атлас (иногда и антикварные), текстильные сетки, современные материалы разнообразные по фактуре.
Иконы чаще выполняю в технике «декупаж», по возможности заказываю живопись миниатюристам. Вышивка выполняется заранее до монтирования на модели, но часто приходится выполнять доработку непосредственно на яйце. Для нее используются шелковые и металлизированные нити, канитель, мишура, блёстки, пришивные стразы, бисер, стеклярус, натуральный и искусственный жемчуг, бусы, пуговицы. В общем, всё, что помогает раскрыть замысел работы. Декоративная разнообразная тесьма позволяет завершить создаваемый образ.
— Вы еще и украшения делаете! Лепестки на них вы сами вырезаете или это сборные изделия?
— Все работы альбома «Мои цветы для ушей и для души» сделаны мной вручную — от подготовки материалов до воплощения замысла. 15 лет мне пришлось ждать стечения обстоятельств, которые позволят найти пути изготовления специального инструмента (бульки — шарики на стержнях, ножи (резцы), станочек-фильера — прим. авт.). Он нужен для тепловой обработки текстиля при создании объёма лепестков цветов, листьев, мягких стеблей.
Мои цветы родились на свет благодаря книгам и общению с мастерами. Эти творения показывают все возможности текстильного разнообразия и свободного полёта фантазии.
Комплект "Вдохновение".
Мне было сложно найти время для этого творчества. Но как прекрасно, что существуют вечера и ночи! Появившиеся заказы позволили не только пополнить семейный бюджет, но и, самое главное, поработать с очаровательными хозяйками будущих изделий. Приятно творить, учитывая особенности и пожелания заказчицы, создавать украшения, отражающие ее образ; разрабатывать их в соответствии с палитрой, фактурой, дизайном ее платья, обуви, в свете предстоящего события.
Показ этой коллекции украшений на выставке послужил поводом для создания курса «Изготовление цветов из ткани» для учителей домоводства в Областном институте усовершенствования учителей.
— «Песни моря» собраны из ракушек, цветов и водорослей, где берете материалы для этих работ? Часто бываете на море?
— На морях побывал: познакомился с Чёрным и Азовским. Но, к сожалению, большой коллекции чудес собрать не удалось, поэтому выручают «подарки» рек: Алтайских — Оби, Катуни, Тамбовской — Цны. Кроме того, помогают друзья, да и в магазинах можно найти необходимые элементы.
Мой основной вдохновитель — природа, с её удивительной фантазией и разнообразием, ведь только слепого не могут очаровать эта красота глубин со своими тайнами и загадками. Поэтому и хочется подарить эту песню людям. В моих замыслах выложить еще один альбом — «Царство флоры» — с плоской и объёмной флористикой, без искусственных материалов.
— Расскажите, как появился альбом «Феврония».
— Он возник по моим работам во флористической мастерской с именно таким названием — «Феврония». Мне удалось поработать там два года по выходу на заслуженный отдых. Думаю, альбом проникнут высокими требованиями к изысканности и разнообразию творений природы. Композиции созданы из различных готовых материалов — текстиля, синтетики, стекла, металла, при необходимости собственноручно созданных элементов… Хорошо, что вовремя догадался фотографировать эти работы, не засоряя память, и каждый раз заново разгадывать чудесные тайны, способные порадовать будущих обладателей этих работ. Они несут в себе частичку моего вдохновения и любви…
— Направлений творчества и работ у вас много. Но талисманом считаете именно Старого Черта. Почему?
— Скорее всего это просто один из моих автопортретов. Талисманы не выбирают, они прирастают сами… Сначала появились «молодые черти», в смысле, игрушки (смеется — прим. авт.), но они разбежались по друзьям, а этот остался, прижился…
Игрушка Старый Черт.
Посвящая в сказку
— У вас наверняка было много выставок и побед в конкурсах?
— Дипломами и многочисленными грамотами не обижен, но туалет, как в фильме «Гений», не оклеиваю (смеется — прим. авт.). Храню бережно, всё-таки история. Наилучшей наградой считаю приз зрительских симпатий на одной из учительских выставок. А еще встречи, живое общение на выставках. Главное для меня — радость и интерес пришедших.
Композиция "Кинули" из серии "Три одиночества".
— Каков ваш жизненный девиз?
— Думаю, что каждый человек — творец мира. Но какого? Каким он хочет видеть этот мир? Поэтому спешу познакомить со своим в надежде, что понравится… В нашей суматошной жизни всё меньше времени и желания остановиться, оглянуться, увидеть красоту рядом, иногда прямо под ногами, и насладиться ей. Пока человек способен открывать мир, познавать, удивляться и по возможности радовать, он — Человек…
…Работ у Юрия Владимировича непостижимо много, и говорить о них можно долго. Но лучше просто смотреть и наслаждаться. Одни вызывают восторг, другие навевают грусть, третьи погружают в воспоминания.
Сегодня Юрий продолжает работать с текстилем, бумагой, природным материалом во всём доступном их разнообразии. Он дарит нам свои творения и впускает в нашу жизнь немного сказки.
Текст: Алена Сучкова.
Фото: Юрий Домарев.