Малый театр, воспитывающий и вдохновляющий зрителя 259 лет, побывал с гастролями в Новосибирске. Об истории, принципах и закулисной жизни рассказали художественный руководитель Юрий Соломин и актриса Людмила Полякова.
Что, если Ромео отправить в отпуск…
Юрий Соломин:
— Наш театр — государство в государстве. У нас есть штатные режиссеры, оркестр, пошивочный, слесарный, столярный цеха, сапожная мастерская и даже собственная клиника. Сейчас идет ремонт основной сцены, который должен завершиться к октябрю 2016 года перед празднованием 260-летия. В театре работает 700 человек.
Вспоминается история. В 90-е годы, когда было трудно с деньгами, государство задолжало нам 18 миллионов рублей. С Виктором Ивановичем Коршуновым — актером, режиссером и педагогом, который был тогда директором театра,я отправился к министру финансов. Чиновник удивился, что у нас такой огромный штат, спросил, нельзя ли половину сотрудников отправить в отпуск, а на остальных выдать только часть денег — 4 миллиона рублей. Я тогда ему ответил: «Представьте, играем бессмертное произведение Шекспира. Мне Ромео отправить в отпуск, а Джульетту оставить?» Он засмеялся и выдал все деньги.
Людмила Полякова:
— Всегда говорили, что актеры Малого театра – просто звери!Особая порода людей с потрясающей приспособляемостью, свободой и органичностью на сцене.
Вспоминаю, как сама пришла в профессию. Странная была девица: очень худая, длинная — рост 176 см. По тем временам – катастрофа! Я проходила мимо дверей Щепкинского училища, а на дверях висело объявление: «набор студентов». Вошла и осталась. Буквально к концу первого месяца учебы поняла: вот он, смысл моей жизни. Хотя у меня были всякие «закидоны», я делала попытки уйти. Однако жизнь регулярно приводила в театр, повторяя: «это твое».
«Как можно быть умнее Пушкина?»
Юрий Соломин:
— За редким исключением играем только классику. Когда у нас спрашивают, почему не ставите современные пьесы, задаем ответный вопрос: «Что значит современность? Какая-то насущная проблема? Если хотите посмотреть о недобросовестных чиновниках, пойдите на «Ревизор». Как поставили его в 1850-е годы, так он периодически и появляется в афишах. Если хотите про любовь, то вам на пьесы Островского. Каждая вторая об этом».
Общечеловеческие проблемы были всегда.Куда шаг не сделаешь, везде то, о чем писали Грибоедов, Островский, Пушкин, Лермонтов, Чехов…
Важно ставить пьесы, а не делать шоу на потребу. Часто происходит так: классики все сказали, а режиссер начинает додумывать. Нет слов – подразденет актеров, например. Хотите узнать, о чем, действительно, писали классики, приходите на наши спектакли. Мы об этом же играем.
Людмила Полякова:
— Современно – это понять, что сказал автор. Неужели режиссер, допускающий такие вольности, думает, что он умнее гения? Как можно быть умнее Гоголя, Пушкина или Грибоедова?
Юрий Соломин:
— На нас ворчали в 90-е годы, называли то «академией», то «музеем». Я обижался, пытался огрызаться, но получал лишь еще больше врагов. Однажды великий актер Владимир Александрович Владиславский отвел меня в сторонку и наставил: «Чего шумишь? Все успокоится и встанет на свои места. Не спорь. Те люди, которые пишут об этом, еще до института не доросли, до академии им и вовсе далеко». Я успокоился.
Императрица Елизавета недаром замыслила объединить университет и театр. Островский сказал: «Без театра нет нации», я немного перефразирую: в театр входят почти все искусства – литература, драматургия, музыка, опера и балет. А вот без искусства и культуры нет нации. Я «примазываюсь», конечно, к гению, но Малый театр, действительно, идет таким путем.
Берем кредиты и лучше понимаем Островского
Юрий Соломин:
— Спектакль «Горе от ума» по комедии Грибоедова у нас уже много лет идет. Реакция зала непрерывна, он все понимает, реагирует на актуальную мысль, ведь в России, к счастью или, к сожалению, ничего не меняется.
Еще один пример вовлеченности зрителей. 29 лет шел спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по драме Алексея Толстого. Четверть века я играл в нем главную роль. Итак, ставим 10 лет, 20 лет…И вот однажды, сижу я на троне, а Шуйский произносит: «Мне в Думе делать нечего, когда дела вершит не Дума, а шурин твой…» Вдруг моментальная реакция зрительного зала. Дело было в 90-е годы. Мы не намекали на политические события, но зал понял все по-своему.
Людмила Полякова:
— А как современен стал Островский, вы понимаете?! Живя в СССР, мы сильно не вникали в товарно-денежные отношения. Заплатили зарплату – потратили, а дальше хватило до получки или не хватило. Вот и все. Сейчас знаем, что такое взять кредит, оказаться в «долговой яме», если не расплатился вовремя. Это все Островский! Посмотрели бы вы на реакции зала, когда актеры говорят фразы, которые из его пьес когда-то вымарывали, то есть убирали из текста.
Юрий Соломин:
— Я поясню, почему вымарывали. Одна из первых моих ролей — слуга Тишка в спектакле «Свои люди – сочтемся», который ставил Леонид Андреевич Волков. Участвовали такие прекрасные актеры как Любезнов, Анненков, Владиславский, Белевцева, Долматова. Когда первый раз прочли пьесу, повисла пауза, а потом один из «стариков» сказал: «Мы ничего не понимаем! Здесь так много терминов: долговая яма, заемное письмо, процент, поручитель». Вызвали экономиста, который пытался нам объяснить, что все это значит. Все слушали очень внимательно, но ничего не поняли, поэтому некоторые сцены пришлось вымарывать.
Теперь на спектакли валом валит молодежь, мы все эти реплики вернули. Они сейчас очень актуальны, так как есть и банки, и аферы, и в тюрьмы сажают не уплативших налоги олигархов. Зритель только удивляется, что так давно, но так точно Островский описал эти явления.
«Священнодействуй или убирайся вон!»
Людмила Полякова:
— Я уже считаюсь одной из старейшин в театре. Не пошла преподавать из-за взрывного темперамента. Но некоторых молодых актеров считаю чуть ли не своими детьми. Они прислушиваются к моему мнению, ненавязчиво просят оценки своего труда. Очень внимательно слежу за ростом каждого. Я не беру в целом всех актеров великой нашей России, а имею ввиду свою конкретную делянку - Малый театр. Мы возделываем эту нашу деляночку, поливаем, подкармливаем и очень любим.
Юрий Соломин:
— Прекрасен этот процесс обновления. Считаю, что мне повезло, что я рано начал преподавать. В 1961 году (я всего 3 года отработал в труппе) Виктор Иванович Коршунов предложил мне вести курс в Щепкинском училище. Я пахал на этом поприще, будучи немногим старше своих студентов. Если показывал им героя, то будто влезал в его шкуру. Очень благодарен им за этот опыт.
Людмила Полякова:
— Представляете, Юрий Мефодьевич – мой учитель! Был хорош до невозможности, все девушки были в него влюблены и очень старались понравиться.
Театр - это великое дело. Слово «наркотик» здесь не подходит. Выходишь на сцену и через 5 минут буквально вбираешь в себя, принимаешь зал, погружаясь в потрясающий энергообмен со зрителями. Если ты испытал это чувство, то уже не можешь предать сцену. Мы же не ради материальных благ существуем, а для чего-то высшего. Это святое. Священнодействуй или убирайся вон!
Из истории Государственного академического Малого театра
В 1756 году императрица Елизавета Петровна пожелала посетить русский театр и, узнав, что такового нет, издала соответствующий указ. Был учрежден российский театр в Санкт-Петербурге и театр при Московском университете.
Актерами стали студенты.
В 1759 году в нынешней столице России был создан русский публичный театр, отданный в ведение того же высшего учебного заведения. На его основе была сформирована первая постоянная труппа, которая возглавлялась предпринимателями.
В 1780 году английский инженер и антрепренер Майкл Медокс построил свой частный Петровский театр (находился на одноименной площади).
С 1806 года труппа перешла на казенный счет и стала называться Императорский Московский театр. Незадолго до этого здание Петровского театра сгорело, и труппе приходилось давать представления в разных местах. Переехав в дом купца Варгина, драматическая часть Московской императорской труппы обрела свою постояннуюобитель – Малый театр. Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно объяснялось размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.
Досье
Соломин Юрий Мефодьевич — актер, театральный и кино-режиссер, педагог, профессор, член Союза кинематографистов России, президент Ассоциации русских драматических театров, фонда «Покровский собор на Красной площади», народный артист СССР и РСФСР, заслуженный артист РСФСР.
Дата рождения: 18 июня 1935 года.
Место рождения: город Чита.
Карьера: Еще на малой родине увидел фильм «Малый театр и его мастера», из которого узнал о Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина. После окончания школы поступил туда на курс великой актрисы В. Н. Пашенной.
В 1957 году, окончив училище, стал работатьв труппе Государственного Малого театра.
С 1961 года стал преподавать в родном театральном училище.
С 1988 года является художественным руководителем Малого театра.
1990—1991годах занимал пост министра культуры РСФСР.
Награды: ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, премия «Золотой Овен» — за выдающийся вклад в развитие отечественного кино, международная театральная премия Станиславского, знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество», премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» и другие.
Интересное. В честь Юрия Соломина назван астероид № 10054 — «Юрий Соломин»
Дата рождения: 28 января 1939 года.
Место рождения: город Москва.
Карьера: в 1964 году окончила театральное училище имени М. С. Щепкина (курс В. И. Коршунова). Работала в театрах:
1964—1965 — Московский драматический театр на Малой Бронной.
1965—1982 — Московский драматический театр им. К. С. Станиславского.
1982—1987 — Театр на Таганке.
1987—1990 — Театр «Школа драматического искусства».
1990— настоящее время — Малый театр.
Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, государственная премия России, премия за лучшее исполнение женской роли на IV ВКФ телефильмов в Минске.
Интересное. Родилась перед самой войной, большая часть детства прошла в эвакуации в Муроме. Затем Людмила Петровна решила стать океанографом и уехала в Одессу, где занималась французским языком и стенографией. Случайно оказавшись в Москве перед Щепкинским театральным училищем, решила попробовать свои силы в актерском мастерстве и сразу же поступила.
Текст: Марина ЧАЙКА
Фото: с сайта Государственного академического Малого театра http://maly.ru/