Известный художник-график, живописец, автор иллюстраций к сотне книг, рассказал о том, как его картины оказались в англиканской церкви, почему понятие «вдохновение» — не про профессионалов, и за какую цену готов расстаться с самой дорогой сердцу картиной. А ещё он показал свои новые полотна, которые вы увидите первыми!
«Самая большая коллекция моих работ находится в Италии»
— Александр Давидович, сюрреализм, абстракционизм, наивное искусство — что из этого действительно про вас? Или, может, у вас свой, неповторимый стиль?
— Да, в моих картинах есть сюрреализм, я и начинал с этого. Но это довольно старый стиль, с 30х годов прошлого века. А абстрактному искусству вообще уже сто лет. Поэтому ничего нового, что я бы мог назвать стилем, нет. Художники сейчас особо не заморачиваются с названиями — делаешь и делаешь. Я тоже не занимаюсь этим делом, для этого есть искусствоведы, но они тоже этого не делают, потому что им за это деньги не платят (смеётся — прим.авт.).
— Вы иллюстрировали множество книг: Андерсен, Маршак, Чуковский, Гайдар, Волков… А есть среди них любимые работы?
— Я закончил Строгановку (Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)- прим. авт), факультет промышленных искусств. Когда приехал в Новосибирск, стал работать дизайнером. При этом обнаружил в городе книжное издательство и понял, что у меня хватает свободного времени, чтобы с ним сотрудничать. Первую книжку проиллюстрировал в 70м году. А вообще, 25 лет отдал этому занятию, сделал более 100 книг: и с черными и с цветными иллюстрациями, и для взрослых и для детей. Очень люблю «Бармалея» и «Лекарство от зевоты», «Одиссею» Гомера.
— А сейчас занимаетесь иллюстрацией?
— В 1992 году в России одновременно накрылись практически все государственные издательства. Появились частные, мелкие, которые не в силах были платить художникам нормальные гонорары. И с тех пор занимаюсь только живописью.
— Если вернуться к Гомеру — вы вообще любите мифологические сюжеты, библейские. Чем они вас привлекают?
— Из античной мифологии вышла вся европейская цивилизация, а на Библии вообще весь христианский мир построен. Это очень личные и важные темы. Получилось так, что на Дальнем Востоке в городе Биробиджане появился музей, и мне заказали написать картины на темы Ветхого Завета. Затем появился итальянский коллекционер, который интересовался библейской темой… кстати, самая большая коллекция моих работ находится в Италии. Для примера, в Новосибирской картинной галерее нет ни одно моей книжной иллюстрации.
— Зато есть в Третьяковской!
— Да в Третьяковке есть пара моих станковых графических листов…
— В каких залах хотели бы выставиться?
— Есть хорошие выставочные залы, где я уже выставлялся: в Бельгии, в Голландии в роскошном зале Роттердама, например. Я бы хотел выставиться в каком-нибудь музее современного искусства, но сейчас, к сожалению, живопись не выставляют, говорят: «Это не наш формат». Не ваш и не надо. Хотя после меня останутся картины, и их можно будет взять в руки, а от многих актуальных художников останется только диск с записью. И неизвестное, что с ним будет через 200 лет.
«Девушка в наушниках, в руках айфон, глаза закрыты…. Чем не сюжет?»
— Некоторые художники ждут вдохновения. А вы как пишите? Случаются творческие кризисы?
— У профессионального художника не должно быть кризисов. Могут быть затруднения, мозги устать. И тогда он хоть год ничего не делает, или отправляется в путешествия. Но эти разговоры про кризис — не для профессионалов. Но и по расписанию работать невозможно: бывает плохое настроение, не хочется ничего делать, бывает, идея в голову не приходит. Тогда я полдня кружусь по мастерской, иду на улицу, в книжный магазин или кино… И вдруг за 15 секунд в голове может появиться картина.
Например, эта работа (Александр Давидович показывает на мольберт с холстом, где изображена девушка и море — прим.авт.). В последнее время я сделал очень много работ и захотел сделать что-то светлое, морское. И вначале всё шло не так. Картину сначала я назвал «Пассажирка с ночного рейса». Но вчера весь день думал-думал, сегодня два часа кругами ходил. И решил её замазать. А потом нашёл фотографию всплеска, когда морские волны разбиваются о камень. Затем появилась и эта девушка. Сначала она была правее, а потом я перенёс её сюда, и стало получаться то, что я хотел.
— Может, в вашей мастерской есть ещё свежие картины, которых пока никто не видел?)
— Есть ещё одна, она сырая, не высохла ещё. Называется «Ангел Красного Проспекта». Целиком её покажу на ближайшей выставке в Новосибирске, — целиком работа будет состоять из двух картин.
— Получается, и современные сюжеты вам близки.
— Я люблю изображать современную жизнь, людей. Я просто изображаю то, что вижу. Предположим, еду в метро, передо мной сидит девушка в наушниках, в руках айфон, глаза закрыты…. Чем не сюжет? И таких картинок за день я вижу несколько, но искусство не терпит смешки, поэтому всегда нужно хорошо подумать, прежде чем начать писать.Есть ещё одна недавняя работа «последний день Помпеи», известное название картины Брюллова. Недавно в Тунисе расстреляли туристов, и там точно так же женщины лежали на пляже… это был ужас какой-то. Название старое, а тема совершенно современная получается…
«Сюрреализм тогда выставлять запрещали…»
— Какая из ваших картин самая дорогая для вас?
— Самая дорогая для меня из тех, что я делал, висит позади вас. Это работа «Небесная война», написанная в 1980 году темперой на оргалите. Это твёрдый материал, сейчас я уже так не работаю. Стоит эта картина миллион. Это не значит, что за дверью стоит покупатель. Это я для неё такую цену назначил.
— А картины с интересной судьбой у вас есть?
— Я единственный художник в Сибири, две работы которого висят в алтаре английской церкви. У меня была картина «Золотой ангел». Она продавалась во Франции. Случайно в каталоге моих работ её увидели священники англиканской церкви Бристоля. Они позвонили мне, спросили, где она находится. Затем поехали во Францию и купили её. Эта церковь очень простая, там пьют чай, поют песни, а на стенах у них могут висеть произведения современного искусства! Когда они прислали мне фото, где рядом с картиной стоял витраж с бронзовым крестом, я предложил сделать вторую картину — Марию. Моделью мне послужила девушка, случайно увиденная в троллейбусе. Так из двух картин мы сделали сюжет Благовещение. И таких историй очень много.
Например, есть сюрреалистическая работа из старых под названием «Красная дверь со встроенным роялем». Она была сделана в 1979 году. В то время худсоветы не разрешали выставлять сюрреализм. Более того, её не то, что запретили показывать, так ещё чуть не уволили работницу музея Академгородка, которая повесила её у себя в кабинете.
У картины была сложная жизнь. Я тогда решил, что ничего не боюсь, примет совет – не примет, буду делать, что хочу. И вот её увидел один мой знакомый, писатель Евгений Городецкий и купил. Картина висела у него дома. После его смерти наследники решили продать картину. Купил её владелец маленькой антикварной лавки, он снимал угол в картинной галерее. Через какое-то время за долги по аренде ему пришлось отдать её в музей. И сейчас она там.
— Вот так, хитрым путем она-таки попала в музей!)
— Да. Считаю, это одна из лучших моих работ. Кстати, возможно, история её ещё не закончилась. Недавно в Новосибирске появилось новое кафе-галерея. Её владелец коллекционирует старые рояли. Я рассказал ему, что у меня есть такая вот картина...
— Не было мыслей перебраться и Новосибирска в Москву, или вовсе за границу?
— Когда меня спрашивают, почему не уезжаю отсюда, я всегда говорю, что художнику всё равно, где жить. Это актёру надо быть в Москве, где центральное телевидение, потому что если он не попал на Первый Канал, его никто и знать не будет. А художнику можно и в деревне сидеть, но при этом выставляться где-нибудь в Париже. Но с продажами сейчас тяжело везде.
«Всё искусство ушло в театр»
— Как оцениваете уровень художников в Новосибирске, в России в целом?
— Новосибирск выглядит немного лучше, интеллектуальнее других сибирских городов. Видимо, потому, что у нас нет традиций. Иркутск, Омск, Красноярск - более старые города, и они увязли в традиционном русском реализме. В Новосибирске нет понятия «я учился у академика Иванова…». Поэтому у нас пишут, кто во что горазд. И у тех, у кого мозги хорошо работают, иногда получаются интересные картины.
Но если сравнивать с мировой обстановкой — ситуация сложная. Если взять современное искусство — там нет живописи. Это не формат Биеннале (выставки, конкурсы, площадки для презентации современного искусства. — прим.авт.). Они берут инсталляции, фокусы, интересные штучки… Простой пример — на предпоследнем Биеоннале в Венеции художнику было поручено сделать русский павильон. Он взял античный сюжет «Даная и золотой дождь» - где Зевс, пленившись красотой девушки. Пролился на неё золотым дождём, и она забеременела от него. Так вот, каждой женщине на выставке выдавали прозрачный зонт, и когда она заходила в зал, художник, сидевший наверху, кидал на неё евро. В общем, там не было никаких картин или рисунков. Была просто такая идея.
— Почему же так происходит, ведь люди сотни лет писали полотна, которыми восхищаются и по сей день?
— Потому, что всё сегодня ушло в театр. У людей складывается ощущение, что учиться быть художником необязательно. Провёл линию, вроде красиво. Но учиться нужно, так же, как учатся люди музыке и балету.
— Встречали в последнее время современных художников, чьи работы вас впечатлили?
— Нет. Другое дело, что мне нравится в некоторых молодых художниках их легкость. Они делают, яркое, цветное, лёгкое, особо не задумываясь, продадут или не продадут. Но чем старше становишься, тем больше думаешь о том, что нужно кормить семью…
— Дайте совет молодым художникам, как им стать успешными!
— В первое время на картины прожить невозможно. Предположим, они закончили НГАХА или худграф. Не нужно думать, что их сразу картины будут покупать. Может, если будут писать, как в метро продают — пейзажики и цветочки, что-то и продадут за два рубля. Нужно заниматься чем-то конкретным, собираться в маленькую артель с такими же начинающими художниками и выполнять заказы по интерьеру, например. Расписывать стены, красить стулья и пол… Так в первое время можно зарабатывать хоть какие-то деньги. А лучше вообще пойти трудиться в банк или на государственную службу…
Досье:
Александр Шуриц, художник-график, живописец, член Союза художников СССР, России
В 1962-1963 учился на художественно-графическом отделении педагогического училища г. Биробиджана. С 1964 по 1969 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское).
В 1969 г. приехал в Новосибирск по распределению.
Работал в специальном художественно-конструкторском бюро и НИИКЭ; сотрудничал с Западно-Сибирским книжным издательством в качестве иллюстратора детской литературы.
Работы художника находятся в художественных музеях и галереях Новосибирска, Биробиджана, Новокузнецка, Владивостока, а также в частных собраниях в Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Израиля, Италии, России, США, Франции, Южной Корее, Японии, стран СНГ.
Текст и фото Наталья ТЮМЕНЦЕВА