Олег Минченко — менеджер по продажам металла. А ещё он играет на фортепиано и ханге. О своём космическом музыкальном инструменте, творческой миссии и желании жить за городом Олег рассказал «Мира Клубу».
«Ханг меня заворожил»
— Олег, как ты начал заниматься музыкой?
— Во втором классе меня отдали в музыкальную школу учиться играть на фортепиано. У музыкалки есть удивительная способность отбивать любовь к музыке, поэтому после её окончания за инструмент я не садился очень долго.
Но с годами пришло понимание, что музыкальная школа дает технику, чувство ритма и самое главное, — понимание того, что ничего не дается просто так, надо работать, чтобы что-то получилось.
В старших классах увлёкся гитарой, научился «по-дворовому» играть аккорды. А потом что-то в голове перевернулось, захотелось снова вернуться к фортепиано. И если во времена музыкальной школы я не понимал, что значит импровизировать, у меня не получалось, то здесь всё пошло. Мы собирались с ребятами, репетировали, выступали на школьных праздниках.
В студенчестве тоже играл в разных группах, потом на долгое время снова выпадал из музыки. Последние лет 10 я участвую в двух коллективах — «Инди Раганди» (играем поп-рок) и «Ш.Т.О.» (фолковая музыка).
— А ещё солируешь на ханге! Как случилось знакомство с этим инструментом?
— Однажды, это было около 5 лет назад, гулял в Нарымском сквере и увидел, как на нём какие-то ребята играют. И ханг меня заворожил — настолько это было красиво. Какое-то время я искал, где можно поучиться, нашёл школу по хангу в Новосибирске, полгода ждал начала занятий с Артуром Вшивковым.
После нескольких занятий он позвал выступить вместе в планетарии. Я согласился, и мне понравилось! Я накопил на собственный ханг и купил его у алтайского мастера. Это позволило уделять музыке больше времени.
Мы продолжали иногда выступать с Артуром вдвоем. И тут меня пригласили выступить одного на открытии «Мира Парка»! Было интересно: амфитеатр, жара, палящее солнце, металл под пальцами раскаляется… Но всё прошло хорошо!
— Этот инструмент появился не так давно. Наверняка к вам часто подходят и интересуются, что за летающая тарелка так по-космически звучит?
— Да, очень часто спрашивают, что это за инструмент. Многие думают, что он пришёл к нам из Африки, из какой-то экзотической страны. На самом деле ханг очень молод. В начале 2000-х годов его изобрели в Швейцарии. Группа людей путешествовала по разным странам, изучала инструменты разных народов — квинтэссенцией их исследований и фантазии и стал ханг.
«У каждого получается своя музыка»
— Вы научились играть на нём за три занятия! Но это учитывая музыкальный опыт. А каждому ли дано освоить ханг?
— Его называют интуитивным инструментом — научиться достаточно просто. Ханг устроен гармонично, на нём невозможно сбиться, и в принципе можно научить играть любого человека, у которого есть чувство ритма или слух. При этом у каждого на ханге получается своя музыка, потому что инструмент создан для импровизации и интуиции. Да, есть какие-то паттерны, которые можно выучить, но даже у опытных музыкантов музыка будет отличаться. Да и у тебя самого каждое выступление разное. Импровизация рождается из кусочков, трансформируется, преобразуется.
— То есть нельзя сказать: «Я написал музыку для ханга»?
— Есть люди, которые пишут музыку для ханга, выпускают целые альбомы. У меня пока есть определенные заготовки, которые я обыгрываю. Но писать целые композиции пока не готов: для этого нужно колоссальное погружение, а я настолько глубоко этим не занимаюсь.
Хотя был момент, когда я думал, что и к ученикам не готов: самому ещё учиться и учиться. Но потом появился, первый, второй, я увидел, что и у людей получается, а мне очень радостно за них.
— Звучание у ханга необычное, убаюкивающее. Вы чувствуете звукотерапевтический эффект?
Да, он точно есть, ханг — очень медитативный инструмент. Когда учился играть, занятие длилось полтора часа, а мне казалось, что прошло минут 20, — настолько музыка погружает в себя. Это очень приятный звук: одних он трогает до слёз, другие говорят, что звучание помогло успокоить мысли.
Я играю на занятиях по сахаджа-йоге, где ребята медитируют под ханг. При этом не погружаюсь глубоко в тему звукотерапии и духовных практик. Просто играю музыку и радуюсь, что она нравится людям и они чувствуют от неё оздоровительный успокаивающий эффект.
«Понравились ваши тазики»
— У каждого творчества своя миссия. У вашей музыки она какая?
— Когда играю с группами, то, конечно, донести музыку, слова, смыслы слушателю. А с хангом — подарить эффект «здесь и сейчас».
Одно выступление не похоже на другое. Много зависит от того, какие люди собираются, в каком состоянии нахожусь я, где проходит выступление, могу ли расслабиться. Такая тонкая взаимосвязь чувствуется, и из этого образуется химия. Для меня каждое выступление — живой процесс. Получилось в этот момент донести что-то до людей, вызвать интерес или что-то изменить внутри — здорово. Не получилось — тоже хорошо.
Миссии популяризировать ханг или саундхилинг у меня нет. Но я, конечно, всё равно это делаю (Смеётся.), потому что людей очень привлекает этот необычный инструмент и они с большим интересом подходят после каждого выступления, чтобы узнать о нём больше.
— Наверняка среди слушателей много тех, кто до вашего выступления понятия не имел, что такая звучащая космическая тарелка существует! Какая самая необычная реакция на ханг была?
— Как-то мы играли в Большом планетарии. Там всё было организовано на высшем уровне: рисунки на песке, сказки про космос, звёздное небо под куполом. После выступления подошли две женщины лет 55 и говорят: «Ребята, нам так понравилось всё, особенно ваши тазики!» Бывает, что казанчиком называют. На самом деле «хэнд пан» — второе название инструмента — переводится как «рука-кастрюля», поэтому всё честно!
Иногда люди просят попробовать поиграть на ханге, у них с первого раза не получается, потому что нужно немного потренироваться, чтобы научиться высекать звук. И тогда они спрашивают: «А где батарейки? Он сам играет?» Отвечаю, что батареек нет.
— Если сравнивать участие в музыкальных проектах, где вы играете, и ханг, что ближе?
– Их сложно сравнивать. Проект «Инди Раганди» очень дорог моему сердцу, потому что мы с ребятами очень давно. Группа «Ш.Т.О.» — фолковый проект, ребята пишут очень классные тексты, играют классную музыку. Мне интересно выступать с ними на различных фестивалях. Ханг — более личный, это — моё.
«Собираемся в «Мира Деревню» на тест-драйв»
— Помимо музыки и работы есть время на какие-то ещё интересные занятия, хобби?
— Раньше я занимался настольным и большим теннисом, бегал на лыжах, увлекался настольными играми. Сейчас работа и музыка занимают почти всё моё время.
— Недавно мы встретились на экскурсии в «Мира Деревне» — получается, свободное время сейчас уходит на поиски идеального места для будущего дома?
— Да, сейчас с супругой мечтаем о доме, присматриваем места. Нас привлекают атмосфера, идеология «Мира Деревни». Видно, что там живут разные люди, но все вместе они — очень гармоничное сообщество. Вообще, я давно знаком с проектами «Мира» и даже несколько раз порывался там работать, но в моменты поиска не было подходящей для меня вакансии.
Первый раз «Мира Деревню» я увидел, когда она только начинала строиться, а сейчас удивился, насколько она приросла. Мы с супругой хотим приехать на тест-драйв, пожить в посёлке, посмотреть изнутри, как всё устроено. И тогда уже можно будет определяться окончательно. В любом случае всё, что связано с компанией «Мира», мне очень нравится, и на данный момент «Мира Деревня» манит!
— Можно будет на закате выйти на крылечко, поиграть на ханге. Вот где максимальная гармония…
— 100%!