Марианна ткёт реальность нитями, словами, образами и впечатлениями. Она художник, создатель проекта «Алтайазия», где творчество и путешествия рождают причудливый и богатый на открытия узор. В интервью мы поговорили о дарах и гранях Алтая, о счастье быть творцом и созидать свою реальность.
«Алтай — наш внутренний храм»
— Марианна, на сайте altayazia.ru вы написали фразу: «Не мы живём на Алтае, а Алтай живёт в нас!» Расшифруйте, пожалуйста!
— В алтайском языке есть слово «алты», это цифра шесть. И есть такое слово «алтын», что означает золотой, золотистый. В народных эпических сказаниях Алтай зовется шестигранным. И у традиционного алтайского жилища — аила — шесть граней. Что напоминает золотистый шестигранник? Конечно медовую соту! Из подобных шестигранных структур состоит информационное поле Земли. Оно похоже на огромные великолепные соты. А мы все в идеале должны быть теми самыми «пчёлами», которые собирают «мёд» земного опыта, наполняют хранилища солнечной мудрости. Получается, люди — микрокосмос, а пространство — макрокосмос. Вот поэтому я сказала эту фразу. Алтай — в нас, мы — в нём. И это одновременно.
С одной стороны, это известный уголок нашей планеты с прекрасной природой, уникальными сочетаниями минералов, прекрасными представителями флоры и фауны, присутствием оседающих в горах космических частиц. А с другой — наш внутренний храм, связывающий времена и явления. Здесь в наших силах гармонично соединиться со своим естеством.
Не зря Алтай называют жемчужиной Азии. С доисторических времён здесь сложилась грандиозная мозаика народов, культур, этносов, передававших друг другу священный огонь культурных традиций и духовных ценностей.
Само расположение гор и долин происходит на стыке великого пояса евразийских степей и просторов Центральной Азии. Это самый настоящий перекрёсток на пути движения многих народов, некий конденсатор культурного разнообразия.
— Чем Алтай полюбился вам? Как решились сюда переехать?
— Для меня горы Алтая стали второй родиной. Именно здесь, а не в большом городе, где родилась, я впервые поняла, что такое чувство родины.
Впервые я приехала в эти края в 19 лет. Сразу же в них влюбилась, да так, что осталась на полгода. Училась вмещать необыкновенную силу этой земли, узнавать её, чувствовать.
Потом вернулась туда, где родилась, собрала нехитрый скарб и переехала на Алтай. В итоге здесь произошёл период моего взросления как личности. Не всегда это было просто, гладко, мягко. Но Алтай для меня — великий лекарь и наставник. Теперь знаю: если выдержишь его уроки, получишь бесценный опыт понимания жизни.
Сколько бы я ни путешествовала по миру, всегда хочу вернуться именно сюда. Даже из самых, казалось бы, интересных мест…
— А какие места края стали самыми любимыми и значимыми?
— Сложно что-то выделить. В разные периоды жизни по-разному. Алтай очень разнообразный. Ведь, как известно, существует сразу четыре Алтая: казахстанский, китайский, монгольский и российский. Хотя все эти разделения весьма условны. Я знакома пока только с российским и монгольским. Очень хочу побывать с южной стороны Белухи — в Казахстане и в Синьцзян-Уйгурском районе — на территории Китая.
«Через творчество можно пройти к себе!»
— В ваших авторских программах путешествия гармонично переплетаются с творчеством. Почему выбрали такую форму?
— Такая форма хороша тем, что даёт возможность естественно войти в творческий поток и одновременно получить глубинное впечатление от путешествия. Когда человек путешествует, он уже открывается чему-то новому, и в этот момент творчество является спусковым механизмом для проявления в нём не столько внешнего, сколько внутреннего, глубокого, непосредственного.
Одна из моих любимых форм — экскурсия, но не в привычном понимании, а как совершенно особый вид творчества или, точнее сказать, сотворчества. Ещё очень здорово, когда в путешествиях происходят такие вещи, как спонтанное рисование и ковроткачество. Я его ещё называю ковротворчество.
Такие творческие программы естественным образом переплетаются с природными явлениями, со стихиями, со всем окружающим. Такие довольно неожиданные сочетания помогают глубже знакомиться с собой. Ведь главная цель всех поездок на глубинном уровне — воссоединиться с внутренним высшим началом. И если это удаётся хоть на мгновение, то это состоявшийся процесс, лучший результат из всех возможных!
Творчество — прекрасный проводник для таких погружений, оно помогает отпустить себя и довериться жизни. А ещё это именно то, что всегда оборачивается на пользу. Даже если кажется, что не получается. Искусство, ремесло, рукоделие — это одновременно способ гармонизации своего внутреннего пространства и восстановления сил. Это пластичный, живой процесс, где каждый участник является подлинным творцом.
— Интересный термин — ковротворчество. Чем от ковроткачества отличается?
— Больше свободы, спонтанности, лёгкости. Например, почему бы не вплести цветы? Хотя ковёр — это и тема дисциплины, неторопливости, сосредоточения, освобождения от лишних и пустых мыслей. Ритмы переплетения и гармоничные цвета глубоко погружают в дело, расслабляя и даря отдых от суетливых мыслей.
— Получается, любое творчество — медитация, которую можно включать и в путешествия, и в ретриты?
— Конечно! И даже нужно! Ведь творчество — это ещё и путь через преодоление. Как подъём в гору. Иногда он достаточно мягко проходит, легко. Иногда — сложно. И чем больше внутреннего сопротивления на раскрытие, тем радостнее может быть результат.
Ретрит, медитация, путешествие, творчество — всегда труд над собой. Обязательно есть какие-то правила, законы. И так во всём. Например, если учимся ткать, нужно освоить базовые навыки. Если учимся внутренней тишине, то стараемся не реагировать на свои мысли, отпускать их или принимать.
Усилия окупаются сполна. Например, в ковроткачестве — когда из-под рук рождается полотно. Это потрясающее ощущение! В процессе создания вещь напитывается энергией своего создателя и пространства, в котором всё происходило. А потом долго-долго это отдаёт, многократно усиливая.
Особый момент — когда работа готова и начинает жить своей жизнью. Только что была частью меня — и вот уже на моих глазах превращается в нечто самодостаточное. Это невероятно!
«Впечатления — многотомная история…»
— Как ваши дороги пересеклись с ретритным центром «Мира Усадьба», который находится в Теректе?
— Дружу с этим проектом с момента его основания в Уймонской долине и даже раньше. Мне очень близки принципы компании «Мира». Сейчас у нас зреют несколько совместных идей — творческие путешествия с элементами ретрита.
Для гостей «Мира Усадьбы» я провожу авторские экскурсии по Усть-Коксинскому району и творческие мастер-классы. Стараюсь составлять программы таким образом, чтобы они способствовали и помогали открытию наших прекрасных мест и людей. Андрей Алексеев — вдохновитель и основатель проекта «Мира Усадьба» — предложил очень интересное наименование для такой деятельности — гид впечатлений. Это достаточно чётко отражает суть процесса.
— Какой яркий и ёмкий термин. Что он значит?
— Впечатления — многотомная история. Том первый — люди, мастера, которые могут что-то рассказать и показать.
Том второй — природа, которая даёт потрясающие ощущения, становится частью существа и воздействует на такие струны души, которые потом долго-долго способны играть мелодию.
Том третий — созданное в нашем районе: изделия, продукты, истории. Много всего интересного и необычного.
Но самые важные впечатления получает наш внутренний человек, пропуская всё это через свои чувства и фильтр внутреннего опыта. Как говорят любители чая, настоящий чай состоится именно тогда, когда есть тот, кто его пьёт, и тот, кто сумел соединить двоих — своего гостя и того, кто вырастил листья для напитка. Некий паромщик, который благодаря своему мастерству передаёт аромат, вкус и цвет чая.
Собственно, внутренний человек — тот самый чайный мастер, который способен сделать впечатления объёмными, живыми. Если у нас есть с ним связь, то предсказуемость и преднамеренность внутренних состояний будет минимальна.
«Всё влияет на всё!»
— Знаю, что места иногда меняют людей, учат, наставляют…
— Да, и чтобы процесс пошёл, важно в этом месте пожить. Находясь постоянно среди природы, под небом, стоя на земле, ощущая смену сезонов. Так можно открыть в себе многое. Конечно, не у всех есть такая возможность. Поэтому сейчас популярна форма интенсивных путешествий, когда люди отправляются в горы хотя бы на три дня.
— А у вас есть такая история, когда место изменило, подсказало?
— Вот несколько из моих любимых осознаний: всё влияет на всё, жизнь складывается из каждого дня, а день — из мелочей, которые тоже значимы. Если мы будем игнорировать малое, желая только чего-то грандиозного, то жизнь откажет нам в таком подарке.
Когда люди приезжают на Алтай, им кажется, что вокруг только потрясающие горы, невероятный простор, и если здесь жить, можно бесконечно смотреть на эту красоту, впитывать, наполняться.
Когда-же переезжают, то неизбежно погружаются в быт. Работа, дом, хозяйство, обыденность, череда повторяющихся событий. Желание и возможность идти в горы, любоваться и путешествовать естественным образом уменьшаются.
Но именно с помощью осознанного внимания к мелочам мы можем достичь большего. Это не только вещи, связанные с бытом, а ещё мысли, состояния, небольшие встречи, будто незначительные разговоры.
Жизнь способна выдать что-то фантастическое, если мы сумеем бережно, спокойно и вдумчиво относиться к тому, что нас окружает: людям, вещам, привычкам, ощущениям, чувствам, переживаниям.
Золотая середина — жить осознанно, учиться при этом уходить выше не только ногами, но и в своём сознании и при этом твёрдо стоять на земле...