Журнал
поделиться

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

#Архив 2014-2020 годы
Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

Её работы украшают стены многих российских городов, она выигрывает международные состязания райтеров и мечтает, чтобы в родном Новосибирске этот вид уличного искусства тоже стал популярен. Какую из своих работ Марина считает самой масштабной и чем ей удалось поразить китайцев? Об этом и не только читайте в нашем интервью.

«Цистерна сгущёнки — первая большая работа»

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина, расскажи, когда ты начала рисовать, и что это было? наверняка, не сразу граффити?

— Рисовать начала с детства, затем окончила новосибирскую художественную академию, и, вот, до сих пор рисую. Конечно, это не было сразу граффити. Сначала — какие-то почеркушки на листочках. Рисовать на стенах попробовала лет в 14, а серьёзно занялась этим около восьми лет назад, уже после учёбы. По образованию я — художник-монументалист. По сути, занимаюсь своей профессией, но вот работаю с таким интересным материалом, аналога которому просто нет!

Расскажи о своей первой масштабной работе.

— Это были банки сгущенки и супа на цистернах теплопункта, которые мы нарисовали в 2010 году на фестивале уличного искусства «Стенограффия» в Екатеринбурге. Потом уже пошли фасады. Кстати, работать больше всего мне нравятся с не большими стенками. С пятиэтажным домом уже сложнее.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

Самая необычная поверхность, которую довелось расписывать?

— Наверное, доска для серфинга. Это был прикольный опыт.

Есть стереотип, что граффити - это вандализм. Что можешь на это ответить?

— В граффити все не однозначно. Все пошло с бомбинга, быстрых рисунков на нелегальных поверхностях. Это, по большей части, спорт и адреналин. Когда говорят о вандализме, чаше всего подразумевают именно этот аспект граффити. Позже появился райтинг, направление, когда художник может тратить большое количество времени на создание работы, создавая более детализированные рисунки, с идеей, сложной композицией, обилием цветов.

Я бы не стала говорить, что райтинг - это хорошо, это — искусство, а бомбинг это плохо. Это части одного целого.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

А у тебя были проблемы с полицией?

— Никогда не было. Даже когда доводилось общаться с полицией, меня никуда не забирали. Возможно, потому, что я не пытаюсь убежать и всегда могу составить внятный диалог.

Расскажи о команде «ТакНадо» как давно вы вместе, кто туда входит, как вы подбираете проекты, которыми будете заниматься. Чаще это заказы или собственные инициативы?

— «ТакНадо» — это сибирская команда, в которую входят четыре человека: Ваня Ягода, Миша MACK, Ваня FANS и я. Мы знакомы больше восьми лет. Для меня ТакНадо - это те ребята, творчество которых мне нравится. Мои друзья, с которыми мне приятно проводить время, рисовать, делать заказы.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

«Хотела не просто нарисовать женщину-солдата, но и передать её эмоции»

Каждый год ты участвуешь в фестивале «Стенограффия», в этом году твоя работа - портрет женщины-солдата. Расскажи о ней. Как придумывалась тема, сюжет, долго ли рисовала и довольна ли результатом.

— В этом году на фестивале была заявлена тема «70-летие Победы». На войне женщины воевали наравне с мужчинами, мне хотелось об этом напомнить, и не просто показать солдата-женщину, но и передать сложное эмоциональное наполнение. Когда мы смотрим снимки военных лет, то видим только лица людей, но нам сложно понять, что они чувствовали, о чём думали, как переживали всё, что тогда происходило.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!» Я попыталась стилизовать граффити под старую фотографию. Поверх трагического жеста — закрывающих лицо ладоней — изобразила глаза, которые смотрят дальше, вперёд. Это работа о вере, силе духа. Я переживала, сомневалась, поймут ли смысл рисунка люди, найдёт ли она отклик в их душе.

Сегодня пространство вокруг нас захламлено визуальной информацией, вокруг много всего лишнего. И я рада, что в результате фасад с этим изображением обратил на себя внимание людей. Я довольна, что такая сложная тема есть в моём арсенале. Пожалуй, на данный момент это самая сложная для меня работа.

Помимо российских фестивалей доводилось участвовать в международных конкурсах/фестивалях граффити и побеждать?

— Да, я участвовала в международном фестивале в Китае, взяла там гран-при. Это был мой первый опыт рисования с зарубежными райтерами. Было интересно посмотреть как рисуют в Азии, на ребят из Франции и Канады. В Китае ребята больше ориентируются на европейский стиль, сложные шрифты небольших размеров. И они делают это хорошо, но очень похоже друг на друга и на еропейских райтеров, работающих в подобной стилистике.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

На этом фестивале я нарисовала работу о мечтателях. Китайские райтеры прозвали ее «Звездочёт». Очень нежно и лирично получилась. Наверное, это и подкупило жюри.

- Что больше всего нравится рисовать? Как сюжеты выбираешь чаще?

- Мне нравится рисовать простые для восприятия, добрые, милые, сказочные вещи. Люблю изображать девушек в интересных образах. Мне кажется, таких сюжетов не хватает в нашем пространстве. Они всегда вызывают улыбку и поднимают настроение.

«Краска — она волшебная. Стерпит всё!»

Бывало, что работа почти готова, а тебе не нравится? Что тогда? Стена - не бумага, не скомкаешь, в корзину не выкинешь…

— Стену всегда можно перекрасить, это не вопрос. Но у меня не было такого, чтобы рисовала и поняла, что вообще не то. Если ты рисуешь фристайлом, без намётки, из головы, — тогда такое возможно Но всегда можно изменить рисунок. Бывает, задумка была одна, а в итоге получилась совсем другая история. И это тоже интересно. Чаще я готовлюсь заранее: делаю эскиз, прихожу на место будущего рисунка и думаю, как это будет выглядеть на стене. Бояться переделывать не надо. Нужно добиваться того, чтобы работа смотрелась гармонично. Краска — она волшебная. Всё может стерпеть!

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

—  Невероятно, как удаётся выдержать масштаб, пропорции, когда переносишь рисунок на стену многоэтажного дома! Поделись секретом с начинающими граффитчиками?)

— Есть очень много техник. Самая простая, древняя, но рабочая — на эскизе расчерчена сетка, и ты переводишь ее на фасад, а потом по кусочкам переносишь изображение. Ещё можно использовать проектор, высвечивая эскиз на здание и намечая какие-то основные линии. У каждого из этих способов есть свои минусы и плюсы. Рисовать по сетке очень долго. А после разметок с проектора сложно потом вносить в изображение свои коррективы. Поэтому самое крутое — совмещать оба этих приёма.

А ещё какие практические советы можешь дать?

— Каждый день даю такой совет и самой себе: главное — не лениться. Нужно обязательно что-то делать, интересоваться темой. Сейчас много доступной информации в интернете, поэтому смотрите, понимайте, что вам нравится, и делайте, делайте, делайте… Тогда количество постепенно обязательно перерастёт в качество.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

Что обязательно должно быть в хорошем граффити?

—  У каждого — свое. Для меня — это задумка, хорошее исполнение, гармония. Мне нравится, когда в рисунке есть идея, здорово подобраны цвета, когда по композиции всё классно. И если помимо всего прочего в нём есть какие-то заложенные художником мысли, — это бомба! Для меня такое граффити сработало!

- Наверняка у каждого мастера граффити есть своя «фишка». Ты уже нашла свою?

— Я очень люблю рисовать узоры. И мои работы можно легко по ним узнать.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

«Хочу рисовать в любимом городе»

Как оцениваешь уровень граффити в России? Какие города в этом деле самые продвинутые? Новосибирск, мне кажется, пока не в их числе.

— В целом уровень российских райтеров очень высок. На первое место в плане развития граффити я ставлю Екатеринбург, Москву, Питер. Мне удалось побывать в Германии, в «колыбели» граффити, пообщаться и порисовать с CanTwo «папой» этого направления и другими крутыми райтерами. У них очень много граффити, но что-то качественное, по-настоящему классное нужно ещё поискать. В России же есть что посмотреть. Хотя Новосибирск пока похвастаться этим не может.

Помимо граффити ты занимаешься гримом, росписью интерьеров, пишешь холсты, работаешь над брендами одежды и даже рисуешь обложки для книг… А что доставляет самое большое удовольствие?

— Мне очень нравится графика. Поэтому когда Сергей Веденьё обратился ко мне с просьбой нарисовать обложку для его книги, была очень рада. Книгу делать мне понравилось, надеюсь, у нашего сотрудничества будет и продолжение.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

Да, я много, чем занимаюсь. Люблю делать роспись интерьеров, когда заказчик понимает, что ему нужно и хочет работу именно от тебя. Тогда рисовать легко и радостно. Грим, создание театральных костюмов, придумывание необычных штук для брендов одежды - тоже интересный опыт. Мне постоянно хочется пробовать себя в чём-то новом, и я очень люблю всё, чем занимаюсь!

Есть мечта может, какая-то стена или здание, которое хочешь разрисовать?

— Есть у нас в Новосибирске одно завешенное баннерами здание на площади Ленина… Да и вообще, хочется больше рисовать в родном городе. Но это сложно. Нужно иметь диалог с мэрией, а мы - художники, а не люди, которые ходят по кабинетам… Возможно, нам, да и всем художникам, нужен человек, который бы продвигал наши инициативы. Моя мечта – чтобы в Новосибирске прошёл масштабный фестиваль граффити. Организовать его не сложно, нужны только сила и опыт. Мы бы привезли зарубежных и местных крутых ребят, сами бы показали интересные работы. Хочу, чтобы в моём любимом городе мы тоже могли заявить о себе. Надеюсь, эта мечта осуществится.

Марина Ягода: «В хорошем граффити должна быть мысль!»

Досье

Марина Ягода
Художник, райтер
Окончила НГХА
Участница команды команда "ТакНадо"

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно