Актер Первого театра рассказал о том, как учился на слесаря, но оказался на сцене, чем дорог для него спектакль «Пришёл мужчина к женщине», как он рубил голову дракону и почему решил отказаться от мяса.
«Петь – плясать умею… пойду в театральный!»
— Никита, как вы поняли, что хотите стать актером?
— В школе у меня было не очень хорошо с успеваемостью, и после девятого класса решил пойти в ПТУ, учиться на слесаря. Там с дисциплиной тоже были проблемы, поэтому, в качестве наказания меня отправили в ПТУ-шный театральный кружок. Готовили там разные поздравления, праздники и даже поставили один спектакль про Федота Стрельца. Постепенно втянулся. И когда после окончания училища стал думать, куда идти дальше, решил – пойду в театральный! Плясать умею, петь вроде тоже… В общем, понятно, какое мнение у меня было об актерах!
— На первом курсе мне всё нравилось, всё получалось. Но потом, когда начали ставить серьезные отрывки, когда возникли проблемы с учебой, я стал задумываться — а туда ли пришел, моё ли это... это был переломный момент, когда наконец-то осознал, что профессия актёра — это большой труд. И когда понял это, понял, в каком русле мне нужно двигаться, - наконец влился в профессию.
— И ваши успехи заметил Павел Южаков, раз пригласил на службу в Первый театр!
— Да, он был нашим мастером на курсе, следил за моим ростом с первого курса. И теперь часто рассказывает эту байку о том, каким «никаким» я пришёл и каким стал. Что он во мне заметил? Это у него надо спросить. Талант… (смеётся - прим.авт.) Думаю, — желание работать, фантазию, чувство юмора. Все, что надо для актера.
— Как вспоминаете свои первые роли? Сейчас бы их по-другому сыграли?
— У нас есть спектакль «Самоубийца», который мы ставили еще на третьем курсе. Я его играю и понимаю, что там что-то не так. Но поменять спектакль, которому не один год, очень сложно. Конечно, ты что-то находишь, делаешь по-другому, но кардинальных перемен нет. ничего не меняешь.
«Хотел бы сыграть отрицательного персонажа»
— Меняют ли сыгранные роли характер актёра, его взгляды на жизнь?
— Меняют не роли, а книги, прочитанный, накопанный для постановки материал. Ты начинаешь изучать героя, потому что он — не ты, он другой, у него свой жизненный опыт, узнаешь много нового. И, конечно, эти знания влияют на тебя, твоё восприятие мира, характер.
— Работу над какой ролью можете назвать самой важной в этом плане?
— У меня есть две любимых роли — это «Фабричная девчонка», я очень долго благодарил режиссера за то, что он дал мне эту роль. И второй спектакль, который мы поставили недавно — «Пришел мужчина к женщине». Именно он на меня, как на актёра, произвел самое большое впечатление. Я никогда не был все полтора часа спектакля на сцене, не уходя с неё.
В этой постановке у меня главная, очень взрослая роль. Мы с режиссёром очень много работали над ней. Там есть такие глубокие философские мысли, которые я с высоты своих лет ещё не прожил. В общем, пока для меня это самая сложная и самая интересная роль.
— В театре «Красный факел» тоже есть одноименный спектакль. Смотрели его?
— Нет, не смотрел. И даже не знаю, хочу ли я… Хотя, наверное, было бы интересно увидеть. Там играет мой мастер Жданова Елена, и я знаю, что плохо она эту роль не могла бы сделать. Пожалуй, посмотрев на взрослых актёров, я мог бы что-то для себя почерпнуть. 100% - они делают по-другому. Наверное, в какой-то степени, даже лучше, чем я.
— Хотелось бы, но не получается. Дело в том, что если на премьеру не попал, потом сложно выбраться. в 2010 году в Новосибирске в очередной раз проходил фестиваль «Ново-Сибирский транзит». Екатеринбургский театр «Коляда» привозил на него «Трамвай желаний!». Я слышал тогда очень много плохих отзывов даже от своих коллег. Но на меня постановка произвела очень большое впечатление. На данный момент это один из лучших спектаклей, которые я видел. Главный актер Олег Ягодин играет такого мерзкого человека, на него даже неприятно смотреть. Он, например, плевал на расческу и расчесывал себе волосы. Но это было гениально. Кто-то говорил, что это не творчество, что так любой сможет сыграть. Но есть в этом актёре мощный стержень. Такой, что глаз не оторвать.
— У вас были отрицательные роли? Как вы к ним относитесь?
— На самом деле с ролями так: если хороший персонаж — ищи, где плохое. Если плохой — ищи, где хорошее. Вообще, я хотел бы сыграть плохого персонажа, это интересно. В «Фабричной девчонке» мой герой Юрий Бибичев, например, заставляет девчонку написать про подругу донос. Пожалуй, пока это самая отрицательная моя роль.
«Держал Забаву и пытался превратить смех в слёзы»
— В репертуаре Первого театра есть спектакль «Шум за сценой». Он — о переплетении судеб актёров, закулисной жизни… есть ли в нём доля правды?
— Конечно, эта пьеса более «раскрашенная» и интересная, чем истории, которые могут случаться в реальности. Но драматург писал о том, что видел в реальности… И у нас и в других театрах подобное случается.
— Наверняка у вас, как и любого актёра есть байки, истории, которые случаются на спектаклях, репетициях или гастролях?
— Есть одна замечательная история. Однажды мы играли спектакль «Сказ о русском богатыре Илье Муромце и Яшке Стрельце удалом молодце». Идет финальная сцена - битва с драконам. И вот, я отрубаю одну голову, вторую, подношу меч к третьей голове, и дракон говорит:
— Стой! Не убивай меня, богатырь!
— Почему? — спрашиваю я.
— А потому что я сейчас превращу твою Забаву Прекрасную в камень!
И здесь я должен отрубать голову, свет выключиться, а Забава — поменяться на камень. Но свет не выключили (у осветителя потом было какое-то на это оправдание). Я отрубаю голову, она уходит, а Забава остается на моих руках. Яшка Стрелец убегает за кулисы, берет камень. Естественно, это все видно, зритель — не дурак, понимает. Он выбегает с этим камнем, а у нас на сцене есть родник с водой. Яшка Стрелец поскальзывается и падает вместе с этим камнем. Лежит и смеется. За кулисами все тоже смеются. А я стою, весь такой красивый богатырь на сцене и пытаюсь собраться, свой смех обратить в слёзы — ведь мою Забаву любимую в камень превратили. Это было очень позорно! Такой провал!
— Кстати, у вас в репертуаре много детских спектаклей. Любите их играть? В чём главная их разница со взрослыми постановками?
— Детские спектакли ассоциируются только с ранним вставанием в театр (смеётся – прим.авт.). В сказках всегда есть крайности. Дети не понимают подтекста, поэтому играть нужно ярко, хорошо, «крупными мазками» — если злодей- то злодей без вопросов! И это в какой-то степени закаляет артиста. Он учится делать эти крупные мазки и понимать, где их нужно уменьшить — это полезно для взрослых постановок. Вот, пожалуй, в этом и есть главный контраст.
— Какой спектакль из репертуара, по вашему мнению, заслуживает большего признания, чем он пока получил?
— В Первом театре все спектакли хорошие. Когда я приглашаю людей, говорю — приходите на любой, не промахнетесь. Особенно выделю «Пришел мужчина к женщине» и «Квадратура круга» — последний пользуется зрительской любовью уже шесть лет!
«На съёмках "Шкварок" получил бесценный опыт!»
— Какие радости получаете от своей профессии? Какие сложности есть? Может, поклонники проходу не дают?
— Меня единственный раз узнали в спортивном зале. Ко мне подошёл мужчина и спросил: «Вы в театре играете?». Мне было так приятно, что меня кто-то узнал! Прелести театра для меня заключаются в том, что актёрская профессия дает совсем другое восприятие мира — ты видишь его с разных сторон, понимаешь с разных точек зрения. А ещё интересно то, что в этой профессии всегда остаёшься молодым. Вроде занимаешься такой ерундой: репетируешь, учишь текст, кривляешься, «делаешь» очередного дедка, играешь, как в детском садике! И получаешь за это и деньги и удовольствие. Ну, где ещё такое встретишь?! А трудности… Я стараюсь трудности не замечать, так жить легче.
— Где вы видите себя через несколько лет? Новосибирск? Москва?
— Сложно сказать. Знаю много примеров, когда кто-то уезжает в столицу, но и своих актеров хватает, и далеко не все становятся именитыми. При этом, все равно, кажется, что ты лучший, и тебя все равно заметят. Пока могу сказать, что Новосибирск — это точно не предел. Что будет дальше — посмотрим. Интересно было бы попробовать себя в кино.
— Кстати, у вас уже есть кино-работа — главная роль в фильме «Шкварки», за которую вы получили премию Бирюкова. Расскажите, что эта награда для вас значит.
— Всегда приятно получать премии, награды, похвалы. Это маячок, что ты двигаешься в правильном направлении. Премия стала для меня таким маячком. Я поверил, что у меня всё может получиться в этой профессии, а конкретно - в кино. На съёмках «Шкварок» получил опыт, который ни до того, ни, пока, после не получал.
— Когда я шел на съемки, в этот день, очень боялся и волновался, думал, что увижу серьезного, зазнавшегося, недовольного народного артиста, который приехал сниматься в не понять, каком фильме. Но когда пришел на место съемок, то первым делом увидел, как он разбирает свою роль с режиссером. Александр Васильевич очень много предлагал и очень внимательно выслушивал замечания и предложения. А когда мы играли наши сцены, он не выключался не на секунду. Даже когда снимали только меня, он мне помогал, как мог. А в перекурах рассказывал смешные случаи со съемок, делился своими проблемами. В общем, он оказался не только хорошим актером, но и интересным человеком.
«Читайте, пишите, думайте!»
— Знаю, что вы отказались от мяса. Всегда интересно, как люди приходят к такому мировоззрению.
— Я не ем мясо, но ем рыбу. Для себя давно уже открыл такую систему: не вижу смысла в том, что не делает меня сильнее и быстрее. Так я бросил пить, курить, а потом и есть мясо. Кстати, после этого почувствовал себя даже лучше, чем когда отказался от сигарет и алкоголя!
— Считаете ли вы саморазвитие обязательным пунктом для каждого актёра?
— Саморазвитие — важный пункт в жизни любого человека. Работа над собой, над своим внутренним миром — должна быть постоянно. Нужно постоянно заставлять себя читать, писать, думать… даже когда не хочу — я сажусь, открываю тетрадку и начинаю просто записывать свои мысли. А иначе можно засохнуть! Я очень люблю читать классику. Кто-то говорил, что если хочешь знать, что происходит у тебя в душе – читай классику. Там все есть. Вот чувствуешь себя не очень, не можешь объяснить это словами, начинаешь читать и понимаешь — вот, что с тобой происходит! Очень люблю Толстого и Достоевского.
— Не хочется желать банального — счастья, любви, здоровья, хотя и эти пожелания лишними не будут. Желаю больше читать, развивать себя. Тогда мир откроется, начнут приходить новые возможности, новые способности. Работайте над собой, любите себя, любите мир!
Досье:
Никита Бурячёк, выпускник театрального института 2012 года, курс Павла Южакова.
В Первом театре служит три года.
Лауреат премии им. Владлена Бирюкова молодым артистам театра и кино по итогам сезона 2013-2014 за главную роль в фильме «Шкварки».
Придерживается здорового образа жизни.
Беседовала Наталья ТЮМЕНЦЕВА
Фото: Фрол ПОДЛЕСНЫЙ и личный архив Никиты БУРЯЧКА