Философское содержание ее песен полностью гармонирует с псевдонимом, который выбрала для себя исполнительница. Дао рассказала интернет-журналу Miraman.ru о внутренних трансформациях, опыте Випассаны, рождении первых песен и о том, почему спустя несколько лет решила вернуться из Таиланда в Россию.
«Жизнь в России не способствовала моему духовному развитию»
— Дао, вы уже несколько лет живете в Таиланде. Почему решили уехать из Москвы?
— Думаю, у Вселенной были на меня свои планы, поэтому в свое время она организовала мне этот стремительный отъезд из Москвы в Азию, где я до этого ни разу не была. Формальным поводом стала острая необходимость пожить пару месяцев вдали от забот и проблем, связанных с ведением небольшого бизнеса. Однако, оказавшись в Таиланде, я поняла, что не вижу ни одной причины, которая заставила бы меня променять местную безмятежность на полную стрессов жизнь в столице.
— Оставить бизнес, друзей — на такое не у каждого хватит смелости. Как вы поняли, что поступаете правильно? Не было минут сомнений и желания вернуться?
— Уверенность в правильности решения дало ощущение счастья и внутренней свободы, которое сопровождало меня с первой минуты пребывания в Таиланде. Желание вернуться впервые посетило лишь недавно, когда я осознала, что получила от этой чудесной страны все, что мне было нужно, и что пришла пора двигаться дальше и делиться полученным здесь ценным опытом с другими.
— Как вы начали практиковать медитацию — еще в России или уже в Таиланде?
— Жизнь в России никак не способствовала моему духовному развитию, я была чрезвычайно далека от медитации. Внутренняя трансформация началась вскоре после переезда в Таиланд, когда благодаря записям бесед великого мистика Ошо я стала открывать для себя новый мир. Его книги побудили меня отправиться на 10-дневный курс медитации - Випассану.
— Расскажите об этом опыте. Что дало вам такое глубокое погружение в себя?
— Я дважды посещала курсы Випассаны, где в окружении примерно сотни человек, преимущественно тайских женщин всех возрастов, соблюдала обет молчания и практиковала медитацию примерно по десять часов в день. При полном отсутствии отвлекающих моментов, таких как интернет, телефон, друзья, члены семьи, книги, необходимость зарабатывать деньги и так далее, у меня появилась возможность одним глазком увидеть себя и окружающую реальность без помех, искажающих восприятие. Благодаря такой интенсивной практике мое сознание немного прояснилось, и я отчетливо увидела всю незначительность казавшихся такими серьезными тревог и забот. Я стала гораздо спокойнее, миролюбивее, медитативнее, счастливее… Мои мысли, слова и действия — гораздо более осознанными. Это сказалось и на материальной стороне - спустя некоторое время после возвращения с ретрита мы с близкой подругой открыли бизнес по аренде вилл, который стал весьма успешным.
— Что было самым сложным в Випассане для вас?
— Единственной сложностью оказалась непосредственно медитация. Поначалу мне было просто невыносимо тяжело сидеть в не самой удобной позе без движения. Спина болела, ноги затекали, минуты тянулись бесконечно. Немного помогало наблюдение за прямыми неподвижными спинами пожилых тайских женщин - было стыдно за свою слабость на фоне такой внутренней силы. Примерно к пятому дню пребывания мне удалось обуздать свой ум, и я практически перестала испытывать какие-либо неудобства во время медитации, погружаясь в нее очень глубоко и переставая ощущать бег времени.
— Можно остаться прежним человеком, пробыв 10 дней в молчании?
— Мы меняемся каждую минуту, независимо от того, где находимся, и десятидневное молчание — не исключение. У тех, кто переживает подобный опыт впервые, изменения окажутся более значительными и глубокими. Главное — не прекращать практику после окончания курса, уделяя медитации хотя бы пять минут в день.
— Второй опыт Випассаны отличался от первого?
— Во второй раз, конечно, было проще. Несмотря на то, что я практически не медитировала между курсами, процесс погружения и отключения ума занял меньше времени. Я уже знала, что все проходит, и эта боль в спине тоже растворится, и просто наблюдала за тем, как течет время. По окончании второго курса столкнулась с тем, что все то, что огорчало или радовало меня в прежней жизни, перестало вызывать какие-либо эмоции. С одной стороны, это было похоже на состояние абсолютного душевного равновесия, с другой — я утратила нечто, что делало меня живым, реагирующим как на удовольствия, так и на боль, человеком. Это состояние оказалось очень непривычным и весьма дискомфортным, поэтому я постаралась искусственно себя «заземлить» и вернуться к себе прежней. Кто-то мне потом сказал, что, возможно, если бы я не стала этого избегать, а глубже погрузилась в то состояние, это привело бы меня к просветлению. Не знаю, ничего не могу сказать по этому поводу.
«Однажды ко мне стала приходить музыка»
— Поделитесь историей рождения своего творческого псевдонима. Почему именно Дао?
— Истоки моего псевдонима стоит искать в трактате Дао Дэ Цзин.
— Как занялись музыкой? Как родилась первая песня? Ей была «Бунтарь»?
— Впервые я занялась музыкой несколько лет назад в Таиланде, когда благодаря наличию свободного времени решила взять первый урок игры на фортепиано. Мне было неинтересно играть гаммы, поэтому я сразу взялась за разучивание классических произведений Бетховена, Баха, Чайковского. Моя техника оставляет желать лучшего, но этот подход помог сохранять интерес к занятиям музыкой. Кроме того, этот опыт, мне кажется, существенно повлиял на формирование моего музыкального вкуса.
Спустя полтора года занятий мне надоело играть чужую музыку, я прекратила заниматься. Однако через несколько месяцев судьба свела с русскоязычным педагогом по вокалу, и я решила взять пробный урок. Поначалу получалось не очень, так как я никогда в жизни не пела, но сами уроки мне ужасно нравились, и с каждым занятием прогресс становился все заметнее.
На одном из них педагог по вокалу рассказала об основных принципах построения музыкальных произведений, это знание открыло для меня новый мир. Около месяца я пела чужие песни, аккомпанируя себе на пианино, пока однажды не произошло нечто, что я считаю настоящим чудом — ко мне стала приходить музыка.
Сначала это были просто мелодии, и я не очень понимала, что с ними делать. Через какое-то время попробовала оформить одну из них в куплет песни, результат мне понравился. Все происходило очень стремительно: первый урок по вокалу я взяла в ноябре, а первая песня появилась на свет спустя всего два месяца — в начале января 2016 года. Песня «Бунтарь» была третьей. Две первых еще не записаны, но обязательно дождутся своей очереди.
— У ваших песен глубокий смысл. Они о вас? Например:
Выйти из зоны комфорта,/Несмотря на привычки и планы,/Поменять униформу на шорты/И осесть у океана… Автобиографичность очевидна. Но не все так могут. Как думаете, что мешает людям это сделать и всем ли это нужно?
— Я думаю, у каждого из нас свой путь. Кого-то он приведет к океану, а кого-то, напротив, в мегаполис. Главное — уметь слышать свой голос сердца и быть верным ему, несмотря ни на что. Именно это, на мой взгляд — единственно верный путь к настоящему счастью.
— А в песне «С тонкой кожей» поете: Слишком сложно/Жить среди вспышек ярких огней./С тонкой кожей/ Чувствуешь боль в тысячу раз сильней…Каков же выход? Стать толстокожим? Или это не только «проклятье», но и дар?
— Выход тут только один — учиться обращаться с этим уникальным даром, которым мы все обладаем от рождения. Очень многие, кто не в силах терпеть неизбежную боль, начинают наращивать «толстую кожу», а кому-то, несмотря ни на что, удается через годы пронести и сберечь свою способность быть ранимым и чувствительным. Люди искусства — из второй категории. Они обладают даром не замыкаться на своей и чужой боли, а подниматься над ней, становясь наблюдателем, и трансформировать ее в стихи, музыку, фотографии, книги, фильмы и так далее.
— Не каждый готов пройти Випассану или просто медитировать по 10 минут в день, читать книги мудрецов или слушать лекции Гуру. Но песни — это легко и доступно. Что хотите донести своим творчеством до людей?
— Мне хочется показать им другой взгляд на привычные вещи, который, надеюсь, поможет им стать счастливее.
— Люди привыкли слушать музыку фоном, не думая. Ваши песни заставляют рефлексировать. Насколько готова к этому аудитория? Кто они — ваши слушатели?
— Моя аудитория — это люди, которые просыпаются. С каждым днем нас становится все больше.
«Медитация — эффективный метод для переучивания ума. И без побочных эффектов»
— Расскажите о своих ежедневных практиках. Может, поделитесь простой техникой медитации для начинающих?
— Моя ежедневная практика — стараться следить за своими мыслями и эмоциями в режиме нон-стоп, а не только во время сидячей медитации, которой я стараюсь уделять хотя бы десять минут в день.
Всем, кто пока не пробовал регулярно медитировать, я рекомендую начать с пяти минут в день. Можно поставить будильник. Не стоит закручиваться в позу лотоса или что-то подобное, если вам это неудобно. Можно сесть на стул или, если хотите, лечь. Закройте глаза и начните наблюдать за тем, как потоки воздуха проходят через ваши ноздри — в обоих направлениях. Мысли будут постоянно отвлекать вас от наблюдения за дыханием — это нормально! У всех так! И у меня, с моим 6-летним (с перерывами) опытом практики, поверьте, все точно так же. Как только вы обнаружите себя витающим в облаках, порадуйтесь факту обнаружения (не важно, сколько минут вы там находились), и продолжайте спокойно наблюдать за тем, как воздух входит и выходит из ваших ноздрей. Согласна, не слишком занятное упражнение, особенно поначалу, но с учетом того, сколько пользы оно приносит, можно и потерпеть. Со временем вы начнете видеть в этом свой кайф и, скорее всего, захотите остаться в этом состоянии дольше отведенных пяти минут.
С каждой такой пятиминуткой ум будет становиться все податливее. Он привык быть хозяином, навязывая бесконечный бессвязный бессмысленный поток мыслей, а вы будете его потихоньку переучивать, превращая в послушного слугу, который помогает решать ваши задачи. Результаты станут заметны далеко не сразу, но более эффективных методов, да к тому же без побочных эффектов, я не знаю.
— Расскажите о своем выступлении в России. У вас будет только один концерт?
— Несколько дней назад я сообщила в соцсетях о своем решении вернуться в Россию, так что, надеюсь, концертов будет много, и не только в Москве. Все только начинается!
Автор: Наталья Тюменцева.
Фото: Ольга Салий.