В Новосибирском государственном художественном музее прошёл XI международный фестиваль керамики. На выставке были представлены произведения именитых керамистов, мастеров народного творчества, студентов отделений декоративно-прикладного искусства, детей из художественных школ и студий.
— На фестиваль принимались произведения авторов разного уровня профессиональной подготовки. Это делалось для того, чтобы показать как можно больше способов работы в жанре. Зрители тоже разные, поэтому каждый может найти что-то по душе, — рассказала куратор выставки Надежда Мельникова.
Получившую Гран-при фестиваля скульптуру «Кода» Алёны Залуцкой можно представить как некое переосмысление запечатлённых в памяти образов, воссозданное в керамике. Приобретающее ледяной латунный блеск с приходом сумерек море, золотисто-белый цвет песка, скалы, чайки и шум волн. Меланхолия ночных прогулок в одиночестве, силуэты обманчивых теней, предрассветный туман… Всё это представляется смутно, чувствуется волнение, сопереживание; ассоциации у каждого могут возникнуть свои.
— «Кода» — это квинтессенция того, что я создавала по сей день, последний аккорд в данном этапе творчества, — говорит Алёна Залуцкая. — А дальше начнётся совсем другая «мелодия».
Мария Катасонова представила удивительно «живые» и романтичные портреты девушек. Вот как автор воспринимает свои работы:
— Для меня это поиск идеального женского образа, его эмоциональной составляющей. Не просто красивая картинка, а передача настроения, ощущения… Керамика – богатейшее стредство для выражения творчества художника. Помимо пластики, цвета и фактуры, керамисты могут оперировать стилем, как выразительным средством. Я работаю в пространстве реализма с некоторой долей стилизации образа. Тонкая грань между кукольностью и человечностью. Нельзя сказать, что я нашла свой стиль, манеру исполнения. Всегда будет манить что-то недостижимое и прекрасное. Я пока в начале пути…
Мария Катасонова «Магия».
Мария Катасонова «Ночной ветер».
Мария Катасонова «Коломбина».
Марина Глебова представила работы, напоминающие космические корабли или фантасмагорических жителей морских глубин. В них есть нерукотворность, материал становится соавтором художника. С неизвестной планеты подсознания прилетела летающая тарелка… Ракушка, которую явили волны, принесшие её на берег… Приложить бы к уху, послушать неведомые песни из глубин.
Марина Глебова, из серии «У меня зима».
Валерий Кузнецов остался верен собственному, изысканному стилю. Удлинненые пропорции лиц, тонкие линии, переходы в гладкой поверхности глазури… Художник раскрыл секрет своей удивительной керамики: в скульптуру он пришёл после погружения в живописные практики. Свой собственный жанр автор называет «керамической живописью». Работы из серии «4 короля», представленные на выставке, сделаны в минималистической манере, с превалированием плоскости, цвета и фактуры над анатомией. У четырёх королей намеренно не проработаны глаза, потому что взгляд —это всегда сильный характер, образ, отвлекающий от визуального ряда произведения. Цветовая гамма в отличии от масти — «тёплые» оттенки у червей и бубей, пики и трефы — «холодные». Фон — нейтральный, для поддержки. Чёрная обводка усиливает звучание цвета.
Валерий Кузнецов, из серии «Четыре Короля».
В рамках фестиваля прошли творческие конкурсы для профессионалов, студентов и юных керамистов, состоялся модный показ керамической бижутерии, тестирование гончарных кругов российского производства и ярмарка керамических изделий.
Но самое главное — это, конечно же, опыт создания керамики своими руками: зрители могли посетить разнообразные мастер-классы. Ведь каждый примеривший на себя роль керамиста в будущем сможет более тонко воспринять и прочувствовать керамику.
Автор статьи и фотографий Татьяна Букова.