Художник-самоучка из Тюмени Наталья Львова рассказала «Мираману» об удивительном стиле рисования, который придумала сама, и поделилась принципами стиля жизненного.
Яркие, ни на что не похожие картины. Присматриваешься — и среди абстрактных фигур вдруг отчетливо выступают знакомые образы: Гагарин, Пушкин, матрешка, Чебурашка… Приглядевшись еще внимательнее, обнаруживаешь, что и нарисованы они необычно — каждый мазок закручен в спираль.
«Закрутила» небо
— Наталья, в прошлом у вас была успешная карьера маркетолога, специалиста по PR. Почему решили оставить все и начать рисовать?
— Работа маркетолога приносила мне много удовольствия. Вот так смотришь фейерверк в конце организованного тобой мероприятия и думаешь: «О да! Я молодец!» Устраивала Дни города, развлекательные, спортивные городские праздники. Но при этом мне хотелось какой-то глубины, развития. А в моем случае это было возможно, только если перейти в очень крупную компанию, которая делает архикрутые мероприятия. Но нервных затрат при этом гораздо больше, а времени на семью — намного меньше. А для меня семья всегда на первом месте.
К тому же я всегда мечтала заниматься живописью, хотя никогда этим не занималась. И так сложилось, что муж сделал мне огромный подарок — позволил заниматься тем, чем мне хочется. Сомнений не было. Все, что я сделала в маркетинге, я легко оставила и ушла в творчество.
— Вы создали свою технику — Twiddle Art (в переводе — «спиралька, завиток». — Прим. авт), благодаря которой удается создавать объемные картины с особенной текстурой. Как это пришло вам в голову?
— Отказавшись от карьеры, я начала творить в абстрактном стиле. И как-то обнаружила, что у моей мамули нет ни одной моей картины. Решила исправить эту досадную оплошность. Начала рисовать пейзаж, тоже в абстрактном стиле, смотрю на закат: цвета — те, а фактура — не та. Ну не ложится краска так, как мне хочется! И вдруг я решила закрутить кисть. «Закрутила» все небо, и получился такой удивительный эффект, что я поняла: это классно, нужно продолжать!
— И даже решили запатентовать свой собственный стиль…
— Да, это так. Сейчас моя заявка находится в Роспатенте. Сначала проводился специальный анализ — два месяца специалисты исследовали отечественный и зарубежный патентный рынок, аналогов не нашли. Это долгий процесс, и, надеюсь, он завершится успешно.
— Что это вам даст?
— Профессиональные художники могут сказать, что мои картины — это все «хиханьки», что человек без образования, жена какого-то влиятельного мужа, начала рисовать от безделья. Меня такое мнение не трогает. Но патент может придать некую серьезность. Для меня это дело жизни, удовольствие, ежедневный труд. Как говорится: «Без бумажки ты букашка…» Приятно, что в истории останется информация о том, что художница из Тюмени, самоучка, придумала такой стиль.
Сейчас мало нового в живописи, а оно всегда привлекает внимание. Может, когда-нибудь все начнут так рисовать. Даже сейчас, когда провожу мастер-классы, мои студенты хотят рисовать завитками. Конечно, я не буду бегать с исками по судам: «Почему вы рисуете в моем стиле?» Просто хочется закрепить, что это моя идея.
«Нарисовала про Россию все. Кроме водки»
— Картины серии «Россия», которую вы представили в Новосибирске, просто потрясают своим содержанием — этакий калейдоскоп: матрешка, самовар, Гагарин… Как создавалась эта серия?
— Серия «Россия» появилась в связи с украинскими событиями. Мне захотелось нарисовать то, что я люблю и ценю в своей стране. Я поняла, что это должны быть именно символы, бренды, как в маркетинге, по которым нас узнают. Исключая водку, конечно. Так родились 10 скетчей. Рисовалось все удивительно легко. Обычно, когда готовишь коллекцию, постоянно отвлекаешься на отдых — то спина заболит, то шея затечет. Здесь же рисовала по 14 часов в сутки и не чувствовала усталости!
— 14 часов за холстом — это сродни глубокой медитации и результат большой внутренней работы над собой!
— Это точно медитация. Я люблю рисовать под мантры или музыку радиостанции Релакс-ФМ. Это полное единение с собой. Желательно, чтобы в студии никого не было.
Столько работать помогают мне воля, трудолюбие и усидчивость. В детстве, когда мама наказывала за плохое поведение, она заставляла делать то, что просит бабушка. А бабушка меня учила вышивать. И я часами вышивала гладью. Это и воспитало во мне усидчивость. Я могу долго, ни на что не отвлекаясь, делать одно дело. Бабушка вышивала картины, ткала огромные ковры. Я стала ее продолжением, но уже в своем творчестве.
— У какой-то из картин этой серии есть особая история или, может, какую-то из них любите больше всего?
— Чебурашка, например, рисовался дольше всех. Эта картина вся в мелкий завиток, выполненный черенком кисти. Работала над ней целую неделю.
Но жемчужина моей коллекции — картина «Зима». Он белоснежная, и на ней очень сложно рассмотреть контур. Но если приглядеться, вы увидите открытые ладони в варежках — символ русского гостеприимства. Кроме этого, там есть шапка-ушанка и валенки. Да, может показаться, что картина пустая. Но на самом деле от нее идет очень много любви и тепла. Я чувствую их. Такая вот теплая зима.
— Какой будет картина, вы продумываете заранее, или все происходит само собой, уже в процессе?
— Сначала я рисую скетч на бумаге. Представляю образы, которые должны быть изображены, затем вплетаю линии. На картине с Путиным, например, по бокам — Кремль, косолапый мишка соседствует с балалайкой, баяном, березой. Только после того, как скетч готов, подбираю цвета, завитки и переношу картину на холст.
— Каждая ваша картина — как зарядка для ума, работа с собственным образным мышлением для каждого зрителя. Но в первую очередь — это такой способ диалога с публикой или, скорее, внутренний монолог, который вы представляете с помощью картин?
— Я рисую картины не для себя. Безусловно, это приглашение к диалогу, общение между людьми на какие-то темы. Мне нравится, когда в этих головоломках зрители находят что-то свое, даже то, что я там не рисовала. Это потрясающе! Например, мама увидела попугая в картине «Косолапый мишка». Мы сильно хохотали! Потому что попугая она увидела в моей березе!
— Завитки тоже разные бывают?
— Да. Есть завиток самой кистью. Тогда каждая щетинка снимает определенное количество краски — это один эффект. Есть — черенком кисти. Тогда краска раздвигается и продавливается, получается более мелкая завитушка.
«Повторить мои картины не могу даже я сама»
— Над чем работаете сейчас? Наверное, пишете новую серию картин?
— Пока занята выставками. Случайно удалось организовать экспозиции в Москве, Петербурге, Тюмени и Новосибирске. Организация занимает очень много времени: выбор площадок, реклама, транспорт, аудитория. Кроме этого, я пишу картины на заказ.
Что же касается работы над серией, это требует полной отдачи и много времени. Когда оно появится, начну работать над коллекцией «Плод любви» — она будет о доброте, милосердии, честности. Обо всем, чем живет моя семья и чем вообще должны жить люди. Это снова будет диалог, повод побеседовать со зрителем о человеческих ценностях. Думаю, в феврале, к Дню всех влюбленных, коллекция будет готова.
— Раз это хендмейд — повторить невозможно! Я вот думаю: вдруг через сто лет стану известным художником и кто-то захочет скопировать мою картину… Но невозможно подобрать точно такую же кисть, сделать так, чтобы щетинки были в том же самом положении, чтобы рука водила так же, как моя. Я и сама не могу повторить собственные завитки одинаково. Так что мои картины невозможно продублировать, даже мне самой не удастся.
— Чему вы учите на свои мастер-классах? Своему стилю?
— Прежде всего учу снимать рамки и ограничения, в которые человек загоняет себя сам. Если он хочет чему-то научиться, чего-то достичь, не может быть никаких границ. В группы набираются люди, которые рисуют совершенно по-разному. Я стараюсь вдохновить, повести за собой, много хвалю. Чтобы, когда я уеду, человек продолжал писать для себя, для близких, чтобы понимал: он — художник! И не боялся.
— Кто из признанных художников вам импонирует?
— Я могу сказать штампы: да Винчи, Пикассо, Энди Уорхол. Это авторы, которых все любят и знают. Но для меня каждый человек в душе художник. Даже если он рисует то, что массы не принимают, но я вижу уникальность, характер, отражение души — я восхищаюсь им. Даже если человек никогда не учился, но нарисовал что-то крутое, я подумаю: «Вот это да! Сегодня он сделал мой день!» И это дает мне толчок рисовать еще больше и круче.
— Что еще служит для вас таким стимулом?
— Мой внутренний художник помогает не засиживаться и говорит о том, что достигнутого мало, это еще не предел. Требует: «Давай, делай выставку в Европе!» Подстегивает поступить учиться, чтобы на вопрос: «Есть ли у вас художественное образование?» — отвечать: «Да, вот недавно я получила диплом такой-то школы в Италии». И сейчас я действительно планирую подучить язык и получить образование в Европе.
«Прятала котлеты за холодильник»
— Вы ведете здоровый образ жизни, не едите животную пищу и придерживаетесь ведических законов. Что это вам дает?
— Я с детства не любила мясо — отдавала котлеты собаке или прятала их за холодильник. Когда стала жить самостоятельно, просто не стала для себя это готовить. Не думала о вегетарианстве — просто не ела мясо и все.
В один момент поняла, что рацион мой очень скуден, и стала искать интересные рецепты. Так в мою жизнь пришла ведическая кулинария. Муж тоже с удовольствием ест то, что я готовлю. Если подам на обед котлеты из чечевички, он не спросит: «Почему мяса нет?» Но при этом на ужин я обязательно готовлю для него мясное блюдо. Потому что вегетарианство — это только мое желание. Если он захочет его разделить — скажет об этом.
— Насколько я знаю, ведическая культура для вас — не только вкусные рецепты.
— Да. Веды здорово укрепляют семью, и я руководствуюсь этими принципами. Например, четко разделяю, что есть мужские и женские обязанности. Мой муж к домашним делам вообще не прикасается: глажка, стирка, уборка, готовка — все это делаю я. Самое важное для меня — утром приготовить ему вкусный завтрак, проводить на работу, вечером встретить красивой, в убранной квартире, с вкусным ужином на столе.
Когда подруги спрашивают, как нам удается так крепко держать семью, сохранять и приумножать любовь, поддерживать и заботиться друг о друге, рассказываю им про Веды, отправляю послушать лекции. Я столько счастья в этом почерпнула, что просто грех не поделиться этим источником с другими. Как могу, на своем примере рассказываю им о чудесах, которые произошли в моей жизни благодаря Ведам и здоровому образу жизни. Это очень личные моменты, которыми можно делиться только с самыми близкими. Но они не оставляют сомнений в том, что это действительно работает.
А еще я как-то слушала лекции ведического астролога Марианны Полонски. Она рассказывала, что для того, чтобы жить в гармонии, каждый день нужно служить какой-то планете, выполняя определенные действия, чтобы она тебе помогала. Это произвело на меня сильное впечатление. Я поняла, что ближе всего мне Юпитер. Чтобы ему понравиться, стала готовить вкусняшки каждый четверг и угощать ими людей. Например, часто собираю в этот день лоточек с угощениями мужу на работу. Там уже все ждут четверга.))
При всем этом остаюсь православной. У меня не происходит никаких диссонансов. Просто то, чего недобираю в православии, я беру в Ведах.
«Записывайте мечты на бумаге»
— Какое-то время у вас дома жил не кот, не хомячок и даже не собака. А настоящий толстый лори! Почему выбрали именно такого питомца?
— Очень хотелось дарить кому-то свою любовь и заботу. И мы решили взять лори. Привезли его из Москвы. Он прожил у нас три месяца, потом отдали его одной семье из Екатеринбурга. Причин тому было несколько. Во-первых, собирались уезжать в другую страну. Во-вторых, я поняла, что экзотическому животному не место в квартире, что это были мои эгоизм и прихоть. Лори — животное ночное. А если ты живешь по Ведам, то понимаешь: ночью ничего хорошего не происходит. Ночью надо спать, а утром и днем — делать хорошие дела. А он просыпался поздно вечером и начинал ходить, ползать по шторам… Я думала: приедет — буду кормить его фруктиками. Но он просто не ел их и требовал «живой еды». Это было очень тяжело для меня — кормить его живыми тараканами и гусеницами. В общем, были и плюсы, и минусы. Но я поняла, что от совместного существования человека и животного должна быть какая-то польза. Например, взять кошку в «потеряшках» и ухаживать за ней. Сейчас мне хочется снова завести животинку, но не экзотическую. Но пока это нереально — я постоянно в разъездах.
— Вы — яркий пример того, как человек сам может изменить свою жизнь. Что можете посоветовать тем, что только хочет это сделать?
— Записывайте на бумажке свои желания! «Я хочу рисовать по вечерам», «Я хочу кормить мужа завтраком, обедом и ужином, чтобы он не питался в кафешках», «Я хочу новое платье»… Когда информация записана, она начинает работать совсем по-другому. Нужно только иногда поглядывать на нее. Обычно 1 января я пишу план на год: хочу провести выставки там-то, хочу нарисовать столько-то картин, хочу в здоровье и физической форме достичь таких-то результатов, хочу, чтобы в семье было то-то, мечтаю попутешествовать там-то». Записываю и откладываю. А 31 декабря смотрю, что сбылось. 75% точно сбывается! Как это происходит? Можно назвать это чудом. И для того, чтобы оно случилось, достаточно искренне захотеть чего-то и записать свое желание. Тогда вся Вселенная будет стараться делать так, чтобы все получилось!
Досье
Наталья Львова, художник
В прошлом - успешный маркетолог
Автор живописной техники Twiddle Art
В семейной жизни придерживается ведических принципов
Вегетарианка
Занимается йогой
Считает, что вера в свои силы, это 90% успеха!
текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА
фото: Игорь МАЗУТСКИЙ