О веселых историях, которые «журнал покажет наш», и грустных социальных реалиях, которые нужно исцелять лучиками юмора, о ведении сценарной мастерской всероссийского творческого благотворительного проекта «Поколения М » и том, чему могут научить дети, читайте в нашем интервью.
«Два миллиона просмотров на YouTube»
— Борис Юрьевич, как рождаются сюжеты? Методом мозгового штурма или актеры идеи приносят?
— Детям не по силам написать сценарий. У нас за всю историю было лишь пара талантов, которые сделали это от начала и до конца, с законченной драматургией. Зато ребята, находясь внутри современных тенденций, могут открыть какую-нибудь интересную тему…
Хотя и мы, взрослые, стараемся не состариться. Знаем, что такое гаджеты, бываем в социальных сетях, где сидят дети, узнаем, в какие игры они играют и что там происходит.
У нас, кстати, недавно вышел сюжет на эту тему. Девочка готовится к первому свиданию. Ее пригласил друг Коля. Мама и бабушка волнуются, наряжают ее, прихорашивают. А, оказывается, что свидание у нее по skype!
У нас много современных тем, к примеру, полно веселых историй о селфи. Недавно вышел воспитательный сюжет о нехорошей тенденции школьников — разозлить учителя, снять его эмоции на телефон и «слить» в YouTube.
История такая: ученик изо всех сил пытается вызвать гнев педагога. Чего только уже не делал, даже на голове постоял, ничего не получается. Сдается и отключает режим видео на телефоне. Учительница с улыбкой говорит: «А у нас камера не выключается, вчера вот поставили. Сейчас отправим на YouTube. Садись. Два». Мальчик возмутился, мол, а двойку-то за что. «Два миллиона просмотров будет!», — уточнила педагог.
— Все принимают современные шутки?
— Очень важно жить сегодняшним днем. Поэтому периодически возникающая фраза: «Раньше „Ералаш“ был лучше», — не обоснована. Сегодня другие дети, иное отношение к жизни. Не лучше или хуже. Просто другое.
Мы смотрим теперь через призму сумасшедшего информационного потока, того, что живя в любой части нашей страны, мы стали европейцами. Это важно, потому что еще совсем недавно большой проблемой было найти нужную мелодию — мы крутили приемники и сквозь шипение слушали любимых исполнителей. Сегодня каждый понимает, кто такая Леди Гага, Адель. Вы думаете, я не в курсе? Я тоже про всех знаю. У меня дочке 3,5 года. Сейчас она меня будет учить всему…
— А ваша дочь уже участвовала в съемках программы?
— Ей еще рано. Да и, если честно, не люблю снимать кого-то из членов семьи. Хотя старшая дочка, которой сейчас 36, в возрасте 5 лет поучаствовала в одном из сюжетов. Тогда заболела наша маленькая актриса, меня дружно попросили: «Дай ребенка!» И мы сняли этот знаменитый сюжет «Нам не страшен серый волк».
Дочь играет младшую сестру, которая отправляет брата в школу. Он ей строго велит: «Никому не открывай, а то серый волк придет и съест!». Сам случайно выходит за дверь в тапочках. А сестренка, напуганная словами мальчика, обратно его домой переобуться не пускает. Потом еще и сосед спрашивает: «Чего кричишь!» В итоге выясняется, что сегодня воскресенье и в школу не нужно.
«Что бы ни происходило, переходите на солнышко!»
— Чему вас учат дети?
— Любви к жизни и интересу ко всему происходящему вокруг. Когда я вижу малышей, которым страшно интересно: «А почему, а зачем, а чего, а как?», — это для меня всегда большая радость и вдохновение.
— А какие личные принципы стараетесь передать ребятам-актерам?
— Во-первых, что нужно больше отдавать в мир. Древние говорили: что оставил — то пропало, что отдал — то твое. Я безумно люблю свою работу, миллионы наших зрителей, ценю их любовь к проекту. Мы никогда не ленимся сделать лучше, если это возможно.
Был случай. После съемок показали сюжет зрителям, а они не поняли! Я остановил его, поразмыслил и осознал ошибку. Тогда у нас снимался Оскар Кучера. В какой-то момент камера должна была снять его крупным планом. А он в то время для образа в сериале, где работал, носил бороду. Но для нашей истории это амплуа совсем не подходило. И, представляете, мы всей командой полгода ждали, пока он отснимется в том проекте и сбреет бороду.
Во-вторых, работать нужно столько, сколько на это есть сил. Тогда интересно жить, двигаться. В-третьих, у меня есть замечательный девиз: нужно ходить по солнечной стороне жизни. Быть всегда в хорошем состоянии и отличном настроении! Что бы ни происходило, переходить на солнышко.
— Сейчас вы участвуете в благотворительном проекте «Поколение М». Был ли подобный опыт до этого?
— Мне очень хочется оказывать не абстрактную, а конкретную помощь, поэтому мы всегда много работали в этом направлении. С благотворительными миссиями «Ералаша» объехали множество детских домов, побывали и в исправительных учреждениях для малолетних преступников, и в женских колониях. Понимаете, иногда важно даже элементарно поднять немного настроение, дать импульс к тому, что не все потеряно, что жизнь продолжается.
Хотя совсем непросто туда ездить. После посещения женской колонии я месяц в себя прийти не могу, там будто всю энергию у меня забирают. Но, тем не менее, прекрасно понимаю, что такие поездки нужны.
Ведь оступившиеся люди, в первую очередь, люди. Важно искать в них человеческое и показывать им самим.
С детскими домами ситуация потихонечку выправляется, стали разбирать детей. А вот с больными детками — беда… К великому сожалению, медицина не может пока догнать современные проблемы… Выручают как раз фонды и такие проекты как «Поколение М», фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь» и многие другие, которые делают свое благое дело. Несмотря ни на что.
Помните, как у Достоевского: «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребенка». Самое главное в жизни — чтобы наши дети улыбались и радовались. А мы, взрослые, должны стараться, чтобы так и было…
Досье
Борис Грачевский — российский кинорежиссер и сценарист. Художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш».
Родился: 18 марта 1949 года в Московской области.
Образование: окончил механический техникум по специальности токаря. Затем учился во ВГИКе на факультете «Организация кинопроизводства».
Проекты. В 1975 году совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский киножурнал «Ералаш». Создатель документальных фильмов, автор проекта «Социальная реклама». Неоднократно был председателем жюри «Видеобитвы». В 2009 году снял свой первый полнометражный художественный фильм «Крыша».
В 2014 году в качестве режиссера приступил к производству драматического фильма «Между нот, или Тантрическая симфония».
C 2013 года принимает участие в благотворительных проектах для детей с ограниченными возможностями Международного центра искусств Маргариты Майской «Арт-Изо-Центр». В 2016 году присоединился к проекту «Поколение М.»
Награды и звания. Член Российской академии кинематографических искусств. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Обладатель приза «Золотой овен», двукратный обладатель «Золотого Остапа». Награжден орденом Почета.
Текст: Марина Чайка
Фото: предоставлено компанией МТС
Благодарим компанию МТС за организацию пресс-конференции. Подробности о сотрудничества киножурнала «Ералаш» и проекта «Поколения М.» в посте или на сайте проекта.