4, 5 февраля на малой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Отель двух миров» по одной из самых популярных пьес французского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта. Ставит спектакль заслуженный артист России Павел Харин. О глобальной проблеме выбора, об испытании потусторонним пространством и вечном столкновении добра и зла — в нашем интервью.
«Главная задача режиссера — правильно и бережно вскрыть автора»
— Павел, спектакль выпускается в рамках проекта «„Глобус“. Место действия», в котором артисты труппы пробуют себя в режиссерском качестве. Это ваш первый подобный опыт?
— Так сложилось, что выпуск «Отеля двух миров» в январе—феврале 2016-го совпадает с сессией в нашем театральном институте, где я сейчас учусь на режиссерском факультете у Сергея Николаевича Афанасьева. Получается, что это мой дипломный спектакль. Работать в этом направлении я пробовал и раньше. На малой сцене «Глобуса» ставил новогоднюю сказку «В кругу друзей», два сезона она шла, в антрепризе делал пару спектаклей.
— Вы — востребованный артист, много играете, спектр ролей широк невероятно. Почему вам захотелось учиться режиссуре, и что, на ваш взгляд, главное в этой профессии?
— Как мне кажется, в актерском деле я уже понимаю маленько (улыбается — прим. авт.). А здесь было интересно чему-то поучиться. Для меня главная задача режиссера — правильно и бережно вскрыть автора, не пытаться его через коленку ломать, не сильно придумывать что-то за драматурга, а понять — зачем он писал произведение, что в него вкладывал. И если артист работает локально, выстраивает свой образ, то режиссеру приходится собирать в единое целое видение всех персонажей.
— Шмитт — один из самых популярных мировых драматургов, его пьесы — почти всегда гарантия зрительского успеха. Вы хорошо знакомы с его драматургией, вспомнить хотя бы вашего великолепного Фредерика Леметра в «Бульваре Преступлений». И все же, чем вас привлек этот автор?
— Драматург прекрасно подает материал, у него очень емкий, образный, живой язык. Он умеет просто говорить о самых сложных вещах. Пьеса «Отель двух миров» меня заинтересовала тем, что она очень точно попадает в сегодняшний день. Там есть мелодрама, комедия, философские проблемы. Все так замысловато, интересно смешивается. Шмитт взял этих шестерых героев, чтобы показать разные социальные слои, разные характеры, разные проблемы, вскрыть, как ему показалось, самые болевые вещи, через них рассказать такую историю. И наша задача — вытащить из материала как можно больше смыслов. И, безусловно, важную роль играет хороший перевод с французского Елены Наумовой.
— Какова главная проблематика пьесы?
— Мне кажется, это пьеса о выборе. Когда человек выбирает — куда ему двигаться, в сторону добра или зла, хорошие или плохие поступки совершать. Ведь они все там выбирают — кто-то это делает, кто-то тянет с решением,кто-то находит выход в том, чтобы не выбирать.
— Вообще интересная, хотя и не новая история — параллельная реальность, люди в состоянии комы встречаются и живут как бы обычной жизнью…
— Тема и правда не оригинальная, просто каждый автор раскрывает ее по-своему. В свое время Пристли писал об этом. У Сартра есть замечательная пьеса «За закрытыми дверями», когда три человека попадают в странный номер, только там не кома, а ад. Три человека не могут никак ужиться, получается, что ад — это не пытки на жаровнях, ад — в нас самих.
Отель у Шмитта можно назвать чистилищем, можно — ситуацией, когда человек начинает анализировать, взвешивать и решать — что дальше. На Земле ведь как чаще всего бывает — пока гром не грянул, не почешутся. Единственная героиня Лора, которая все время бьется за свою жизнь, вырабатывает в себе характер такой. Остальные начинают что-то осознавать, делать выбор только тогда, когда попадают в отель. Не зря Доктор С… говорит, вы здесь должны работать, не просто сидеть, а работать. Давайте, давайте, куда вы пойдете-то дальше?
— Доктор С… — самый загадочный персонаж в пьесе, как вы его трактуете, какова его функция?
— Сама себя она называет привратником, другие зовут ее по-разному, кто-то видит персонажа женщиной, кто-то — мужчиной. Но в любом случае — это человек, который пытается помочь. Есть хорошая сцена, когда она нарушает правила и произносит: «Больше такого не будет никогда». По идее, она должна быть нейтральной, выполнять определенную функцию, но не может быть таковой. Она все равно играет «в плюс», помогает героям, попавшим в отель, добром, позитивом, даже провоцируя. Она вроде ничего не решает, но помогает.
— А кто стоит над Доктором С…?
— Не знаю, пускай зритель думает.
— Не страшно вторгаться на территорию потустороннего пространства?
— Мы все же идем от бытовых вещей. У нас сценографическое решение достаточно узнаваемое — холл обычной гостиницы, намеренно нет ничего мистического. Изначально должна возникнуть какая-то странная ситуация, где мы сейчас, что это — больница, психушка? Потом уже возникает понимание, что на самом деле люди находятся в пограничном состоянии — в коме. В тексте же так: не сразу разбираешься, почему какие-то странные поступки совершают люди.
«Пусть наш зритель думает — как завершится эта история…»
— Расскажите, для чего каждому из персонажей нужно было попасть в отель?
— В пьесе отчетливо прослеживается мысль: как поверишь, то и будет. Они все пытаются поверить, даже Президент Дельбек. Хотя он видит, что происходит что-то не то, но сознательно и мысли не допускает о причинах происходящего, потому что рушатся все его убеждения. Ему так легче. Он лучше будет существовать в своих неверных убеждениях, чем впустит эту историю. Ведь если поверить, значит, пересмотреть всю свою жизнь.
Видимо, поэтому Президент и Маг Раджапур попали одновременно в отель, чтобы Маг его третировал, выводил из себя. Они где-то помогают друг другу, где-то пикируются, но из этих конфликтов, пикировок возникает ощущение выбора, когда человек думает — куда ему подняться. У Мага есть хороший монолог, что сначала надо принять неизбежность, а потом полюбить ее.
Мари для меня — героиня, которая ошиблась. Она находится в жестких предлагаемых обстоятельствах, мечтая при этом о другом. У нее обостренное чувство справедливости, но, только пройдя через отель, она начинает не бояться высказывать правду.
Лора, как я уже говорил, все время борется за свою жизнь, она могла бы ничего не делать, но выбирает борьбу. Она и здесь, в отеле, пытается всех мотивировать, давайте, живите, не опускайте нос! Да, это тоже испытание для нее, но она его проходит. Отель — это испытание…
— Жюльен Порталь, именно с его появления начинается действие пьесы. И у автора в связи с этим персонажем в финале возникает знак вопроса, а как у вас?
— Жюльен говорит, что все время находится в кризисе среднего возраста, в сомнениях, депрессии, нежелании жить. Он не видит смысла в отношениях с женщинами, в работе, часто меняет и то и другое. Отсюда — пофигизм, наркотики, пьянство. И он через это проходит. До пребывания в отеле и встречи с Лорой к любви он относился… никак, скорее — больше любил себя, ответственности никакой ни за кого не брал. А с Лорой почувствовал желание за кого-то отвечать. Он понимает, что это выздоровление. Понимает, что надо жить. А по поводу финала, пусть наш зритель думает — как завершится эта история…
— Пьеса все же жизнеутверждающая?
— Конечно. Мы попытаемся сделать достаточно веселую историю. Главное, чтобы человек после нашего спектакля хотел жить. Не расстраивался по поводу каких-то коллизий, а вышел с ощущением чего-то позитивного.
Текст: пресс-служба театра «Глобус»