Журнал
поделиться

Композитор Миша Мищенко: «Каждый музыкант — сам себе гуру»

#Саморазвитие
Композитор Миша Мищенко: «Каждый музыкант — сам себе гуру»

Известный композитор и пианист пишет и исполняет музыку, которую поклонники называют «дыханием Вселенной». Чтобы она родилась, автор погружается в особое состояние — медитацию. О стезе музыканта, вдохновении изнутри и мудрости старых сказок Миша рассказал в интервью журналу Miraman.ru.

«Помни свои корни...»

— Миша, в соцсети вы писали, что каждые 10 лет перечитываете сказки Туве Янссон, Льюиса Кэрролла и Антуана де Сент-Экзюпери. Зачем?

— Со временем понимаешь, что есть вещи, которые просто не осознавал из-за недостатка опыта. А он, кстати, достается благодаря смелости совершать ошибки ради познания. Несмотря на то, что «Маленького Принца», «Мумми-троллей» и «Приключения Алисы в Стране чудес» принято считать детскими сказками, в этих книгах много жизненных метафор.

У меня есть ощущение, что авторы вложили в них какие-то очень личные откровения, которые постепенно высвобождаются из текста, соединяясь с моим опытом. Тогда книги читаются иначе.

Ведь с каждым годом мы узнаем что-то новое, меняемся. Это замечательный и непрерывный процесс.

У Андрея Тарковского в фильме «Сталкер» главный герой говорил: «Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко — оно умирает». Также и человек: как только перестает быть гибким — умирает. Сначала духовно, а потом физически.

— И наоборот: если развиваемся духовно, становимся более гибкими. Ваши работы можно назвать духовным творчеством. А как начался ваш путь в музыке?

— В пять лет родители отдали меня в музыкальную школу на класс фортепиано. Большинство детей после ее окончания карьеру в этом направлении продолжать не хотят, но я уже через месяц после выпуска понял, что без музыки не могу! Поэтому решил учиться играть на всех инструментах подряд: осваивал гитары, барабаны. Даже оперное пение изучал. Но мне не нравится наша система преподавания в музыкальных вузах, поэтому высшее образование получил в другой области — у меня диплом экономиста-международника. Композиторское мастерство осваивал самостоятельно.

— Какие инструменты и направления стали для вас любимыми?

— В последнее время нравится совмещать классические инструменты с электронными синтезаторами, драм-машинами и прочими современными устройствами. Считаю, что будущее за симбиозом электроники и акустики.

— Какой музыкальный инструмент планируете освоить?

— В этом году в планах гучжэн — китайский инструмент, похожий на большие гусли. Раньше у меня было около 50 музыкальных инструментов, но сейчас гораздо меньше — однажды я понял, что не хочу устраивать музей у себя дома. В моей квартире рабочая студия, где должно быть только то, что интересно в этот момент.

— Знаю, что у вас есть альбом, где вы использовали много народных инструментов. Как пришла идея его создать?

— Однажды, находясь за городом, задумался о том, что мне повезло родиться в России, подумал о красоте природы нашей страны, симпатичной мне ментальности и энергетике русского человека. Я говорю и о современном государстве, и о существовавшей когда-то Руси.

Я очень долго готовился к записи этого альбома, покупал и осваивал различные инструменты, искал информацию о фольклоре нашего народа. Даже не предполагал, сколько всего предстоит узнать! Огромное спасибо всем моим наставникам!

Раньше в своих композициях я уже использовал этнические инструменты других стран, к примеру, Китая или Ирана. Но наше наследие — гусли, домра, трещетка — это нечто особенное. Они напоминают мне о том, кто я и откуда.

В этом альбоме, который я назвал «Songs Of The Dead Dragons», мне захотелось сказать слушателю: «Помни свои корни!» И, думаю, мне удалось показать, что и современную музыку можно гармонично совместить с русской культурой.

— А еще пишите саундтреки к фильмам. Какая работа была для вас самой интересной/необычной?

— Последняя была летом. Делал музыку для художественного фильма про дочку боксера. Меня потрясла искренняя игра 7-летней девочки. Работу я сделал за неделю, и это, пожалуй, самый добрый и приятный проект за весь год! Сейчас фильм будет ездить по фестивалям и искать своего зрителя.

«Музыка — это природа»

— Читала в одном интервью, что музыку вы называете природой. Поясните, пожалуйста, что это для вас значит, как вы ее ощущаете?

— Все состоит из музыки. Это факт. Например, если брать законы физики, то все выглядит как волны, вся природа. А волна — это звук. Поэтому музыка — это и есть природа. И наоборот. И это вокруг нас, везде, нужно лишь заметить и услышать.

— Приходилось звуки природы «переводить» в музыкальное произведение?

— Может, пару раз. Допустим, слышал на прогулке пение птиц, а потом что-то такое писал. Но в городах другие реалии. Здесь можно услышать и приятный шум деревьев, и характерные звуки мегаполиса: гул, лязг, рычание мотора проезжающих машин...

Раньше было практически невозможно переводить их в музыку, потому что в распоряжении композитора имелись только ноты. Сейчас можно записывать любые звуки и добавлять их в композиции. Я много экспериментирую в этом ключе. Считаю, что музыка неповторима. Она бесконечно гармонична, и вместе с тем — хаос!

— Согласны, что музыка исцеляет?

— Считаю, что гениальная музыка держится на трех китах: простота, красота и аутентичность. Пришедшему на концерт человеку я хочу показать что-то новое и при этом нечто доступное. Иной взгляд на обычные вещи.

Стараюсь, чтобы все эти три пласта были в моих работах.

Еще музыка похожа на механизм. Вот катаешься ты на велосипеде и не задумываешься о том, как же там все устроено — оно просто работает. Так и музыка — просто работает. Но если ты постараешься заглянуть вглубь этого всего, то найдешь много важных вещей, на которые стоит обратить внимание. Поэтому, скорее, не исцеляет, а делает целостным, гармонизирует все процессы в человеке.

— А где такая музыка пишется лучше всего? Есть у вас такое любимое место в мире?

— Нет. Это не от места зависит. Смотрите, есть люди, которые считают, что их дом там, где квартира, вещи. А мне кажется, что человек привозит Дом в любой уголок планеты. То есть какое-то место на Земле становится чуть-чуть тобой, а ты — им. Есть даже фраза такая: твой дом там, где ты. А я ее немного переделаю: ты и есть твой дом!

«Вдохновение приходит из сердца»

— На своем сайте вы рассказывали, что перед игрой на инструменте практикуете медитацию?

— Да, так я погружаюсь в себя, в глубокое состояние, чтобы увидеть частицу своей природы. После этого начинаю играть. Ведь вдохновение приходит не извне, а изнутри, из сердца. А стезя музыканта — постоянная работа над собой. Здесь нет помощников и каждый сам себе гуру.

— Недавно известная путешественница Люся Маратканова рассказала мне о динамической медитации, которую использует в походах. Она сосредотачивается на своих шагах и все вокруг будто растворяется. Говорила, что такая практика хорошо очищает ум.

— Да, когда играю на инструменте, делаю нечто подобное. В такие моменты не существует ничего, кроме того, чем ты занят. И в этом измененном состоянии сознания приходит особенная музыка.

— Многие творческие люди говорят об ощущениях, когда в этом погружении в себя некое созидательное начало действует через них…

— Такое случается. Я считаю, что человек — это проводник, который ежесекундно пропускает через себя очень многое. Некоторым тонко чувствующим людям удается взять из этого «облака» кусочек и поработать с ним. Не уверен даже, что это вдохновение. Скорее, большая работа над собой, когда ты намеренно садишься писать музыку и рождается нечто. Аппетит приходит во время еды.

— Расскажите о ваших проектах.

— Сейчас я делаю свой рекорд-лейбл (бренд, который занимается распространением и продвижением аудио- и видеозаписей, — прим. авт.). Очень плотно работаю с музыкантами и вокалистами, помогаю талантливым ребятам создавать альбомы. Музыка получается очень разная. В сентябре появится 4 релиза, а до конца года — около 16 альбомов.

Слушатели почувствуют, что музыка — это огромная Вселенная! Чем глубже в нее погружаешься, тем большее разнообразие видишь. И при этом не важно, классическая она или электронная. Самое главное — увидеть в ней космическую красоту.

Досье

Миша Мищенко (Misha Mishenko) — один из самых талантливых и самобытных отечественных пианистов и композиторов.

Родился: 9 февраля 1989 года в Москве.

Образование. В пять лет поступил в музыкальную школу (класс фортепиано). Затем изучал композиторское мастерство.

Карьера. В 16 лет в домашней студии записал свой первый альбом — «Side Of Late Autumn». С 2006 по 2011 год выпустил около десятка сетевых релизов, играл на рояле в различных заведениях Москвы, выступал в качестве сессионщика с известными музыкантами.

В 2012 году Миша готовит к выходу в свет более 6 альбомов, в этом же году становится резидентом московского лейбла и концертного агентства FBITS | Flowers Blossom In The Space. Собирает аншлаги на таких площадках, как Московский международный Дом музыки, Московский Дом композиторов, Дворец Белосельских-Белозерских (Санкт-Петербург), принимает участие в фестивалях Scandinavian Wave (Москва) и Reeperbahn (Германия). В 2016 контракт расторгнут.

В 2013 году стал официальным эндорсером фирмы Roland, представляя клавишные инструменты компании на мастер-классах.

Активно занимается благотворительностью, участвует в музыкально-поэтических вечерах, а в теплое время года устраивает живые перформансы на улицах Москвы.

Музыка для кино. В 2010 году дебютировал с саундтреком к американскому артхаусному фильму «In A Sense», сотрудничал с известным российским кинокомпозитором Дарином Сысоевым. В 2013 году в программе Каннского фестиваля показана исландская короткометражка «Painted Dream» с музыкой Миши Мищенко. В его фильмографии и такие картины, как «Рождение куклы», «ПроПрованс», «Les’-Somnia» и другие. В 2014 году начались съемки масштабных многобюджетных драм казахского режиссера Ермека Шахмета «Workout» (США) и «Bekzat» (Казахстан) с композициями Мищенко в саундтреках.

Текст: Марина Чайка
Фото: из личного архива Миши Мищенко и группы

Что еще почитать на тему «Саморазвитие»

Наталья Минникаева:

Мастер Ошо-медитаций, энергопрактик рассказала о важной цели — учить женщин быть самими собой.

Эллина Перминова:

Психолог, коуч рассказала о том, как глубокий кризис помог выйти на новый виток самосознания.

Светлана Бабкина:

Четырежды мама, почти 20 лет жена, мастер релакса рассказала о миссии родителей и важных для женщины...

Сергей Бабкин:

Пармейстер, счастливый муж и четырежды отец. Недавно он ещё раз стал родителем, только уже не ребёнк...

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно