Журнал
поделиться

Актриса Анна Ставская: «Собиралась поступать на микробиологию, а взяли на актерский…»

#Архив 2014-2020 годы
Актриса Анна Ставская: «Собиралась поступать на микробиологию, а взяли на актерский…»

Роль юнги-подростка Рэда в мюзикле «Одиссея капитана Блада», Малыша — в спектакле про Карлсона… Не каждому актеру дано так филигранно сыграть ребенка. На встрече все встало на свои места: светлая, легкая и по-детски внимательная к жизни. О том, почему ребятишки бегут ее обнимать после спектакля, и что случается пережить, играя Изольду, Анна рассказала в интервью.

«Люди, сумевшие сохранить в себе свет, — большая редкость»

— Анна, вы много играете в детских спектаклях. Буквально за несколько часов до нашей встречи надевали хрустальную туфельку Золушки…

— «Золушка» — один из моих первых спектаклей в театре. В детстве дома часто играла пластинка с этой сказкой, а теперь с удовольствием исполняю любимую героиню. Да и ребятишки-зрители восхищаются этим персонажем. И не из-за того, что девушка превращается в принцессу, а вдохновляясь тем, что она искренне верит в чудеса. Это и цепляет — возможность того, что мечта может исполниться. Золушка — добрый, открытый человек с большим сердцем. А люди, сумевшие сохранить в себе свет, несмотря на обиды и трудности, — большая редкость…

Я очень люблю постановки для детишек. Во-первых, мне нравится, как они воспринимают мир: открыто и искренне выражая эмоции. Во-вторых, всегда трогает, когда ребятишки подходят после спектакля, чтобы моя героиня их обняла. Вот это самая высокая оценка, я считаю! В-третьих, счастлива, что через роль могу рассказать мудрую историю, которая в детях, возможно, отзовется.

— А преподавать не пробовали?

— Был такой опыт — вела актерское мастерство у детей. Но на тот момент мне показалось, что я еще не дозрела до этой миссии, и отстранилась. Хотя ученики не хотели меня отпускать. Не знаю, как сложится дальше. В любом случае каждый оказывается там, где нужен.

В работе с детьми важно ощущать себя взрослой, полноценной личностью, чтобы ученики чувствовали уверенность в мастере. А я до сих пор иногда вижу мир глазами ребенка и познаю некоторые вещи, как впервые…

Есть у меня такое качество. Борюсь с этим. Хотя, может, и не стоит?

Когда мы взрослеем, появляются условности. Общество нас приучает существовать в каких-то рамках. Чтобы жить без них, нужно иметь смелость. Знаю таких людей, их больше волнует, что они могут дать, чем то, что о них скажут. Стараюсь этому научиться.

Мне очень нравится рассуждения Вячеслава Полунина на эту тему. Недавно прочла, что он хотел посадить в своем саду траву, которая через определенные промежутки времени меняла бы цвет. И все ему говорили, мол, невозможно это, не получится. А он взял и сделал. Теперь живет в радужном мире. Так просто и здорово! Именно простые вещи пробуждают в нас желание жить…

«Я всегда была тихушницей»

— А какой вы были в детстве? Часто актеры рассказывают, что уже с детского сада проявляли талант: устраивали концерты, пели, танцевали, читали стихи на стульчике. Как было у вас?

— У меня иначе. Я всегда была тихушницей, ни в какой самодеятельности не участвовала. Единственное, что меня связывало с будущей профессией — класс фортепиано и занятия вокалом в школе искусств. Я занималась у педагога Ирины Ивановны Тарощиной. Сейчас ее очень хорошо знают в театральном сообществе города.

Еще очень любила литературу. Сейчас осознаю, что всегда достаточно быстро погружалась в судьбы персонажей из книг, пыталась логически объяснить их поступки. Это тоже была параллель с моим будущим. Ведь чтобы сыграть персонажа, нужно понять, почему он так поступает, какими глазами смотрит на мир, что его окружает, о чем он думает, найти переплетения со своей судьбой. Отдельно от актера образ существовать не может.

— Как попали в Театр музыкальной комедии?

— О том, что стану актрисой даже и не думала. Собиралась поступать на микробиологию, ездила заниматься к репетитору, готовилась к экзаменам. Но Ирина Ивановна уговорила выбрать другой путь и помогла подготовить программу для вступительных.

Сначала я поступила в музыкальный колледж на вокальное отделение, а чуть позже прошла испытания в театральное училище. Выбрала второй вариант. Для меня до сих пор загадка, почему меня взяли на актерский. Причем все туры я прошла легко. Преподаватель актерского мастерства Сергей Владимирович Александровский, видимо, разглядел. Глаз у него в этом смысле наметан: четко определяет, где человек реализуется в будущем.

Попала на курс к дорогой, любимой и уважаемой мною Тамаре Васильевне Рейтерович. Она со мной много возилась, помогая поставить голос. Я раньше даже разговаривала практически шепотом, смущалась. Но постепенно обрела уверенность в себе и быстро окунулась в профессию.

Когда окончила театральное училище, с однокурсниками организовали «Галеон» — творческий коллектив из 6-ти человек. Вместе сделали множество музыкальных, мюзикловых программ и концертов. Замечательное было время! Тогда же директор театра Леонид Михайлович Кипнис предложил мне работу. Еще в Омск и Москву звали. Но решила остаться здесь.

Сразу же дали главную роль в спектакле «Лунный день». Я ужасно боялась и переживала. В то время была экстремальная практика ввода молодых актеров — 1–3 репетиции и на сцену.

Сравнить можно с тем, когда человека учат плавать, бросая в воду. Но все сложилось, коллеги мне помогли. Иногда даже подсказывали, в какой угол сцены идти, если от волнения забывала.

— Такие казусы, наверное, у любого актера случаются…

— Да, театральных баек на эти темы множество. Например, иногда забываются слова. В эти моменты просто полжизни перед глазами пролетает! Один куплет поешь, другой вспоминаешь (смеется, — прим. авт.). Если совсем никак, приходится на ходу сочинять. Случается, что человек не выходит на сцену. Вот нет его! Решил, что уже сыграл. Стараемся выручать партнеров, как-то обыгрывать это. Зритель милосердно к этому относится. Всякое бывает, мы же все живые.

«На сцене все увеличивается стократно»

— Анна, если честно, не видела вас в роли отрицательного персонажа и даже не представляю. Были такие?

— В какой-то мере таким персонажем можно считать Аллу Вадимовну в «Зойкиной квартире». Но по большому счету отрицательных персонажей не бывает. Есть судьба и образ мыслей. Если мы порассуждаем о том, почему человек злой, то поймем, что у него есть причины стать таким. Нужно представить, какое у этого персонажа было детство, какие люди его окружали, любил ли, имел ли ответ на свои чувства, были ли у него мама и папа, какие случаи с ним происходили. Тогда все становится ясно, и ты просто играешь обстоятельства.

В нас заложено доброе и злое. Соблюдение этого баланса и есть внутренний труд. Вопрос в том, на какой стороне мы оказались сейчас. Все относительно. Согласитесь, очень жизненная ситуация, когда оказываемся для кого-то плохими, хотя уверены, что делаем благо… Здорово, что человек текуч, и каждую минуту мы можем меняться.

— Есть мнение, что сцена — это зеркало, и человек увидит в герое только то, что есть в нем самом. Согласны с этим?

— Да, через образ можно познакомиться со своим отражением. К тому же на сцене все увеличивается стократно. Она укрупняет и внешние черты и внутренние состояния. Из-за этого иногда трудно слиться со своим персонажем. Но в этом есть мастерство актера!

Для актера его образы — это испытание и тренировка. Роль не сделает лучше или хуже. Она ведет к полноценности. Больше рассуждаешь, думаешь, одухотворяешься, развиваешься, познаешь, читаешь. Все для того, чтобы найти верный способ существования в этой роли.

— Какой образ был самым сложным для вас в плане погружения?

— Главная героиня мюзикла «Тристан и Изольда». У Изольды сложная судьба, но, несмотря на это, она отважная, отчаянная, неотступно верит своим чувствам, готова преодолевать любые трудности ради того, чтобы быть с любимым. Мне даже кажется, что Тристан в этом смысле менее храбр, потому что несколько раз отрекается.

Изольде высокое чувство дано! Не каждый в жизни через него проходит. Мне бывает сложно переживать это на сцене, к тому же нужно еще собраться и спеть. Технические моменты иногда трудно сочетаются с переживаниями в спектакле.

«Театр — это второй дом»

— А меня тронула хуторянка Алена из спектакля «Вий» в вашем исполнении. Как считаете, спасла ли она душу Хомы?

— Алена, как и Изольда, — редкий персонаж. Мне очень по душе, что ее ввели в спектакль, хотя в оригинальном произведении такой героини не было. Именно Алена делает финал открытым, дает надежду на спасение там, где, казалось бы, нет просвета.

Девушка необычна тем, что сознательно существует в среде нечестии. Трактовать это слово можем как угодно: в прямом смысле — черти, вурдалаки, или в переносном — люди, которые оказались на дне и не могут выкарабкаться.

Алена спускается к ним, чтобы помочь кому-то из них стать лучше. Выбранный путь для нее очевиден, а для нас удивителен и непрост.

В итоге юная хуторянка выбирает Хому. Нечисть его атаковала, окрутила. И, возможно, потому, что испугался любви и оказался неспособным поверить себе. Но его душу она спасти сумела. А тело — лишь временный дом, на мой взгляд.

— Театр часто сравнивают с организмом, моделью мира. Какой он для вас?

— Второй дом. А в доме всегда что-то происходит. Новые разговоры, события, рождаются дети, то есть новые спектакли. Конечно, бывает, что все это происходит в ущерб моей личной жизни, работа забирает много времени и сил. Но тут предназначение. Я не представляю себя без своей профессии.

— Домашние не жалуются?

— Я очень благодарна им за понимание. Вижу, что иногда их очень напрягает моя занятость. Но спасибо за терпение. Когда-то, в то время еще будущий муж, встречал меня после театрального училища в полночь, и я его сразу предупредила, что вот так будет всегда. Но он сделал свой выбор, позвал замуж и до сих пор стойко терпит мою работу. И дочке спасибо! Ей, конечно, очень не хватает моего внимания. Но когда я дома, стараюсь отдать все, что могу. Они для меня самые дорогие люди…

Досье

Анна Ставская — солистка Новосибирского театра музыкальной комедии.

Образование. Окончила Новосибирское театральное училище (мастерская С. В. Александровского).Заочно окончила театральный институт (мастерские Зубова А.Е. и Миронова С.А.).

Работа. В 2005 году выступила в качестве солистки театра, исполнив сразу несколько ролей: Принцесса Мелисента («Лунный день»), Лючия («Дон Жуан. Первая любовь»), Стасси («Сильва»), Марья Антоновна («Инкогнито из Петербурга»).

Роли в текущем репертуаре Новосибирского театра музыкальной комедии:
Шугар Кейн («В джазе только девушки»);
Зульфия («Ходжа Насреддин»);
Раиса («Женитьба Бальзаминова»);
Китти («Тётка Чарлея»);
Маша Троекурова («Дуброffский»);
Тоня («Белая акация»);
Олли («Мужчина ее мечты»);
Босоножка («Сирано де Бержерак»);
Алла («Зойкина квартира»);
Анна Воеводина («Женские хитрости, или как соблазнить мужчину»);
Изольда («Тристан и Изольда»);
Соня Гурвич («А зори здесь тихие.«);
Сюзон («Восемь любящих женщин»);
Лиза («12стульев»);
Алёна («Вий»);
Рэд («Одиссея капитана Блада»).

В детских спектаклях:
Элли («Волшебник изумрудного города»);
Слоненок («Слоненок»);
Цыпленок («Золотой цыпленок»);
Золушка («Сказка про Золушку»);
Забава («Летучий корабль»);
Малыш («Карлсон, который живет на крыше»);
Алиса Селезнева («Тайна третьей планеты».

Проекты. В 2010 году Анна приняла участие в проекте «Молодые помнят», посвященном юбилею Великой Победы, сыграв роль Сони Гурвич в музыкальной драме новосибирских авторов Андрея и Нонны Кротовых «А зори здесь тихие…». По итогам года этот спектакль был занесен в «Золотую книгу культуры Новосибирской области».

В мюзикле «12 стульев», номинированном на Премию Национального театрального фестиваля «Золотая Маска», Анна Ставская исполнила роль Лизы.
В 2013 году с успехом сыграла эту роль на фестивале «Золотая Маска» в Москве.

Награды и звания.
Номинации на премию «Парадиз»: «за лучший дебют» в «Инкогнито из Петербурга», за роль Олли из постановки «Мужчины ее мечты».
По итогам зрительского голосования удостоилась звания «лучшая актриса сезона 2015.

Текст: Марина Чайка

Фото: из личного архива Анны Ставской

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно