Журнал

Александр Дзюба: «Не стесняйтесь чувствовать друг друга»

#Творчество
Александр Дзюба: «Не стесняйтесь чувствовать друг друга»

Он актер театра Романа Виктюка, режиссер, сценарист, музыкант, педагог с 20-летним стажем, создатель Школы профессионального актерского тренинга, занятия которого посещают такие известные артисты, как Михаил Ефремов, Максим Матвеев. Александр Дзюба рассказал о некоторых упражнениях, помогающих делать из человека актера: и на сцене, и в жизни.

То, что делает Александр Дзюба, — акт коллективного творчества, единственное, что может по-настоящему сплотить. Преподаватель регулярно приезжает в столицу Сибири, где собирает полные залы. Часть упражнений он придумывает сам, но не обходится тренинг без цитат великих, например, Константина Сергеевича Станиславского, Этьена Декру. Занятия сопровождают музыка, которая помогает потенциальным актерам лучше вживаться в роль. К слову, здесь не только люди, мечтающие о сцене, но и те, кто хочет стать психологически раскрепощенным и избавиться от зажимов. Добиться желаемого им помогут упражнения, некоторыми из которых Александр поделился с нами. 

«На сцене главное не думать, а жить по законам физики»

—  Актер должен излучать уверенность, поэтому держите открытую позицию, ноги на ширине плеч — это ваша основа. Важен взгляд. На этот случай у меня есть одно задание: по моему хлопку необходимо выбрать свой вектор — устремить взгляд в определенную точку. Зритель думает, что это хаос. Но этот вектор эмоционально соединит актера и публику.
На сцене главное не думать, а жить по закону физики. Есть у меня еще одно интересное задание — Броуновское движение. Вообще это понятие из физики, означающее беспорядочное движение микроскопических частиц. Я провожу аналогию между этими частицами и моими учениками. Суть задания в том, что люди по моему хлопку начинают ходить  и заканчивают также внезапно. Понятно, что после хаотичного движения все встают уже не на свои места. 

«Нужно быть непредсказуемым и держать зрителя в напряжении до самого конца»

— Представьте, что вы собираетесь полить картошку из шланга, рассматриваете его и видите узел. Его нужно развязать, иначе вода не пойдет. Так и в нашей работе: сначала необходимо разобраться с физикой нашего тела, а уже потом с химией. Если вы физически не готовы выполнить какое-то действие, то ничего не получится. Как говорил товарищ Бродский:«Мы все смотрим на драму с призмы решений».
Еще важно не стесняться работать с партнерами, чувствовать друг друга. Как этого добиться? Вспоминается такое задание — хаотичное движение нескольких людей в зале, только спиной вперед. Иногда, конечно, можно оглядываться, но лучше именно чувствовать.

Самолюбие нужно оставлять за дверью или отдавать его кому-нибудь другому. Это тяжело, сам борюсь с этим каждый день.

В действиях актера нет места цикличности — зритель ее сразу раскусит, встанет и уйдет, подумает, мол, они все равно «ходят по кругу». Нужно быть непредсказуемым и держать зрителя в напряжении до самого конца. Вам самим так будет интереснее, потому что вы увлечетесь собственной игрой.

«Центр энергетической силы активно используется в методике актерских тренингов»

— С Востока на Запад приходит много рассказов о неизвестных формах силы, способной вызывать как физический, так и духовный всплеск эмоций. Эта сила называется «ки», а место, из которого она исходит, названо «хара». Местонахождением этой энергии (харой или центром) является точка, которая находится примерно на 4 см ниже пупка. Она грубо соответствует точке физического равновесия человеческой анатомии, на Западе ее называют центром тяжести. Акцент на этой точке равновесия и внутренней энергии является сутью моего метода.

Мы можем коллективно найти этот центр, представив себе его в форме шара. Затем, фантазируя, перемещать этот шар по телу, вот, например, он переместился в плечо, туда же сместился и центр тяжести, теперь плечо нас ведет. Так мы учимся контролировать собственную энергию и силу.

Запускайте шар в тело. На несколько секунд закройте глаза, увидьте его. Теперь этот шар живет  вами. Это упражнение очень похоже на медитацию, а его эффективность напрямую зависит от наличия фантазии.

Мы можем сделать этот шар материальным, обменяться им друг с другом, изменять его цвет. Но я вас умоляю, постарайтесь держать его в своем сознании. Мой шарик размеров с мяч для пин-понга. Вы думаете, что я сейчас танцую? На самом деле, перемещаю свой центр по всему телу. И вы всегда можете увидить, где находится мой центр и как он на меня влияет. Актеры обязательно должны работать со своей энергией. Думаю, у вас это получится. Все в ваших силах.
Я знал одного человека, у которого было три энергетических центра. Всегда этому удивлялся. Никак не может быть три центра в одном организме! Жизни же три быть не может. Если вдруг шар расползается по телу и клонирует себя, значит, что-то вы делаете неправильно. Будучи целостным, он может растекаться по телу, а клонировать себя — нет. Вы должны делать все максимально рационально и рассудительно.

«Только препятствие помогает нам взлететь»

— Актер должен быть пластичным. Я дам вам задание, которое позволит почувствовать мышцы, о наличии которых вы и не догадывались: начните писать свое имя в воздухе — жестами, движениями. Неважно сколько раз вы его напишите и где именно, но эти движения вас психологически изменят. Если эта писанина вызывает у вас какие-то эмоции, то сопровождайте ее ими, пританцовывайте, например. Попытайтесь. Ваше имя — это ваш код.
Великий актер, режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский является автором слов, которые должны быть «написаны на лбу» у каждого, не только актера: «Только препятствие помогает нам взлететь».  Просто фраза, но она помогает сворачивать горы и не отчаиваться, когда что-то не получается. Не получается — сделайте еще раз!

Что еще почитать на тему «Творчество »

Мастер-класс: рисуем рыбу

Отличная работа для того, чтобы дать волю фантазии и раскрасить её так, как пожелается. Художник Нин...