Журнал
поделиться

Алексей Крикливый: «Спектакль «Пьяные» — это не пропаганда алкоголя»

#Театр/кино
Алексей Крикливый: «Спектакль «Пьяные»  —  это не пропаганда алкоголя»

28 и  29 октября на большой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Пьяные» по пьесе современного российского драматурга Ивана Вырыпаева. Главный режиссер театра Алексей Крикливый рассказал о магии автора, притчевости истории, личном кризисе персонажей и мотивации измененного сознания — пути к правде и прямоте высказываний.

Алексей Крикливый: «Спектакль «Пьяные»  —  это не пропаганда алкоголя»

—  Алексей, расскажите о пьесе. Почему ваш выбор остановился именно на ней?

—  Прежде всего, я считаю, что Иван Вырыпаев – один из главных драматургов последнего времени. Дело в той зоне искренности, в которую он попадает. Можно по-разному к ней относиться, но, безусловно, «Кислород», «Танец Дели», «Июль» и другие – очень важные тексты последних десятилетий для русской культуры. «Пьяные» продолжают мощную тему драматурга. Как мы знаем, пьеса была написана по заказу театра в Дюссельдорфе, там ее поставил Виктор Рыжаков. Следующая премьера Рыжакова – совместный проект МХТ имени Чехова и Центра имени Мейерхольда, после ее подхватил Андрей Могучий в БДТ. Сейчас открыты права, и пьеса довольно успешно врывается на отечественную сцену.

Алексей Крикливый: «Спектакль «Пьяные»  —  это не пропаганда алкоголя»

Это очень хороший текст, который дает хороший уровень режиссерских и актерских задач. Я могу с чем-то соглашаться, с чем-то нет, но мне безумно интересно.

При том, что пьеса написана легко, остроумно и изящно, она невероятно сложна для воплощения. Она не открывается всеми привычными способами, которые мы имеем в арсенале.

Ведь очень легко устать от пьяных людей на сцене, это определенное испытание. Но хитрость драматурга в этой ситуации, что о высоких вещах мы говорим через сниженный пафос, и тогда возникает откровение. Наша задача, помимо всего прочего, найти в этом большой юмор. Мы ищем.

— Говорят, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке, эта пьеса о правде?

— У самого драматурга есть такой текст: «Устами пьяного говорит Господь». Это, конечно, больше, чем просто разговор пьяных людей, которые режут правду-матку. Мы находим мир героев пьесы на очень важном рубеже. Все действие происходит в одну ночь – от заката до рассвета. Это определенно волшебная ночь, за которую решится многое. Но мы не знаем, каков будет рассвет. Мы погружаемся в этот мир на пороге очень мощного кризиса, у каждого персонажа есть серьезная проблема. И мир «Пьяных» должен поменяться с точностью до наоборот.Алексей Крикливый: «Спектакль «Пьяные»  —  это не пропаганда алкоголя»

Мы находимся в процессе поиска ответа на вопрос – что такое «пьяные»… Меньше всего это про то, что люди выпили спиртной напиток и стали нести пьяный бред.

Тем более что автор дает нам прекрасную вещь: кто-то из героев пил последний раз на выпуске из института, кто-то вообще трезвенник. Это такой конструкт, обстоятельство, когда персонажи именно сейчас могут решить свои насущные проблемы, могут сказать правду друг другу в глаза, могут вдруг поменять свою жизнь, могут в какой-то момент неожиданно протрезветь и увидеть все со стороны, что-то понять, сделать выводы. Естественно, пьеса – не пропаганда алкоголя.

—  Многие критики усматривают в пьесе модную сейчас тему «Россия – не Европа», то есть, выпады в адрес современных европейцев. Как вы к этому относитесь?

— Мы находимся сейчас в Новосибирске, и размышлять, делать историю о просто зарубежных людях нам не интересно. Нам нужно добиться каких-то других впечатлений от публики. Это драма личностей, индивидуальностей, характеров. Мы же все равно играем зарубежные пьесы, понимая, что в их основе лежат отношения между людьми, их проблемы, чаяния, надежды, успехи. В этой форме все становится более выпуклым.

Мне очень нравится притчевость построения сюжета, истории, тем. Я прекрасно понимаю, что все эти герои – Карл, Магда, Марк и все прочие – люди, которые вроде бы не имеют отношения к нашему сегодняшнему российскому пространству, но они все равно в него входят на уровне зоны отстранения. Когда Иван и Петр со Светланой решали бы на сцене какие-то вопросы, была бы одна история, а когда выходят загадочные для русского сознания зарубежные имена, вдруг возникает мир другого порядка.

Алексей Крикливый: «Спектакль «Пьяные»  —  это не пропаганда алкоголя»— Андрей Могучий в одном из интервью сказал: «Любовь – главная тема пьесы. Любовь к божественному в человеческой природе». Складывается ли у вас ощущение, что текст именно об этом?

—  Абсолютно с этим согласен. Пьеса, основанная на мифе, да. Основанная на вере, традиции, наших духовных ориентирах, когда человек должен заново переформулировать свое сознание, заново пройти путь страстей, заново что-то обрести. Или напомнить себе о чем-то важном. Или взять на себя ответственность за кого-то или за что-то, или прекратить жалость к самому себе и начать действовать. Тут масса всего.

Алексей Крикливый: «Спектакль «Пьяные»  —  это не пропаганда алкоголя»—  В пьесе существует ненормативная лексика, как вы решаете этот вопрос в связи с действием закона о запрете ее использования в спектаклях?

– В самой пьесе и в нашем спектакле есть строгое ограничение – 18+. Я никогда не был поклонником ненормативной лексики, но это один из немногих случаев, когда понимаешь, что есть такие тексты, из которых «слов не выкинешь». По закону «очищенная» версия идет везде в России, мы не будем исключением, но очень сложно заменить эти экспрессивные выражения. Это магия автора, высокое художественное произведение. Понимая, насколько исходный текст вкусен и точен, сейчас мы занимаемся изобретением – выдумываем новые слова.

Алексей Крикливый: «Спектакль «Пьяные»  —  это не пропаганда алкоголя»

—  Зритель спектакля «Пьяные», на ваш взгляд, кто он?

—  Наверное, зритель, приходящий в театр, всегда ищет впечатлений. И на нашем спектакле эти впечатления будут – порой парадоксальные, неожиданные. Сейчас время прямых высказываний, когда нужно называть вещи своими именами. Другой вопрос, как мы к этому подведем, чтобы это прямое высказывание доходило, чтобы люди в зале не зажимались, не закрывались. Мы понимаем, что это может быть большой проповедью, а может быть более могущественным актом.

Очень бы хотелось, чтобы зрители были людьми, с которыми интересно сидеть в кафе или дома, на кухне, о чем-то разговаривать. И здесь важен не интеллектуальный багаж, а открытое сердце. На первой репетиции я так и сказал: «Мы делаем это с открытым сердцем…»

Премьера спектакля «Пьяные» состоится 28, 29 октября 2015 года в 18.30 на большой сцене театра «Глобус». Возрастная категория спектакля – 18+. 

О наличии и стоимости билетов можно узнать по телефонам кассы театра : 223-66-84, 223-88-41, на сайте театра и городских зрелищных касс

Интервью и фотографии предоставлены пресс-службой театра "Глобус"

Что еще почитать на тему «Театр/кино»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно