Один из организаторов фестиваля «Родники», мастер круга народных забав и основатель студии «Посолонь» рассказал о том, какие танцы и пляски ждут гостей фестивальной поляны, что таят мужской и женский хороводы, откуда были привезены танцы, которым тысячи лет, и как древняя культура учит осознанности.
«Покажи мне место, где Бога нет»
— Аркадий, как увлеклись славянской культурой?
— Я был как многие, ну, то есть пил-курил. А потом встретился с концепцией общественной безопасности «Мертвая вода» и понял, что алкоголь и табак — это способы управления людьми. Кто любит, когда им манипулируют? Я тогда враз избавился от вредных привычек и стал изучать наши корни, узнавать традиции.
Оказалось, что русская цивилизация — самая древняя. Потом по известному принципу «подобное притягивается к подобному» начал находить людей, которые также интересовались этой темой. Так и попал на вечёрки, которые организовывали педагогический институт и колледж культуры.
Все это невероятно увлекло. Занимался у хороших людей, например, у Натальи Семеновны Кутафиной. Эта женщина окончила консерваторию и более 35 лет ездила по фольклорным экспедициям от Белого моря до Дальнего Востока, собирала материал. Да и у нас в новосибирской области в свое время осели многие народности, сохранив свои традиции. Здесь у нас сокровищница!
— А почему так важно сейчас вспоминать свое наследие?
— Потому что идет экспансия западной цивилизации. Стремительная и бессмысленная, как война религий. Мы будто у подножья одной горы и все по разным тропинкам хотим дойти до Бога, который, по сути, везде. Есть хорошая притча на этот счет.
Шли два паломника разных конфессий к своим святым местам. Вместе остановились на ночлег. Один закричал на другого: «Как ты смел лечь ногами в сторону храма моего Бога?» А другой ему ответил: «Тогда разверни меня туда, где Бога нет!» Он вездесущ. Храм — это мироздание.
Мироздание можно сравнить с человеческим телом. У нас много органов. Также и народы — каждый для чего-то создан. Не станет же поджелудочная железа навязывать легкому, как правильно дышать. Так и мы не должны говорить друг другу, как жить.
Все народы нужны, все имеют право на существование. У каждого своя культура. Вслушайтесь! В это слово наши предки заложили особое значение. Культ Ра, то есть света! Когда я начал все это понимать, осознал, что пора подключиться к делу возрождения традиций.
— Но ведь народные танцы и забавы — это не только вид развлечений?
— Конечно! Раньше вечёрки в основном проводились для молодежи. В это время все танцевали со всеми. Даже если гость приходил с парой, он все равно в процессе танца обменивался энергетикой с каждым. Соприкасаясь тонкими полями, можно почувствовать человека — твой или нет. На этом уровне происходило знакомство. Потом дело доходило до сватовства, играли свадьбы.
Несмотря на то, что судьбу своих детей в большинстве случаев решали родители (даже выражение осталось «стерпится — слюбится»), допускались некоторые хитрости: можно было украсть невесту, убежать с женихом, были и другие уловки, когда родители закрывали глаза на традиции, если их ребенок нашел свою любовь.
«У хороводов есть тайный смысл»
— Что готовите для фестиваля «Родники»?
— Будем делать традиционные вечёрки от нашей студии «Посолонь», название которой буквально переводится — «по солнцу». Мы идем вместе с солнцем и показываем народные традиции, которые можно назвать достоянием русской культуры. Суть народного пляса и танца — проявление души через тело. А летом самое время водить хороводы, потому что именно сейчас важно получать и отдавать энергию солнца.
— Вот это очень интересная тема. Расскажите про сакральный смысл хоровода.
— У мужчин и женщин существуют свои хороводы. У прекрасной половины человечества они закрытые. Барышни произносят какие-то слова, синхронно делают определенные движения, чтобы наполниться нужной им энергией, заземлиться. Чисто мужские хороводы направлены на выражение мужественности, самости, удальства. Ведь сила молодецкая должна быть постоянно наготове: на войне, на пашне, на сенокосе или если супостат какой придет.
Есть и совместные медитативные хороводы, например «Ой зоря моя, ты зорюшка», где мужчины и женщины чередуются и стоят очень близко. Переходя с одной ноги на другую, они поют, казалось бы, простой текст о том, что свекор и свекровь зовут невестку домой. А вот само действо — текучие, медленные движения против часовой стрелки и постоянные повторения слов — вводят в особое состояние сознания. Такие хороводы называют «ладными». И когда они идут, удивительно, но никто не запинается, не забывает текст. Все очень синхронно происходит.
— Судя по прошлым фестивалям, охотно ли гости участвуют в таких народных забавах?
— Да, конечно! К примеру, проводим «улошные танцы»: когда мужчина и женщина стоят в рядах напротив друг друга. На прошлом фестивале у нас танцевало около 100 пар одновременно! И если тексты не каждый городской житель готов учить заранее, то движения подхватываются тут же. Делай раз, делай два! И человек замечает, как его тело само встраивается в рисунок танца. К тому же всегда присутствует так называемая заводящая, то есть ведущая пара, которая показывает движения.
И насколько бы человек ни погрузился в свои проблемы, дела, маски, когда начинает играть музыка, все это слетает, как шелуха. Появляются улыбка, задор в глазах, ноги сами идут в пляс. Тем более, что русская народная музыка, например, «Кадриль», «Подгорная», «Барыня» при хорошем исполнении очень заводная. Невозможно устоять!
— Вы упомянули слово медитация. Получается, русский танец и был направлен на то, чтобы в нее погружать?
— Да, во время движений отключается поток мыслей. А еще русский танец направлен на сохранение важных постулатов. К примеру, в нем законсервировались исконные отношения между мужчиной и женщиной: за ним лидерство и он ведет свою барышню. Так и по жизни. Интересно, что в древней славянской традиции Земля изображалась незакрытым ромбом с точкой, а женщина также, но замкнутым ромбом. Она дает жизнь всему, как и Земля-матушка. Точка — это семя. Так зашифровывались простые и важные истины.
— Добавляются ли какие-то современные элементы в эти традиции народных гуляний?
— Я не сторонник такого подхода, потому что это наследие уже проверено временем и дорогами, как говорится. Оно выжило, несмотря на многовековые гонения, а, значит, несет в себе много силы. Нововведения еще неизвестно как повлияют.
Точно могу сказать, что народное творчество приводит к осознанности в современном мире. Мне седьмой десяток и я веду здоровый образ жизни, чувствую себя, как молодой, занимаюсь организацией вечорок. Кстати, проводим их на набережной каждый четверг. Приходите! Жалко, что такого в наше время не было…
— Так и сейчас ваше время!
— Ну да, как сказала героиня одного известного фильма: в 40 лет жизнь только начинается. А для мужчин, наверное, в 60! С песнями, да плясками.
Текст: Марина Чайка
Фото: личный архив Аркадия Денисова
О фестивале «Родники» читайте в группе