Элизбар — композитор и исполнитель, музыка которого завораживает и вводит в медитативное состояние. Он играет на десятках инструментов, но особое место в его сердце занимает арфа. Она служит ему проводником на пути самопознания и помогает исцелять людей. 30 сентября со своим ансамблем Ann’Sannat Элизбар выступит в Новосибирске на вечере Meditation Music при поддержке Школы медитации Андрея Алексеева, а пока — его глубокое интервью проекту Miraman.ru.
«Услышать звук до того, как пальцы коснутся инструмента…»
— Элизбар, расскажите про самых значимых учителей в вашей жизни?
— Во-первых, это время. Оно подарило умение и желание учиться и философский взгляд на некоторые вещи. Во-вторых, книги. Их было множество. Если говорить о личностях, то, в-третьих, это мой наставник по виолончели Герман Анатольевич Балыкбаев. Он поверил моим горящим глазам, взял в ученики 20-летнего парня без музыкального образования и передал методы, которые я применил для всех освоенных инструментов. В-четвертых, преподавательница гармонии и сольфеджио Олимпиада Михайловна Дегтярева. В-пятых, учительница по арфе Ольга Котельник — этой удивительной девушке я очень благодарен за ее героическую настойчивость, терпение и глубокое знание физиологии процессов игры на арфе.
Было еще много наставников, которые помогли отточить терпение, понимание, глубину. Есть такое выражение у Ричарда Баха: «Каждая проблема дается с силами для ее реализации». Уверен, что проблем вообще нет, есть только обучающий опыт: ситуации и возможности для реализации каждой из них.
— Как и когда вы поняли, что сами готовы стать учителем?
— Когда собрал все «паззлы», то есть увидел внутри себя цельную картину своего восприятия музыки, ее удивительную и глубочайшую связь с мирозданием! Как говорили древние китайцы, мы это и есть музыка, и, наоборот, она — мы. Сие не всем понятно, но человек, погружающийся в музыку, рано или поздно это прочувствует.
Тогда мне стало ясно, что значит преподавать. В любом коллективе должен быть лидер — человек, имеющий четкое представление о том, что и как нужно делать. С самого начала я знал, чего жду от своих музыкантов. Если кто-то из них не вполне мог выполнить поставленную задачу, я брался за его обучение.
Позже в мою жизнь стали приходить студенты. Услышав однажды мою музыку, они тоже захотели научиться играть на разных инструментах. Сейчас у меня много учеников из России и других стран. Знанием нужно делиться, иначе оно в человеке закисает.
— Что учитель должен передать ученику помимо техники владения инструментом?
— Любовь к тому, что ты делаешь, и тому, что тебя окружает. Один мой друг священник сказал: «Чтобы зажечь других, нужно гореть самому».
Техника — вторична, главное, научиться ЖЕЛАТЬ играть. Как дышать, слышать, видеть или чувствовать!
Ученикам, которые поначалу испытывают трудности и произносят что-то вроде: «У меня руки делают не то и не так», я часто отвечаю: «Руки — это как недрессированные собаки. И их можно обучить. Но самое важное происходит внутри, в голове. Нужно услышать звук в своем сознании задолго до того, как пальцы коснутся инструмента, четко увидеть, каким будет каждый последующий шаг».
Если идти по дороге и смотреть исключительно под ноги, не отслеживая направление, в конце концов, упрешься лбом в стену или дерево.
Человек, который не знает свой маршрут, обречен блуждать в лабиринте улиц. Но стоит ему поднять голову и выбрать путь — он легко достигнет конечной цели своего путешествия. Станут видны повороты и препятствия, которые он преодолеет без особого труда.
Ведь ноги не разучатся ходить только оттого, что человек начнет разглядывать мир. Самое сложное и важное — дать ученику понять, что он МОЖЕТ научиться играть, причем на очень высоком уровне и очень скоро, по меркам современной традиции обучения.
При ответственном отношении к делу всего за два года мои студенты становятся великолепными музыкантами-мультиинструменталистами.
Моя система строится не только на передаче знаний и воспитании умений, но и на выявлении музыкальной индивидуальности. Нарабатывая навык импровизации, ученики вырастают в самобытных творцов, не похожих друг на друга или на меня.
«Моя арфа своенравна!»
— Есть мнение, что у предметов, как и у людей, есть свой характер. Как думаете, так ли это? Если да, то какой нрав у вашей любимой арфы?
— Совершенно точно. Моя арфа своенравна. Она очень ревностно относится к тому, что я играю. И капризничает, когда исполняю чужие произведения. Быть может, таким образом, она подстегивает к творчеству и импровизации. Мол, не упрощай себе жизнь, я знаю, тебе есть что сказать.
Я рассматриваю музыкальные инструменты как представителей четырех стихий: воды, огня, земли и воздуха. Отсюда возникает понимание «характера» инструмента. Например, скрипка — это пламенная душа, она «зажигает» чувства и эмоции. Флейта — это ветер, человеку становится легко и свободно от ее волшебных звуков. А барабаны близки к элементу земли. Они структурируют, стабилизируют и воспитывают волю.
Моя арфа — водная нимфа. Она словно океан, который в один момент ласкает берег мягкими переливами, а в другой — вздымается волнами невиданной силы. Она и прохладный ручей, и майский ливень… Всегда разная и удивительная! Именно за это я люблю ее больше всего. А еще за то, что ее струны натянуты в унисон со струнами моей души.
— В одном из интервью вы сказали, что она словно жена вам. Поясните, пожалуйста.
— Это нелегко сделать, но представьте: арфа не спорит, не ворчит, понимает меня с полумысли. Она всегда рядом, и при этом выглядит изящно. Идеальная женщина! (смеется, — прим.авт.).
Это мудрое существо, и в ней находится живая прекраснейшая душа. Вот, к примеру, мудрая женщина знает, как обращаться с мужчиной, умеет его очаровать, поддержать, вдохновить. Умеет смягчить его гнев и вызвать смех. Чувствует, когда ему нужен совет, а когда слепая вера в него. С ней часами можно говорить обо всем на свете, а можно не произносить ни слова и чувствовать себя комфортно. Рядом с ней отдыхаешь душой и телом. И, несмотря на долгие годы, проведенные бок о бок, она все еще остается загадочной и непостижимой, как океан, в который сколько ни погружайся — он все манит своей неизведанной глубиной.
Возможно, это странно звучит, но арфа умеет именно так! Она стоически переносит мою кочевую жизнь и далеко не всегда комфортные условия. Прощает, любит, знает всю мою подноготную и принимает таким, какой я есть. А когда сажусь играть, привычная реальность растворяется, завеса тумана исчезает и остается только музыка, волшебство и свет, которыми хочется поделиться со всем миром.
— А как произошла встреча с вашей дивной подругой-арфой?
— Несмотря на то, что начал осваивать инструмент лишь в 30 лет, у меня такое чувство, что арфа была со мной всегда. Помню, еще в детстве замирал перед телевизором, услышав арфовый перелив, который всегда символизировал для меня море или воду. Потом много лет я искал этот звук, а когда нашел, понял, что должен научиться играть на арфе и что ничего прекраснее в своей жизни не слышал!
Интересный момент: на первой афише группы Ann’Sannat, которую я создал задолго до встречи с арфой, была нарисована именно она! Это было своеобразное пророчество…
«Музыка — это поводырь в путешествии к себе»
— Музыку называют и медитацией, и молитвой, и духовным путем. Чем она является для вас?
— Это все то, что вы перечили, и вся моя жизнь. Считаю, что путь музыки — очень духовный, мне трудно представить себя без него. Как раз сейчас я разрабатываю семинар на тему: «Музыка как духовная практика».
— Что такое медитация с арфой? Какие возможности она открывает?
— Что мы ищем в медитации? Гармонию, покой и остановку потока мыслей. В этом смысле я не знаю более действенного помощника, чем музыка арфы. Она становится поводырем в путешествии глубокого погружения в себя.
В начале пути люди, как правило, еще очень напряжены, раздражены, суетны. Многие не замечают истинной красоты вокруг, переживают о прошлых ситуациях, наполненных болью и обидами, паникуют, думая о будущем, которое неясно и неочевидно. Их глаза словно засыпаны песком.
Но дивная музыка с целебными вибрациями берет за руку и ведет за собой, точно зная верную дорогу. Она приводит туда, куда человек интуитивно больше всего стремится и где чувствует себя счастливым — на берег моря, в тенистую прохладу леса, головокружительную высоту горных вершин, на пестрый душистый луг или в широкую степь. Ласковыми прикосновениями звуков музыка возвращает веру в чудо и радость жизни, снимает пелену с глаз, омывает водой и освобождает внутреннего ребенка, зажатого в паутине взрослой и якобы осознанной жизни, которого мы теряем в потоке информации с поправкой на обман. Мне нравится выражение: «Люди, не взрослейте! Это ловушка».
Но музыка, способная исцелять на глубинном уровне, должна быть гармоничной и хорошо сыгранной на природном, натуральном инструменте.
Многочисленные научные исследования древности доказывают, что арфа — музыкальный инструмент-прародитель, старейший из всех. И в самые давние времена ее использовали для исцеления и гармонизации. Звуки арфы позволяют человеку пережить глубокие медитативные состояния, даже если раньше слушатель никогда не касался таких практик.
— А что должен делать слушатель, чтобы отправиться в путь к себе?
— Просто довериться музыке, слушать. И это произойдет. А после — у каждого происходит что-то свое. Одни начинают писать стихи, другие — картины. Часто человек будто просыпается: начинает понимать смысл происходящих событий, исцеляется от хворей.
«Человека можно настроить как инструмент»
— Знаю, что вы проводите сеансы виброакустической арфотерапии. Расскажите об этом подробнее: как музыка способна исцелять?
— Я провел много тысяч арфотерапий, но до сих пор с интересом читаю трогательные отзывы людей. Это дорогого стоит. Понимаете ли, снадобья, порошки и таблетки далеко не единственный способ лечения человека. Просто он привычен для большинства людей и многие относятся скептически к альтернативным методам.
Пифагор говорил, что настанет время, когда вместо лекарств люди будут использовать ритмы и мелодии, сыгранные в определенных ладах, и любая болезнь при прослушивании такой музыки будет излечена. Это, кстати, и практиковалось в Индии, Греции, и в Египте.
Что есть человек? И почему музыка может помочь вылечиться от многих недугов? Практически все явления в нашем теле с точки зрения физики можно рассматривать как вибрации. Это сокращение мышц, пульсация сердца, сосудов и капилляров, дыхание, распространение нервных импульсов. Все это волновые процессы.
В нашем сложнейшем организме разнообразные биологические механизмы работают в определенном ритме. Высота тона, на котором говорит человек, удары сердца, пульс, дыхание… В каждом из нас живет постоянный, непрекращающийся ритм, то есть музыка! И звучит она от момента рождения до последнего вздоха.
Наше тело словно живой звуковой резонатор. Другими словами, человека можно настроить, как инструмент.
Стрессы, напряжения, хроническая усталость, повседневные проблемы нарушают внутренний ритм и его гармоничное звучание. Наша «музыка» приходит в состояние внутреннего диссонанса. Но с помощью арфотерапии мы можем гармонизировать человека, приведя его в баланс и выправив перекосы в звучании. Наладить.
Требуется лишь сесть, прижавшись к колонне арфы позвоночником, и расслабиться. Все остальное инструмент сделает сам. Его волшебные звуки создадут мягкие вибрации, которые погружают человека в так называемое альфа-состояние, похожее на полусон. Затем начинает работать музыка. Плавно, нежно, ласково.
Она проникнет глубоко, в самую суть человека, сглаживает острые углы, шероховатости, структурирует, заполняет мельчайшие трещинки, дарит ощущение покоя и безмятежности. Это возможность услышать самого себя!
Такой сеанс можно сравнить с погружением в прохладную воду после долгой дороги под палящим солнцем и сильным ветром. Не зря же арфа, как я уже говорил, принадлежит к стихии воды. Но это не та вода, что, срываясь с грозовых туч, сечет по лицу крупными колючими каплями. Нет. Это пение ручья, тихий шепот реки, спокойной дыхание моря. Она делится состоянием гармонии и счастья. Омывает, очищает, снимает психосоматические зажимы и напряжения, запускает процессы самовосстановления. Человек возвращается из этого путешествия обновленным.
— А как вы сами медитируете?
— Разумеется, за инструментом. Моя медитация происходит в музицировании — процессе, занимающем основную часть моей жизни. Я сажусь за инструмент, и в этот момент все остальное перестает существовать. Это может выглядеть вполне прилично: ну, играет себе человек на арфе, флейте или чем-то еще… А в реальности в такие мгновения я и не человек вовсе, меня вообще нет. Я как антенна, воспринимающая образы, звуки и транслирующая их в музыкальных узорах, тканях и формах. Кстати, это тоже элемент арфотерапии. Именно в таком состоянии можно услышать музыку человека и тут же ему ее передать.
Считаю, что медитация случается у каждого действительно увлеченного своим делом человека. Неважно, что это: музыка, математика или резьба по дереву. Если человек горит своим делом до полного самоотречения, на свет появляются настоящие шедевры.
«От пылинки до звезды — звучит все!»
— Бывает у вас такое ощущение, будто вашими руками играет кто-то другой, когда пишите новую музыку или импровизируете? Словно божественное идет через вас?
— Это случается у всех творческих людей. Ощущение такое есть, но при этом это я, мой опыт и музыка мироздания. Все очень многосложно, многослойно и в одном времени.
Ведь музыка существует в нашей жизни постоянно, даже когда инструменты молчат. Она живет в каждом создании, в ручье, в шорохах, в лесу, в небе, птицах, в камне, который своей тишиной создает нужную платформу для рождения звука. Борис Гребенщиков пел: «Только во тьме свет, только в молчании слово…» Как красиво! От мельчайшей пылинки до самой большой звезды — в этом мире звучит все. Нужно просто захотеть услышать!
Чаще всего я импровизирую под диктофон, а уже потом, прослушивая, пишу знакомые вам композиции. Некоторые вещи, сыгранные однажды, я не могу повторить. Эти созвучия каким-то волшебным образом вырываются наружу, а после я иногда не могу понять, сколько бы ни пытался: как же так ухитрился скомбинировать руки, аппликатуру. Ноты слышны, а вот как сыграно и как воспроизвести это — не понимаю. И если сразу не заучу какой-то отрывок, могу потом забыть, как это делается.
Музыка словно открывает двери в другие миры, а я, повинуясь ее зову, иду следом.
— Расскажите историю про рождение одной из ваших любимых композиций.
— В будапештских парках музыка словно витает в воздухе. И однажды, когда я выступал на фестивале в парке у замка Вайдахуньяд, после окончания концерта меня попросили сыграть еще. К тому времени наступил вечер, стало темнеть. Зажглись фонари, поднялся ветерок, моя арфа стала звучать без моего участия. От ветра, который ласкал ее струны. Присутствующие были в восторге. Мы все стояли и слушали. Внезапно ветви платана, под которым стоял инструмент, как-то призывно зашелестели.
Я поднял голову и увидел, как фонарь, освещая листья, проецировал на ветви тени, которые тоже двигались от ветерка. Словно танцуя! Вытянутые, грациозные и непохожие на привычные тени от листьев… Будто какие-то существа кружились в хороводе. Все это происходило у меня над головой.
И вдруг я услышал некую музыкальную тему, включил диктофон и, повинуясь странному желанию прервать Эолову арфу, сел и начал играть. Потом снял музыку с диктофона и выучил ее, что было, кстати, непросто. И вот эта мелодия, явившаяся ко мне откуда-то из сфер и стихий, превратилась в композицию «Вальс на ветвях».
— В одном из интервью вы говорили, что «звуки имеют запах». Это как?
— Не только запах. Еще цвет, объем и форму. Работа музыканта подобна творчеству художника, который берет палитру, кисть и начинает волшебство преображения. К примеру, белый холст превращается в морской берег. Хохоча и смеясь, волны несутся на скалы, и обрушиваются на них, поднимая в воздух миллионы брызг. Пенистыми руками пытаются ухватиться за твердь, но, разочарованно шурша галькой, отступают, чтобы через мгновение повторить попытку.
Разве мы не чувствуем этот просоленный морской воздух, когда смотрим на изображение, не слышим рокочущий голос моря?
Музыкант возьмет флейту, и в облака поднимается стайка птиц, ветер качает верхушки сосен. Коснется струн и, осторожно раздвигая мохнатые ветви, на поляну выходит косуля. Лес пахнет сыростью, грибами и молодой травой. Все очень просто. Не правда ли?
— Сказочно… И, кстати, о ваших музыкальных сказках. Способны ли они проявлять лучшее в слушателях?
— В сказках зашифрованы великие древние символы. Через метафорический ряд мы учимся жизни. И это лучший в мире учитель! Добрый, мудрый, справедливый. Кто-то сказал однажды, что дети, которым никогда не читали сказок, станут взрослыми, которые не умеют мечтать.
Сказки, легенды, мифы — это, по большому счету, накопленные и сконцентрированные в коротких рассказах знания об устройстве вселенной, мира, о жизни, любви, добре и зле. В них смоделированы разные жизненные ситуации, и ребенок, следуя за героями от первой до последней страницы, проживает их жизнь, как бы проходя путь героя, отождествляя себя с ним. Он учится ценить, замечать прекрасное и волшебное в простых вещах, чувствовать красоту и полноту жизни. Потом вырастет и поймет, насколько удивительный и сказочный мир, в котором мы живем.
В детях сказки заложат прочный фундамент доброты, красоты, любви и гармонии. А взрослым помогут вернуться в детство, когда деревья были большими, волшебство витало в воздухе, а все неизвестное казалось чудесным и занимательным. Ведь детям некогда скучать. Они строят песочные замки, катаются на единорогах и едят на завтрак облака из сахарной ваты. И это не кажется им чем-то странным. Они искренне верят в то, что всему существующему в их воображении есть место и в реальном мире. Так и получается порой на самом деле. Один взрослый мальчишка придумал Наутилус и капитана Немо, другой — изобрел подводную лодку. По-моему, это прекрасно!
Купить билеты на концерт Alizbar & Ann’Sannat, который 30 сентября состоится в Новосибирске, можно прямо сейчас по ссылке или связавшись с организатором мероприятия Юлией (тел. +7-913-957-37-38).
Досье
Элизбар (Alizbar) — российский и венгерский музыкант-мультиинструменталист, композитор. Основатель ансамбля «Ann’Sannat». Имя Элизбар — крестильное имя и творческий псевдоним.
Родился: 9 июня 1972 года в Кишинёве.
Образование. Не имея начального музыкального образования, в 1992 году поступил в Тираспольский высший музыкальный колледж по классу виолончели. Параллельно освоил флейту, гитару и мандолину.
Проекты. В 1994 году основал ансамбль Ann’Sannat, название которого с придуманного Джоном Толкином эльфийского языка квенья переводится как «сказки, отображенные в песнях». В это же время Элизбару подарили первую арфу. Его учителем стала Ольга Котельник и венгерская арфистка Мария Леваи. Во время московских гастролей Элизбар брал уроки у Елены Павловой — одного из известнейших педагогов столицы.
На протяжении двух десятков лет Элизбар гастролирует по разным странам: Венгрии, Румынии, Молдавии, Чехии, России, Украине, Казахстану, Германии, Португалии, Англии, Испании, Кипру; принимает участие в фестивалях, выступает сольно и в составе своей группы, проводит сеансы виброакустической арфотерапии.
Беседовала: Марина Чайка.
Фото: из официальной группы Alizbar & Ann'Sannat и группы концерта Meditation Music.