Основатель мастерской Kosmosky Алексей Зинченко рассказал о том, как научился извлекать из газового баллона космические звуки, что профессиональное музыкальное сообщество думает о глюкофоне и как игра на нем меняет жизнь.
«Любой человек может сделать глюкофон сам»
— Алексей, расскажите историю этого инструмента. Где и когда он появился?
— Сейчас сложно точно сказать откуда пришел этот инструмент. Первые видеозаписи с ним датируются в интернете 2007 годом. Хотя его родственниками можно считать древние африканские щелевые барабаны, калимбы. Появившись в наше время интернета и скоростного обмена информацией, глюкофон быстро проник во многие уголки мира как идея «музыкального инструмента своими руками из подручных средств». Поэтому он стал стремительно набирать популярность без особых вложений в раскрутку. Это как чудо. Теперь, когда сложно отследить его появление и историю, я бы сказал, что это народный инструмент, барабан мира.
— Как давно вы занимаетесь созданием глюкофонов? Почему увлеклись этим?
— Первый свой глюкофон я начал делать ровно три года назад. В тот момент увидел в интернете видеозаписи с хангом и очень заинтересовался, меня поразил его звук и привлек тот момент, что, играя ритм на ханге, можно выстраивать мелодию. На тот момент я мало разбирался в музыке, но с чувством ритма было все в порядке, поэтому подумал, что смогу научится играть на нем. Я начал искать, где его можно купить. Когда нашел, понял, что он стоит очень дорого, да и приобрести его сложно. Начал искать дальше, наткнулся на глюкофон (хотя на тот момент, я не понимал различий между этими инструментами, но звук обоих завораживал).
Нашел цены на глюкофон, понял, что и он мне не по карману, но при этом обнаружил в сети много разных руководств, как сделать его самому из газового баллона. Дальше дело было только за мной.
— Насколько сложно его делать? Какие металлы используются, какие знания нужны для создания глюкофона?
— Когда я приступил к работе над своим первым глюкофоном, у меня не было ни навыков работы болгаркой, не музыкальных теоретических знаний. Было только большое желание. Первый инструмент и еще около года с момента его создания, глюкофоны мы делали из старых газовых баллонов, теперь — из новых заводских заготовок, но суть та же. Материал — высокоуглеродистая сталь.
— Глюкофон может иметь разные настройки, тональности. Как этого удается добиться? У каждого лепестка своя нота? В общем, расскажите о том, как он устроен.
— Каждый лепесток инструмента настраивается в свою ноту, которая регулируется размерами лепестка — чем больше лепесток, тем ниже тон, чем меньше — тем выше. На глюкофоне мы делаем 10 лепестков, а это значит — 10 нот. Основной принцип в том, что все они являются частью одной подобранной гармонии (тональности), поэтому глюкофон прост в освоении и всегда звучит гармонично. Этот набор из 10 нот задает инструменту определенное настроение, внутри которого так просто и увлекательно импровизировать.
— Как обстоят дела в России с производством этого инструмента. Много ли мастерских?
— В России дела обстоят прекрасно. Здесь много старых газовых баллонов, а, значит, много пространства для творчества (смеется — прим.авт). Почти любой человек может сделать этот инструмент сам, а если проникнется, то и открыть свою мастерскую. Когда я делал себе первый инструмент, видел в интернете около 4–5 мастерских в России. Сейчас знаю около пятнадцати мастерских, хотя, вероятно, их уже больше. А кто-то и вообще делает их для себя и друзей и не афишируется.
— Выступаете ли вы сами? Где вас можно услышать?
— В данное время мы готовим материал для выступлений, играем по большей части для себя, репетируем. Если выступаем, то только на небольших мероприятиях, джемах, да и то в формате «тусовки» или наоборот медитаций. В Санкт-Петербурге наш друг Максим Богданов регулярно проводит такие мероприятия, там же постоянно проходят встречи с детьми и взрослыми, где они знакомятся с инструментом и учатся азам игры.
«Для меня глюкофон — личный психолог, друг и учитель»
— Каким видите будущее инструмента? Признает ли его профессиональное музыкальное сообщество, или он останется «уличным», участником джемов и неформальных тусовок?
— Будущее инструмента вижу великим. Со мной всегда ощущение, что он появился не просто так. Профессиональное музыкальное сообщество начинает им интересоваться, кто-то уже использует его в своих концертах. Мы и сами развиваемся в этом направлении, делаем свои музыкальные проекты. Единственное, чего не хватает глюкофону сейчас для профессиональных музыкантов, — количества нот. Для разнообразной игры и исполнения композиций нужен широкий нотный набор, от баса до высоких. И это может дать глюкофонная установка. Над ней мы сейчас и работаем.
Также очень важно и ценно то, что инструмент приобретает хорошую репутацию в сфере музыкальной терапии. Например, в работе с детьми-аутистами или детьми с ограниченными возможностями. Глюкофон привлекает внимание, завораживает, помогает ребенку сконцентрироваться.
Еще очень интересен момент взаимодействия инструмента и слепого человека. В скором времени мы планируем начать проводить встречи, на которых люди с такими особенностями смогут познакомиться с этим удивительным инструментом и получить удовольствие от интуитивного музицирования.
Большим плюсом является то, что инструмент очень прочный и его практически невозможно повредить.
Также я считаю, что с помощью этого инструмента можно легко и доступно обучать музыке, приобщаться к ней в любом возрасте. А второе — даже без всяких обучений человек сможет играть на нем интуитивно и прекрасно проводить время наедине с собой, растворяя мысли в потоке звука. Я думаю, что это основная цель инструмента, — дать простому человеку возможность релаксировать и творить.
Можно сосредоточиться и задавать какой-нибудь ритм, настраивать себя, погружать в особые осознанные состояния. А можно наоборот все отпустить и без ограниченных ритмов и мелодий просто извлекать звуки и слушать, имитировать дождь, океан, ветер природу, наслаждаться звуком.
— Чистая медитация…
— Да. Большую часть своего времени человек размышляет логически, левое полушарие мозга развито сильнее у 90% людей в связи с тем, что так выстроена современная система образования. Она практически не оставляет человеку места для творчества. Даже в музыкальных и художественных школах большую часть программы посвящают разучиванию различных произведений, техник и так далее. В процессе такого обучения работает левое, логическое полушарие. Еще до знакомства с глюкофоном изучал эту тему и делал различные упражнения для развития правого. А когда начал играть на этом инструменте, понял, что глюкофон помогает его активизировать.
За счет этого происходит множество позитивных событий в жизни, открываются новые решения, увиденные отвлеченным взглядом. В момент игры на глюкофоне получается отлично фантазировать, рисовать в голове картины, образы, погружаться в них, развивать и притормаживать, в общем — всё как в жизни. Я думаю, что для многих людей уже не секрет, что визуализация работает. В моей жизни большая часть происходящих событий рождалась в голове, в процессе медитаций. Хотя я скажу, что как красиво не представляй в голове — в жизни складывается еще круче, пусть и не без проблем. Глюкофон для меня — отличный проводник к таким медитациям-визуализациям.
— Инструменту чуть больше десяти лет, а он, как и ханг, кажется, был всегда. Настолько первобытны, необычны, аутентичны его звуки. Какие ощущения дарит вам игра на глюкофоне, чувствуете его «космичность»?
— Это самое главное. Для меня глюкофон — как личный психолог, как друг и учитель. Всегда помогает собрать мысли, разрядиться и задать нужный фон. «Космичность» просто зашкаливает: от его появления и последующих изменений в моей жизни, от слов, который говорят и пишут те, кто его приобрел, от его звуков и даже внешнего вида, от людей и событий, которые он притягивает. Безусловно, это дар! Говорю это, и мурашки по коже…
С появлением глюкофона в моей жизни стало меняться многое. Не скажу, что резко и сразу, но это определенно связано. Во-первых, для меня это стало отличной психологической разрядкой, погружением в себя. Очень часто, когда у меня что-то не получается, когда я долго над чем-то думаю и не могу найти решение, он помогает это сделать. В свободные минуты, перед сном, я играю на нем, часто в темноте, и он просто помогает выстраивать мысли в нужном порядке, может вовсе увести поток в другом направлении, а потом какой-то ответ приходит сам собой.
Это сложно объяснить, но у меня это работает именно так. Когда пальцы произвольно прыгают по инструменту, мозг не контролирует эти движения, не следит за ритмом, тогда и происходит эта синхронизация звуковой волны и волны мыслей.
Но есть и другие стороны. Самый первый глюкофон вдохновил меня на развитие себя в музыкальном плане. Я почувствовал уверенность в том, что могу музицировать и поверил, что создание музыки — это не так страшно и сложно.
Сам по себе глюкофон притягивает интересных людей. Когда просто играешь на улице, — люди подходят на звук, спрашивают, что этот такое. Так у меня появилось много приятных знакомств с интересными людьми. Нам пишут в соцсети, на почту со всех уголков нашей страны и многих других стран. Пишут восторженные отзывы и пожелания, зовут в гости (и мы уже потихоньку ездим). Это не может не вдохновлять!
Сейчас я чувствую, как моя жизнь неразрывно связана с этим инструментом. Мы не просто делаем глюкофоны и продаем их, мы стараемся подарить людям счастье.
А помимо этого у нас есть возможность реализовывать себя в музыке, съемке клипов, рисовании, проведении мероприятий, научных экспериментах со звуком, путешествиях, объединении людей и общения с ними.
Автор: Наталья Тюменцева.
Фото: из личного архива Алексея Зинченко.