Популярность автору и исполнителю принесла песня «Комбайнеры», которая однажды сотрясла интернет. В интервью Miraman.ru Игорь рассказал о том, как рождаются новые хиты, зачем ради клипов лежать часами в снегу и о чем его новая пластинка.
«Музыка рождается в потоке»
— Игорь, сейчас вы путешествуете по стране с концертами, презентуя новый альбом «Дождь над Медведицей». Расскажите о нем.
— Назван он в честь одноименной песни, посвященной трагедии предков-казаков в начале XX века. Медведица — это речка в Саратовской и Волгоградской областях, приток Дона. В этих местах я частенько бываю с детства, в этом районе живет большинство героев моих песен — друзей и родственников. Кстати, именно здесь, в хуторе Глинище, мы с другом Лёхой Ляховым изначально планировали записать в полевых условиях этот альбом. Хотелось добиться эффекта присутствия, чтобы было в меру «грязно» — в современной телефонной традиции. Тогда мы две недели просидели с диктофоном в заброшенном пионерском лагере, ставя наши звукозаписывающие эксперименты.
Получилось все, действительно, непрофессионально, грязно и по-живому. Родственники и друзья, тестировавшие наше творение, отговорили выпускать пластинку в таком виде, поэтому я все-таки поехал в Питер на студию «Добролет» и за полтора дня записал альбом.
— Параллельно с музыкой вот уже 14 лет вы работаете над книгой. На сайте писали, что все песни связаны с ней. Что за книга?
— Песни как раз и были навеяны этим трудом, поэтому все друг с другом связаны, хотя внешне это сложно проследить. Это автобиографическая книжка про моих друзей и родных. Надеюсь в скором времени ее завершить. Тогда уже можно будет о ней рассказывать в полный голос.
— Есть место, где лучше всего пишется и легко приходит вдохновение?
— Люблю работать дома — в Питере — в спокойной обстановке. Там музыка, слова, видео постепенно складываются в единую картинку, там рождаются альбомы и клипы.
— Я думала, наоборот, это происходит в поездках, в деревне…
— Нет-нет. В Волгоградской области среди любимых хуторян, как правило, набирается материал. Да и песни пишутся далеко не сразу. Музыкальная болванка может лежать и ждать своего часа год, три-пять лет. Музыка всегда идет вперед и рождается в голове сама, как-то подсознательно.
Потом я ее на гармошке подбираю, а инструмент наделяет ее всякими смыслами. Затем из жизни появляется тема, которая отлично ложится на мелодию. А дальше самое сложное — долгая и кропотливая работа над текстом.
Событийных, автобиографических песен, которые появляются из историй, не так уж и много, кстати. Как пример — «дядя Вова Слышкин». В этой композиции я рассказываю о людях, которые живут в хуторе Глинище.
А вот песни о звонарях, про всякие безруковочки и пароходики берутся больше от музыки, от настроения, которое задает гармошка. Это то, что, как говорится, приходит в потоке.
«Люблю свою писклявую гармошку»
— Упомянули про гармошку. Как вы встретились со своим инструментом?
— В комиссионном магазине лет 10 назад. Купил ее за 800 рублей, даже не разворачивая. Потом понял, что она новехонькая, даже меха были склеены. «Чайка» советского производства. Хорошая. Тем мне нравится, что писклявая очень, пронзительная. Начал на ней потихоньку играть самоучкой. Теперь стараюсь выступать всегда с ней.
— На концертах поете старинные казацкие песни, да и сам вы — потомственный казак. Какая мудрость этой культуры вам близка?
— Сейчас мудрость и принципы у всех одни — общечеловеческие. Одинаковые для всех людей и культур: живи себе по совести, хорошо делай свое дело, никого не обижай.
У меня нет каких-то важных философских соображений на этот счет. Живу просто, играю на гармошке, песни пою, скоро вот к вам в Новосибирск приеду…
А казачество отражается в моей жизни исключительно в темах песен. Хотя генетика и национальная составляющая наверняка играют значимую роль для личности. Знаю, что мои предки — казаки Растеряевы — жили в станице Раздорской-на-Медведице минимум с XVIII века.
«Мы все на одной волне»
— По профессии вы актер. Почему решили получить именно такое образование?
— Случайно. Собирался поступать на журфак, но мама услышала по радио, что «набирают на артистов». Решил попробовать пройти конкурс в театральный институт, чтобы был запасной вариант. Прошел и остался. Отучился, затем год ездил с «Белым театром» по городам Московской и Ленинградской областей.
Мы давали детские спектакли в самый развал после 90-х. Были самодельные костюмы, замороженные ДК, дети в зимней одежде в зале, пар изо рта. Затем 12 лет прослужил в театре «Буфф».
Сейчас это история закончилась, уже год занимаюсь только своим творчеством. За это время мы отсняли все клипы, выпустили альбом, я проехался с концертами по Уралу, был в Москве и в Питере.
— Перед выступлениями волнуетесь?
— Да, бывает, перед крупными концертами, где презентую новую программу или альбом, но просто выхожу на сцену и начинаю. Важно лишь перетерпеть этот момент. Кому-то алкоголь нужен для расслабления, а я просто настраиваю себя на то, что все будет хорошо. Затем начинаю общаться с залом, рассказываю истории о том, как рождалась песня или как снимался на нее клип. Все в живом формате.
А потом расслабление приходит само собой — от осознания, что мы все на одной волне…
— А мне расскажите пару баек…
— Снимали как-то клип про дальнобойщиков. Нужно было подсаживаться к ним на трассе. Пять дней мы были автостопщиками. Скажу вам, это совсем непросто: 1 фура возьмет, а 15 едут мимо.
Иногда сотрудники ГАИ нам помогали. Лёха говорил им, какой персонаж нам по типажу нужен, гаишники быстренько производили фэйс-контроль своим наметанный взглядом, останавливали машины и подсаживали нас к водителям. Если не соглашались, то даже штрафами им грозили, представляете!
Когда снимали клип про коня, то часами лежали в сугробах. Потом пришла идея подсветить нашу площадку фонариками. Для этого рекрутировали все мужское население хутора Глинище. А потом процесс вдруг встал, потому что у того самого Дяди Вовы Слышкина был день рождения, и все мужики ушли праздновать к нему домой.
Когда делали клип на песню «Плясовая», просили танцевать москвичей прямо на улице. Не все, конечно, соглашались, но было очень весело! Сценариев, кстати, обычно никаких нет: мы снимаем все, что увидим, а потом собираем все это дома. Из 100% материала в клип идет 7- 10%.
— Читала в Википедии, что снимались в кино. Почему бросили это дело?
— Работы в кино у меня никогда не было, несмотря на то, что написано в интернете. Были какие-то эпизоды, но всерьез об этом разговаривать я бы не стал, потому что среднестатистический выпускник театралки снимался в 10 раз больше чем я. У меня все кино — это мои клипы. Режиссер — Лёха Ляхов, который снимал все мои ролики, что есть на Youtube, в том числе и «Комбайнеров». Видеоряды, которые на концертах показываем с проекторов, тоже он монтировал. У нас получаются почти мюзиклы.
Как и любое авторское высказывание, такое творчество приносит мне большое удовольствие. Я проявляю это в мир и делюсь с людьми. А то, что было когда-то, совсем неважно!
В планах сейчас до Сибири добраться. Кстати, Новосибирск мне очень нравится. Когда я первый раз туда приехал, был очень удивлен, что этот город совсем как Питер или Москва. Большой, культурный, центровой. Только в Сибири…
Досье
Игорь Растеряев — автор и исполнитель песен, актер.
Родился: 10 августа 1980 года в Ленинграде.
Образование: в 2003 году окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства.
Работа. В 2002–2003 году служил в «Белом театре», с 2003–2015 года — в Санкт-Петербургском государственном музыкально-драматическом театре «Буфф».
Музыкальная карьера. Песня «Комбайнёры», размещенная на YouTube в феврале 2010 года принесла Игорю славу. Ролик вошел в десятку самых популярных в России.
Первый официальный концерт Игоря Растеряева прошёл 23 сентября 2010 года в Москве. 5 февраля 2011 года был презентован дебютный альбом Игоря «Русская дорога» в клубе «Milk».
В 2012 году Игорь выпустил книгу «Волгоградские лица» (альбом рисунков с комментариями автора), которая посвящена его другу Лёхе Ляхову. 20 октября 2012 представлен второй альбом «Звонарь».
В начале 2013 вышел альбом «Песни дяди Васи Мохова». В 2014 — «Рожок». В 2016 году — «Дождь над Медведицей».
Награды. Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады (2006 год),
лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады «Степной волк» (2011 год).
Текст: Марина Чайка
Фото: из личного архива Игоря Растеряева