Слышали теорию, что душа заранее выбирает свой опыт? Заботливо формирует «папку» с задачами, продумывает, где бы воплотиться, чтобы максимально продуктивно пожить-поиграть. Конечно, эти уроки не всегда приятные и ласковые. Порой болючие и колючие. А что если идти в них осознанно, а ещё и с песнями-плясками? Я нашла такой способ.
— Невозможно много жизней попробовать, если вы не актёр. Искусство же дает шанс пройти весь тот опыт, который не сможете вместить в свою жизнь, — считает Татьяна Черниговская, учёный в области нейронауки и психолингвистики.
В каждом из нас десятки ликов — архетипов. На одном полюсе добряк, на другом — жестокий монстр. Градации разные. Из всех этих настроек и складывается человек. Представьте бегунки тени и света.
Двигают их с младенчества. Общество транслирует свои идеалы, родители передают усвоенные в детстве программы, друзья рассказывают о собственных представлениях, традиции нации, религия формируют взгляды на «хорошо», «плохо», «ни то ни сё».
Где во всей этой мешанине Я? Есть вообще? Мои желания сейчас точно мои? Может, то, чем я занимаюсь, и тот путь, которым иду в своё светлое будущее – чьи-то амбиции?
Однажды приходит готовность познакомиться с собой, рассмотреть свой внутренний «зверинец», провести ревизию в отношениях и используемых ролях. Например, если ссылаться на треугольник Карпмана, то выяснить, когда я жертва, тиран или спасатель?
Хочется навести порядок, «расхламиться». Способов много. Человечество их старательно придумывает и не останавливается в этом процессе. МАК-карты, расстановки, психология. Я многое прошла.
Исцеляющее веселье
Расскажу про новый способ. Придумала его сказкотерапевт и коуч Елена Прядкина. Это расстановочная музыкальная сказка-игра для взрослых.
Случайным неслучайным способом участникам достаются роли. Заранее разрабатывается сценарий на основе русских сказок, в канву веселой игры вплетаются действа-проработки для каждого героя и для общего поля.
Игроки переодеваются и начинают… веселиться. Да-да, прямо так. Плясать, смеяться, изображать героев. Хотя нет, слово «изображать» не подходит. Я словно позволяю роли собой играть.
— У каждой своя символика. Например, волк — проводник, помощник, защитник, теневая сторона. Один персонаж и много внутренних ликов, которые отражают личные архетипы, — рассказывает Елена.
Идёт игра. Кажется, что все участвуют в каком-то конкурсе. А на самом деле мастер держит поле, ставит задачи участникам, следит за процессами со стороны, а иногда и активно вмешивается.
Роль и вправду ведёт. Почувствовала на себе. Кто был на расстановках, тот поймёт.
— Анализируя своё поведение и столкновения с другими героями и, соответственно, их архетипами в процессе игры, можно многое осознать, — добавляет мастер.
Что в результате?
- Работа с архетипами. Внутренний «цыганский табор» начинает как-то упорядочиваться и выходить на свет. После такой весёлой интенсивной проработки происходит смещение всех структур в сторону равновесия.
- Самопознание. Игра — возможность максимально мягко пройти свои уроки и вытащить застарелые установки.
- Знакомство с собой. Это база, от которой можно отталкиваться. Мы же не понимаем, можем ли пойти в «разведку» с человеком, которого пока не знаем. Первый этап — всегда «свидание».
Я прошла несколько таких сказочных сессий. Наплясалась, насмеялась, и когда осмысливала события после сказки-игры, то пришло много важных инсайтов. А ещё есть «подводные течения» — какие-то трансформирующие процессы идут незаметно на более глубоких уровнях, но при этом меняется сама жизнь. Отношения, события, состояния – всё потихонечку «перекраивается».
После сказки-игры «Царевна-Лягушка» у меня открылся мощный поток, благодаря которому я написала за несколько дней важные стихотворения, которые потом вошли в мою книгу.
Вместо вывода
Проживать свои внутренние роли лучше так: осознанно + весело + быстро.
Можно лить слезы часами-годами, а можно поплясать в дружном кругу единомышленников. Для каждого свой вариант. Советую способ Елены Прядкиной. Увидимся на новой музыкальной сказке-игре!
Текст: Марина Чайка