Журнал
поделиться

Иван Дыркин: Человек-государство и его дом-купол

#Саморазвитие
Иван Дыркин: Человек-государство и его дом-купол

Фотограф, художник, а теперь уже и признанный архитектор Иван Дыркин рассказал, как, мечтая о дирижабле, взялся за жилой купол, почему детали пришлось срочно изобретать и каким известным людям посчастливилось закручивать гайки на его стройке.

В куполообразном доме за круглым столиком мы пили душистый травяной чай с медом. Рядом, свернувшись клубочком, спала кошка. Огромное французское шестиугольное окно щедро наполняло помещение дневным светом, а самопровозглашенный человек-государство (однажды Иван опубликовал в Сети манифест «Я — государство») рассказывал о своем знаменитом строении.

Заметила, что даже звуки живут здесь иначе — акустика удивительна и объемна. Этому особенно радуются гости и многочисленные музыкальные инструменты, которые совершенно точно не залеживаются по углам: во-первых, потому что хозяин любит помузицировать, во-вторых, потому что углов здесь просто нет. За время интервью удалось послушать игру на гармошке, окарине, виолончели и внутренностях фортепиано, исполняющих роль гуслей.

Дом-дирижабль и три гения

— Иван, когда и как возникла идея построить купольный дом?

Человек-государство и его дом-купол

— Фишка в том, что я не задумывал никакой дом… В планах был дирижабль! Однажды пришла в голову гениальная мысль о том, что, основываясь на законе Архимеда, можно смастерить воздухоплавательное судно. Узнал, что если из шара объемом 1 кубометр убрать воздух, то при нормальном атмосферном давлении возникнет подъемная сила 1,3 килограмма. Вроде бы всего-то и нужно — создать вакуум, и полетели… Подумал: вот оно, изобретение века! А оказалось, что в XVI веке над этим вопросом уже трудился какой-то французский алхимик. Он взял медную оболочку, стал выкачивать из нее воздух, а она взяла и схлопнулась. Потом об этом размышляли еще несколько гениев, но не могли справиться с основной проблемой: все материалы на растяжение работают хорошо, а на сжатие — плохо.

Последним ученым, разрабатывавшим проект по созданию летательного судна такого типа, был Циолковский. Он вынашивал идею цельнометаллического дирижабля! Но его мысль тоже шла впереди предлагаемых временем технологий строительства. Нужны были супержесткие и сверхпрочные материалы.

Поиски таковых привели меня к понятию «самонесущая оболочка». Придумал ее и воплощал в своих проектах инженер-экспериментатор Владимир Шухов. Он первым в мире применил стальные сетчатые оболочки для высотных зданий и построил знаменитую Шуховскую башню в Москве. Фишка в том, что каркас, переплетенный особым образом, избавляет от необходимости во внутренних подпорках.

Потом я познакомился с идеями Бакминстера Фуллера — американского изобретателя, который в 50-х годах прошлого века активно продвигал и строил геодезические купола — сооружения, похожие на мой дом. Оказалось, что это и есть суперпрочная оболочка. Если и появятся вакуумные дирижабли, то, думаю, они будут сделаны именно на ее основе.

Последний проект, над которым работал Фуллер, назывался «Девятые небеса». Изобретатель мечтал построить шар диаметром в милю. Он посчитал, что достаточно изменить температуру внутри такого гиганта лишь на несколько градусов, и архимедова сила позволит этой штуке взлететь, мало того — перенести внутри несколько тысяч человек. Идея фантастического летающего города!

Эх, если бы Шухов, Фуллер и Циолковский встретились, то они точно что-то подобное уже построили бы. И мы, возможно, путешествовали бы уже на огромных дирижаблях!

— И все же — когда мечты о летательных аппаратах будущего превратились в планы возвести куполообразный дом?

— Пока я фантазировал насчет вакуумных дирижаблей, разваливался родительский дом. Нужно было что-то делать: ремонтировать старый или строить новый. Я выбрал второй вариант и с учетом всего изученного предложил маме такой проект.

«Дыркинские коннекторы»

— Подобных домов тогда в Новосибирске еще не было?

Человек-государство и его дом-купол

— Уже был построен небезызвестный «шарик» у театра «Глобус». Но там использовалась немного иная технология, более дорогая. Жилых вариантов не было.

В 2011 году я приступил к проектированию. По большому счету, плотной работы было всего 3 месяца, но строил свой дом около 3 лет. Много времени ушло на поиск знаний, разработку деталей и продумывание строительных хитростей. Книг на русском языке на эту тему не было, все узнавал по крупицам.

К примеру, выяснил, что единственная компания, которая производит такие дома на деревянном каркасе, находится в Америке. Лишь там можно было заказать очень важные детали — коннекторы — узловые соединения, необходимые для сцепления между собой многоугольников, из которых состоит полусфера. Комплект стоил около 15 тысяч долларов! Таких денег у меня не было и пришлось придумывать другие виды узлов, которые могли бы подойти.

Чтобы изготовить эти элементы, вдоволь наобщался со многими сварщиками и инженерами. Меня воспринимали по-разному. Ведь никто из местных такое еще не сооружал, а тут некий Ванька без специального образования говорит: «Хочу строить!»Человек-государство и его дом-купол

Помню, пришел как-то к инженерам в архитектурную академию и познакомился с двумя молодыми специалистами. Один отговаривал: «Зачем тебе это нужно? Только силы и время зря потратишь! Построй себе нормальный квадратный дом». А второй, наоборот, поддерживал: «Замечательно! Делай! Такие дома где-то в мире стоят, отлично выдерживают восьмибалльные землетрясения, ураганный ветер». У меня вырисовывалось два варианта… И я пошел на поводу у своих желаний.

Так вот, подходящие узлы у меня все-таки появились. Сделал их третий по счету сварщик из тех, что согласились за это взяться. В итоге такие «Дыркинские коннекторы» оказались намного дешевле и проще в применении.

— Теперь и патентовать можно… Родились еще какие-то изобретения в процессе?

— Скорее, открытия. Например, я открыл для себя, что строить — очень увлекательное занятие, и относиться к нему можно не как к утомительному делу, а как к игре, непрекращающемуся перформансу. Если воспринимать процесс так, он проходит весело и приятно. Многие друзья с удовольствием в него включались.

Помню, смешно было, когда одновременно здесь крутили гайки австрийский художник Лукас Пуш — мы тогда шутили, что у меня на стройке трудится гастарбайтер из Австрии — и великий путешественник Александр Иванов.

— А случались сложности, когда хотелось все бросить?

— Был один острый момент. Я, наконец, прошел долгий путь подготовки к возведению дома, получил от сварщика коннекторы, отлил фундамент, начал собирать первый ряд, а детали каркаса просто-напросто не сошлись. Расхождение было 20 сантиметров! На два дня я погрузился в переживания по этому поводу, а потом нашел ошибку, вернулся на шаг назад, кое-что переделал и благополучно собрал каркас.

Так как это был большой эксперимент, считаю, что как таковых ошибок у меня не было. Были уроки, с помощью которых я учился и набирался опыта.

Из художника — в архитекторы

— Получается, вас уже можно смело называть архитектором?

Человек-государство и его дом-купол

— Если верить СМИ, то да.)) В процессе строительства послал несколько фотографий на конкурс-премию АРХИ WOOD, посвященную деревянной архитектуре. В пояснении к снимкам написал, что возведение этого дома — большой перформанс. По итогам моя работа вошла в десятку лучших домов по России в номинации «Частный дом». На сайте был опубликован список победителей, а напротив моей фамилии возникло слово «архитектор»!

— Читала, что у вас стали появляться заказчики, что вы активно помогаете строить купольные дома, консультируете, проводите семинары…

— После того как дом был построен, народ стал проявлять большой интерес: приходили, смотрели, советовались. Мой опыт пригождается другим людям, тем более что форма стремительно набирает популярность.

За два года поучаствовал в строительстве пяти куполообразных домов: под Новосибирском, Томском и в Алтайском крае.

В прошлом году вместе с другом и автором единственной книги о купольном строительстве на русском языке Вадиком Иевлевым провел семинар, где отвечал на накопившиеся у народа вопросы, рассказывал, что да как. На мероприятии сняли видео и выложили его Сеть, чтобы любой желающий мог виртуально поприсутствовать и получить нужные знания.

Потом я уже самостоятельно организовал еще один семинар. Ведь людям важно удостовериться, что их представления о том, как это должно быть, верны. Мне, к примеру, иногда очень не хватало человека, который сказал бы: «Все нормально!» Ведь когда что-то делаешь впервые, то возникают сомнения, на которые тратится много энергии.

Энергетика материнской утробы

— Если сравнивать ваш дом с классическим квадратным, то какие особенности у вашего жилища?

Человек-государство и его дом-купол

— В круглом особенная акустика. Весь дом заполнен звуками, и от них сложно как-то отгородиться. К примеру, если кто-то что-то сказал в противоположной стороне, кажется, что совсем рядом. Это шикарное свойство для музыки, и я этим пользуюсь. Ко мне часто приходят друзья-музыканты.

Кстати, дом не только внешне похож на большой барабан — однажды, когда праздновали новоселье, он выступил в этой роли. Тогда еще не было двери и окна, и друзья-барабанщики играли внутри так, что было слышно далеко в городе.

Заметил множество плюсов такой формы. Во-первых, высокий потолок. Классно, когда ощущаешь, что над головой 4,5 метра. К центру купола были подвешены качели. Представляете, что гости тут вытворяли? Оборвали. Хочу восстановить.

Человек-государство и его дом-купол

Во-вторых, конструкция хороша своей энергоэффективностью. При равном с квадратным домом объеме круглый нужно отапливать на треть меньше. Теплый воздух движется здесь по-особенному, поднимаясь к потолку и как бы стекая по стенкам во время охлаждения. За счет этого всегда тепло на полу, а помещение прогревается более равномерно.

В-третьих, при строительстве требуется на 30% меньше материалов.

В-четвертых, в доме особая энергетика. Ведь мы изначально все вышли из сферы — материнской утробы. Поэтому здесь гармоничное пространство. Легко думается.

— Придумался какой-то новый проект? Над чем-то работаете сейчас?

— Постоянно размышляю над наружной отделкой таких домов. Я использовал поликарбонат и гибкую черепицу. Но у каждого из этих материалов свои минусы: закрывать черепицей дорого и трудоемко, а поликарбонат недолговечен — быстро разрушается на солнце. Однако у меня появился знакомый, который экспериментирует с кровельными материалами, и некоторые идеи на этот счет уже есть… К примеру, одна из задумок в этом направлении — дом в оранжерее. Представьте полусферу из гибкого прозрачного материала, внутри которой установлен небольшой деревянный купол — жилой дом. Подобное строение уже существует и находится в Норвегии. Выглядит потрясающе!

Еще этим летом участвовал в проекте по созданию трехэтажного дома в форме матрешки. Часть деталей изготовили, пока проект заморожен, но продолжение следует.

Досье

Иван Дыркин, художник

Настоящее имя: Иван Мазуренко

День рождения: 21 июня 1976г.

Жанры: фотография, инсталляция, перформанс, хэппенинг.

Творческие проекты: участник и организатор всевозможных фестивалей и выставок регионального и всеросийского уровня, куратор фестиваля «Яблоко Мёбиуса», состоит в «Обществе нищих художников», входил в творческую группу «САТ», являлся одним из организаторов «Монстрации», провел множество личных выставок.

Известное: в 2008 году во время прочтения публичной лекции провозгласил свое тело независимым государством с необычным строем «коммунистическая монархия», а себя его монархом. После этого СМИ стали часто называть художника - «человек-государство».

Мечта: построить дирижабль.

Созвучное высказывание: «Вы никогда не измените положение вещей борьбой с наличествующей реальностью. Чтобы изменить что-то, постройте новую модель которая сделает существующую модель устаревшей» ( Р.Б.Фуллер).

текст: Марина ЧАЙКА

фото: Елена МАЙДАНОВА и личный архив Ивана ДЫРКИНА

Что еще почитать на тему «Саморазвитие»

Наталья Минникаева:

Мастер Ошо-медитаций, энергопрактик рассказала о важной цели — учить женщин быть самими собой.

Эллина Перминова:

Психолог, коуч рассказала о том, как глубокий кризис помог выйти на новый виток самосознания.

Светлана Бабкина:

Четырежды мама, почти 20 лет жена, мастер релакса рассказала о миссии родителей и важных для женщины...

Сергей Бабкин:

Пармейстер, счастливый муж и четырежды отец. Недавно он ещё раз стал родителем, только уже не ребёнк...

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно