Известный композитор и пианист пишет и исполняет музыку, которую поклонники называют «дыханием Вселенной». Чтобы она родилась, автор погружается в особое состояние — медитацию. О стезе музыканта, вдохновении изнутри и мудрости старых сказок Миша рассказал в интервью журналу Miraman.ru.
«Помни свои корни...»
— Миша, в соцсети вы писали, что каждые 10 лет перечитываете сказки Туве Янссон, Льюиса Кэрролла и Антуана де Сент-Экзюпери. Зачем?
— Со временем понимаешь, что есть вещи, которые просто не осознавал из-за недостатка опыта. А он, кстати, достается благодаря смелости совершать ошибки ради познания. Несмотря на то, что «Маленького Принца», «Мумми-троллей» и «Приключения Алисы в Стране чудес» принято считать детскими сказками, в этих книгах много жизненных метафор.
У меня есть ощущение, что авторы вложили в них какие-то очень личные откровения, которые постепенно высвобождаются из текста, соединяясь с моим опытом. Тогда книги читаются иначе.
Ведь с каждым годом мы узнаем что-то новое, меняемся. Это замечательный и непрерывный процесс.
У Андрея Тарковского в фильме «Сталкер» главный герой говорил: «Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко — оно умирает». Также и человек: как только перестает быть гибким — умирает. Сначала духовно, а потом физически.
— И наоборот: если развиваемся духовно, становимся более гибкими. Ваши работы можно назвать духовным творчеством. А как начался ваш путь в музыке?
— В пять лет родители отдали меня в музыкальную школу на класс фортепиано. Большинство детей после ее окончания карьеру в этом направлении продолжать не хотят, но я уже через месяц после выпуска понял, что без музыки не могу! Поэтому решил учиться играть на всех инструментах подряд: осваивал гитары, барабаны. Даже оперное пение изучал. Но мне не нравится наша система преподавания в музыкальных вузах, поэтому высшее образование получил в другой области — у меня диплом экономиста-международника. Композиторское мастерство осваивал самостоятельно.
— Какие инструменты и направления стали для вас любимыми?
— В последнее время нравится совмещать классические инструменты с электронными синтезаторами, драм-машинами и прочими современными устройствами. Считаю, что будущее за симбиозом электроники и акустики.
— Какой музыкальный инструмент планируете освоить?
— В этом году в планах гучжэн — китайский инструмент, похожий на большие гусли. Раньше у меня было около 50 музыкальных инструментов, но сейчас гораздо меньше — однажды я понял, что не хочу устраивать музей у себя дома. В моей квартире рабочая студия, где должно быть только то, что интересно в этот момент.
— Знаю, что у вас есть альбом, где вы использовали много народных инструментов. Как пришла идея его создать?
— Однажды, находясь за городом, задумался о том, что мне повезло родиться в России, подумал о красоте природы нашей страны, симпатичной мне ментальности и энергетике русского человека. Я говорю и о современном государстве, и о существовавшей когда-то Руси.
Я очень долго готовился к записи этого альбома, покупал и осваивал различные инструменты, искал информацию о фольклоре нашего народа. Даже не предполагал, сколько всего предстоит узнать! Огромное спасибо всем моим наставникам!
Раньше в своих композициях я уже использовал этнические инструменты других стран, к примеру, Китая или Ирана. Но наше наследие — гусли, домра, трещетка — это нечто особенное. Они напоминают мне о том, кто я и откуда.
В этом альбоме, который я назвал «Songs Of The Dead Dragons», мне захотелось сказать слушателю: «Помни свои корни!» И, думаю, мне удалось показать, что и современную музыку можно гармонично совместить с русской культурой.
— А еще пишите саундтреки к фильмам. Какая работа была для вас самой интересной/необычной?
— Последняя была летом. Делал музыку для художественного фильма про дочку боксера. Меня потрясла искренняя игра 7-летней девочки. Работу я сделал за неделю, и это, пожалуй, самый добрый и приятный проект за весь год! Сейчас фильм будет ездить по фестивалям и искать своего зрителя.
«Музыка — это природа»
— Читала в одном интервью, что музыку вы называете природой. Поясните, пожалуйста, что это для вас значит, как вы ее ощущаете?
— Все состоит из музыки. Это факт. Например, если брать законы физики, то все выглядит как волны, вся природа. А волна — это звук. Поэтому музыка — это и есть природа. И наоборот. И это вокруг нас, везде, нужно лишь заметить и услышать.
— Приходилось звуки природы «переводить» в музыкальное произведение?
— Может, пару раз. Допустим, слышал на прогулке пение птиц, а потом что-то такое писал. Но в городах другие реалии. Здесь можно услышать и приятный шум деревьев, и характерные звуки мегаполиса: гул, лязг, рычание мотора проезжающих машин...
Раньше было практически невозможно переводить их в музыку, потому что в распоряжении композитора имелись только ноты. Сейчас можно записывать любые звуки и добавлять их в композиции. Я много экспериментирую в этом ключе. Считаю, что музыка неповторима. Она бесконечно гармонична, и вместе с тем — хаос!
— Согласны, что музыка исцеляет?
— Считаю, что гениальная музыка держится на трех китах: простота, красота и аутентичность. Пришедшему на концерт человеку я хочу показать что-то новое и при этом нечто доступное. Иной взгляд на обычные вещи.
Стараюсь, чтобы все эти три пласта были в моих работах.
Еще музыка похожа на механизм. Вот катаешься ты на велосипеде и не задумываешься о том, как же там все устроено — оно просто работает. Так и музыка — просто работает. Но если ты постараешься заглянуть вглубь этого всего, то найдешь много важных вещей, на которые стоит обратить внимание. Поэтому, скорее, не исцеляет, а делает целостным, гармонизирует все процессы в человеке.
— А где такая музыка пишется лучше всего? Есть у вас такое любимое место в мире?
— Нет. Это не от места зависит. Смотрите, есть люди, которые считают, что их дом там, где квартира, вещи. А мне кажется, что человек привозит Дом в любой уголок планеты. То есть какое-то место на Земле становится чуть-чуть тобой, а ты — им. Есть даже фраза такая: твой дом там, где ты. А я ее немного переделаю: ты и есть твой дом!
«Вдохновение приходит из сердца»
— На своем сайте вы рассказывали, что перед игрой на инструменте практикуете медитацию?
— Да, так я погружаюсь в себя, в глубокое состояние, чтобы увидеть частицу своей природы. После этого начинаю играть. Ведь вдохновение приходит не извне, а изнутри, из сердца. А стезя музыканта — постоянная работа над собой. Здесь нет помощников и каждый сам себе гуру.
— Недавно известная путешественница Люся Маратканова рассказала мне о динамической медитации, которую использует в походах. Она сосредотачивается на своих шагах и все вокруг будто растворяется. Говорила, что такая практика хорошо очищает ум.
— Да, когда играю на инструменте, делаю нечто подобное. В такие моменты не существует ничего, кроме того, чем ты занят. И в этом измененном состоянии сознания приходит особенная музыка.
— Многие творческие люди говорят об ощущениях, когда в этом погружении в себя некое созидательное начало действует через них…
— Такое случается. Я считаю, что человек — это проводник, который ежесекундно пропускает через себя очень многое. Некоторым тонко чувствующим людям удается взять из этого «облака» кусочек и поработать с ним. Не уверен даже, что это вдохновение. Скорее, большая работа над собой, когда ты намеренно садишься писать музыку и рождается нечто. Аппетит приходит во время еды.
— Расскажите о ваших проектах.
— Сейчас я делаю свой рекорд-лейбл (бренд, который занимается распространением и продвижением аудио- и видеозаписей, — прим. авт.). Очень плотно работаю с музыкантами и вокалистами, помогаю талантливым ребятам создавать альбомы. Музыка получается очень разная. В сентябре появится 4 релиза, а до конца года — около 16 альбомов.
Слушатели почувствуют, что музыка — это огромная Вселенная! Чем глубже в нее погружаешься, тем большее разнообразие видишь. И при этом не важно, классическая она или электронная. Самое главное — увидеть в ней космическую красоту.
Досье
Миша Мищенко (Misha Mishenko) — один из самых талантливых и самобытных отечественных пианистов и композиторов.
Родился: 9 февраля 1989 года в Москве.
Образование. В пять лет поступил в музыкальную школу (класс фортепиано). Затем изучал композиторское мастерство.
Карьера. В 16 лет в домашней студии записал свой первый альбом — «Side Of Late Autumn». С 2006 по 2011 год выпустил около десятка сетевых релизов, играл на рояле в различных заведениях Москвы, выступал в качестве сессионщика с известными музыкантами.
В 2012 году Миша готовит к выходу в свет более 6 альбомов, в этом же году становится резидентом московского лейбла и концертного агентства FBITS | Flowers Blossom In The Space. Собирает аншлаги на таких площадках, как Московский международный Дом музыки, Московский Дом композиторов, Дворец Белосельских-Белозерских (Санкт-Петербург), принимает участие в фестивалях Scandinavian Wave (Москва) и Reeperbahn (Германия). В 2016 контракт расторгнут.
В 2013 году стал официальным эндорсером фирмы Roland, представляя клавишные инструменты компании на мастер-классах.
Активно занимается благотворительностью, участвует в музыкально-поэтических вечерах, а в теплое время года устраивает живые перформансы на улицах Москвы.
Музыка для кино. В 2010 году дебютировал с саундтреком к американскому артхаусному фильму «In A Sense», сотрудничал с известным российским кинокомпозитором Дарином Сысоевым. В 2013 году в программе Каннского фестиваля показана исландская короткометражка «Painted Dream» с музыкой Миши Мищенко. В его фильмографии и такие картины, как «Рождение куклы», «ПроПрованс», «Les’-Somnia» и другие. В 2014 году начались съемки масштабных многобюджетных драм казахского режиссера Ермека Шахмета «Workout» (США) и «Bekzat» (Казахстан) с композициями Мищенко в саундтреках.
Текст: Марина Чайка
Фото: из личного архива Миши Мищенко и группы