Журнал
поделиться

Кукольное королевство

#Архив 2014-2020 годы
Кукольное королевство

В центре Петербурга в старинном полуподвальном помещении находится одна из крупнейших в Европе галерея кукол. Здесь можно увидеть композиции 150 мастеров, а также работы хозяйки достопримечательности — художницы Варвары Скрипкиной. Предлагаем осмотреться и послушать удивительные истории о персонажах.

География: Санкт-Петербург, Россия

Кукольное королевство

Посетителей встречает трогательный ангел, прислонившийся к прозрачной части двери и наблюдающий за прохожими.

Варя, мне за тебя стыдно!

Кукольное королевство

Варвара, расскажите, когда сделали свою первую куклу и как она выглядела?

— Родила дочку и, пока сидела в декрете, от нечего делать из подручных материалов взялась мастерить для нее куколок. Мне было приятно этим заниматься, но, честно говоря, работы были никакими. Хотя друзья и родственники, видя мое творчество, дружно мурлыкали: «Какая прелесть!»

Глаза мне открыл директор художественного училища, сказав: «Варя, мне за тебя стыдно!» И это было прекрасно! Сейчас я уже сама говорю подобные фразы авторам, которые ошибочно полагают, что создают шедевры. Правда, для одних полезно, чтобы их похвалили, а для других — чтобы «макнули», как меня.

После этой реплики я осознала, что делаю ерунду, и стала работать над техникой исполнения кукол. Спустя пару лет тот же худрук кратно резюмировал: «Вот теперь мне за тебя не стыдно!» Высшая похвала!

Кукольное королевство

— Как возникла идея открыть галерею?

— Это была, скорее, не идея, а возможность. Папа долго смотрел на мои метания и скитания (ни одна галерея не принимала кукол, мастера выставлялись в музеях, квартирах или ресторанах) и в 2003 году предложил арендовать помещение. Примерно года за два до этого подарка состоялась сборная выставка кукольников. Контакты мастеров сохранились, и так как галерею только себя любимой делать неинтересно, пригласила их выставиться у меня. Образовался узкий круг из 16 художников. Так и начали.

Кукольное королевство

— Как тогда и сейчас отбирались работы, достойные попасть в экспонаты?

— Раньше, в ситуации, когда 150 метров свободной площади и меньше двух десятков авторов, мне было сложно кому-то отказывать. Но сейчас, когда наше королевство трещит по швам от количества работ, я научилась это делать, обросла чешуей объективного восприятия.

Вообще, опираюсь на свой вкус и особое чутье определять, создал ли художник то, что планировал. Можно ведь сделать тяп-ляп, но так, как ты хотел, или «убиться об стену» и, не достигнув результата, успокоиться: что получилось, то получилось. Последний вариант не считается. Еще один критерий: ни одной страхолюдной или противной куклы в галерее! Все персонажи — энергетически светлые существа.

— В вашем королевстве есть особые традиции?

— Каждый год 20 октября, в день открытия галереи, у нас проходят тематическая выставка и праздник. А в 2014-м именно с этой датой совпало прекрасное событие в моей жизни — родилась внучка!

История под юбкой

Кукольное королевствоГалерея кукол Варвары Скрипкиной находится на Большой Морской улице, в доме, который расположен на нулевом километре Северной столицы.

Откуда берутся идеи для персонажей? Что вдохновляет?

— Жизнь! Образ, как мозаика, складывается из того, что я чувствовала, видела и даже ела. Все, что происходит в жизни художника, находит свое отражение в его творчестве.

Знакомая актриса из Санкт-Петербургского академического театра комедии им. Н.П. Акимова как-то заметила, что я одна из первых начала творить по «акимовскому принципу». Мне не нравятся этакие девочки-девочки в жутких розочках и бантиках — люблю, чтобы у куклы была своя история, скрытая изюминка. К примеру, ехала как-то на пассажирском сиденье в машине и очаровалось нашим красивым ночным городом. На небе сияла полная луна, видимые рельефы ее поверхности создавали иллюзию женского лица. В тот момент родилась идея композиции «Ночь над городом». Лицо у куклы золотое, а под подолом платья можно найти город с зажженными фонарями. Такой вот юбко-театр!

Кукольное королевство

В трех комнатах живут куклы. Экспонаты стоят на полках, столах, различных предметах. Здесь нет тематических разделов и ограждений. Это похоже на заколдованный сказочный город, в котором все жители на мгновение замерли.

Были ли какие-то удивительные истории, которые случались с самими куклами?

— За 11 лет их много накопилось... Вспоминается несколько. Первая. Сделала я очень милого шутика. Когда дочка его увидела, расплакалась: «Мамочка, не продавай его, пожалуйста!» Так и стоял он у нас с пометкой «Не продается!». Однажды пришел человек и начал меня пытать: «Сколько стоит?» Пристал как банный лист! Отказы назвать цену на него совершенно не действовали. В конце концов в шутку я произнесла: «20 000 долларов!» — надеялась, что эта сумма его отпугнет. Этот товарищ посмотрел на меня круглыми глазами и сказал: «Даю 15 и сейчас!»

Дело в том, что это был не первый год работы галереи, и мы привыкли к разным понтам посетителей. Люди узнавали цену и, сказав: «Да, хорошо, сейчас схожу за деньгами в машину», — исчезали. Кто действительно хотел, приобретал сразу. Мы подумали, что это подобный случай, а когда настойчивый посетитель через полчаса пришел с нужной суммой, обомлели. И ведь ему же не скажешь, что мы пошутили, тем более что деньги принес вовремя. Пришлось продать. Ребенок расстроился.

Кукольное королевство

Остап Бендер — один из талисманов. Есть предположение, что благодаря этой кукле — персонажу, которого играл Андрей Миронов, нашлось помещение для галереи.

Вторая история связана с нашим талисманом — куклой Остап Бендер (портрет Андрея Миронова). Помещение для галереи мы искали полтора года, все сделки почему-то срывались. В тот день, когда я закончила Остапа, мне позвонил папа и назвал адрес, где можно посмотреть свободную площадь. Это оказался полуподвал с красивыми арками и сводами. Мы искали что-то в пределах 50 квадратных метров, найденное помещение, хотя и было в три раза больше по площади, сразу зацепило. Здесь и остались.

Когда шел ремонт, сосед сверху принес книжку, где мы с мужем прочли, что в этом доме находилась квартира родителей Миронова. И я задумалась: а не Андрюша ли нас сюда привел?..

Давайте и третью историю! Например, про кукол и посетителей музея…

— Есть такая! Про комментарий в одной из четырех наших толстенных книг отзывов. Однажды пришла девушка, очень долго ходила и рассматривала экспозицию. С виду обычная горожанка, ничего не настораживало. Но когда она вышла, мы прочли: «Хотела уйти из жизни, но передумала, посмотрев на ваших кукол!»

Художника учить не нужно

Кукольное королевство Теперь мы знаем, как выглядит та, которая «Упала с самосвала, тормозила головой».

— Насколько сейчас актуально кукольное искусство?

— Эта тема — моя боль. Для меня оно было жутко интересно и необычайно любимо, оставаясь первичным. Пока ты ни на кого не похож — это и есть искусство. Когда становишься вторым, третьим, то это превращается в ремесло или рукоделие, чего сейчас как раз много! Расстраивает, что работы разных авторов становятся похожими друг на друга.

Кукольное королевство

— То есть учить других делать кукол не стоит?

— Сложный вопрос. Вспоминается один парнишка из моего училища. Он был талантливым живописцем, но, когда поступил в Академию художеств, его работы стали напоминать картины известных мастеров. Преподаватели подмяли его под себя.

Кукольное королевство

Для меня радость кукольного искусства заключалась именно в том, что не было аналогов, я с удовольствием «изобретала велосипед», каждый раз делая открытия. Сейчас, к примеру, о том, как оформить те или иные детали, можно просто прочесть в журнале.

Считаю, что истинного художника учить не нужно — если он захочет, то до всего дойдет сам. Барышни, которые ходят на курсы, чаще всего в своем творчестве превращаются в клонов преподавателей. Поэтому я не обучаю. Однако моя галерея — страна бесплатных советов: если мастера чем-то интересуются, все рассказываю.

— А о чем спрашивают посетители?

— Чаще всего — из чего сделано. Но иногда вопросы обескураживают. К примеру, 40% показывают на Маленького Принца и интересуются: «А где же барашек? Ведь заявлено в названии работы». Рисунок с ящиком в руках у знаменитого персонажа, к сожалению, ни о чем им не говорит. Значит, не читали.

Кукольное королевство

Вспомнила еще одну забавную историю про посетителей. Когда мы открылись, как пример портретной куклы я сделала работу под названием «4 времени года». Изображен Владимир Владимирович. Весенний, летний, осенний и зимний. Впервые увидев экспонат, некоторые выдавали: «Ой, Путин! Не похож». Парадокс. Как тогда поняли, что это он?))

— Кстати, про схожесть. Одна из ваших кукол (ангел) очень сильно напоминает вас внешне. Автопортрет?

— Нет, никогда не делала автопортреты. Удивительно, но куклы получаются похожими либо на дочку, либо на меня. Это, наверное, на генетическом уровне. Знаете, когда я смотрю на этого ангела, то думаю: как хорошо, если я на него похожа…

Досье

Кукольное королевство

Варвара СКРИПКИНА.

Образование: в 1992 году защитила диплом на факультете графического дизайна Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова (Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха).

Жанр работ: с 1996 года — авторская кукла.

Проекты: 20 октября 2003 года открыла Галерею кукол Варвары Скрипкиной.

Высказывание: «Всегда будь приветлив с каждым! Вдруг это переодетый ангел!»

Семейное положение: замужем, дочь. В 2014 году стала счастливой бабушкой.


текст: Марина ЧАЙКА

фото: архив Варвары СКРИПКИНОЙ

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно