Талантливейший художник из Канады, творящий в собственном уникальном стиле, в эксклюзивном интервью «Мираману» рассказал о том, почему пишет руками и не пользуется мольбертом, как придумывает сюжеты для своих необычных картин, и чем ему интересна Россия.
«Природа — это энергия!»
— Вы живете в живописнейшем месте - канадской провинции Квебек. Это нетронутая человечеством природа, горы, бесконечные озера и водопады, северное сияние и река Святого Лаврентия… Природа — ваш главный источник вдохновения?
— В Квебек-сити, где я живу достаточно давно, черпаю вдохновение повсюду: от городских красок, граффити до людей и эмоций. Хотя, пожалуй, главным вдохновением остаются мои воспоминания и чувства о природе моего родного прибрежного городка Бэ-Комо, куда время от времени возвращаюсь.
Природа для меня — это не просто живописная картинка, это — энергия. Находясь среди многовековой и могущественной природы, вселенная даёт понять, что у человека на самом деле нет никакой власти. Именно она создаёт самые невероятные цвета, вольные реки и океаны, чудесные звуки и ароматные ветра, несущие потрясающий запах, как самый дорогой парфюм.
— Вся ваша жизнь связана с творчеством: вы пишете музыку и лирику, картины… на данный момент чем интереснее заниматься больше всего?
— Искусство — главная цель, мотивация и источник энергии. Я занимаюсь различными видами творчества, и каждый из них дополняет другой. Создание чудесной картины заставляет меня играть не менее очаровательную музыку, пока сохнут краски.
Красивая мелодия на пианино вдохновляет на написание лирики, а новые слова на бумаге возвращают меня обратно к живописи в мастерскую. Это всё связано в единый процесс, и всё имеет большую ценность для меня. Я не фокусируюсь на чём-то одном, а продолжаю работать со всем одновременно. Так чувствую, что расту, а моё искусство всё больше и больше приближается к тому, что хочу выразить.
«Цвета имеют собственную душу!»
— Ваши картины очень необычны. Я видела ролики в интернете, как вы их пишите. Это кажется волшебством. Расскажите, как вы открыли для себя этот стиль? Как появилась первая картина?
— Я до сих пор экспериментирую и развиваю свой собственный стиль и технику, записываю результаты и фотографирую процесс. Я долго искал, как отразить в картинах ту самую силу и запредельность, каким может быть реальный момент, когда ты наблюдаешь за природой.
Думаю, что я действительно никогда не боялся пробовать что-то новое: смешивать краски, разливать их по холсту или брать инструмент в руки. Да что угодно, ведь только через собственный опыт и ошибки мы можем учиться, познавать и открывать этот мир, полный волшебства.
— Когда краска разливается по холсту, сложно контролировать её течение? Она словно живёт своей жизнью и сама диктует вам, что рисовать дальше!
— Цвета имеют собственную душу, а я только им помогаю путешествовать по холсту! Направляю, контролирую, но в действительности всегда даю возможность выбирать, куда они будут расти. Это взаимное уважение, которое делает моё искусство возможным. Понимать свой материал, пробовать, экспериментировать, не бояться ошибок — и вы получаете результат, которого хотели достичь. Моя цель — найти баланс между каждым цветом. И если какой-то цвет нуждается в своём пространстве, я получаю лучшее из него и создаю интересные эффекты. Обожаю смотреть на то, как краски перемещаются по картине! Я хотел бы сделать хорошее видео, чтобы показать это глазами художника.
— Интересует техническая часть — какими красками вы пользуетесь, много ли их уходит на одну картину почему в основном работаете пальцами?
— Я использую акриловые краски, потому что они удобны при работе со слоями, тем более что холст располагаю не на мольберте, а на горизонтальной поверхности. В зависимости от размера полотна, в среднем беру от 4 до 5 главных цветов. Впечатляет, как много новых оттенков можно получить при смешивании. Я использую различные инструменты, нахожу интересные оттенки и создаю нужные эффекты. Традиционные кисти беру в руки лишь для мелких деталей, остальные инструменты сконструировал сам. Но самое важное приспособление, и вы можете разглядеть на видео - это дыхание и пальцы. Они помогают держать контакт со всеми элементами картины, тем более, их проще всего найти в моей мастерской (смеётся – прим.авт.).
— Вы изначально представляете себе, как будет выглядеть готовая картина или результат всегда непредсказуем?
— Я всегда знаю, что хочу вложить в новую картину, какая перспектива, энергетика, какой предмет, какие цвета и оттенки вдохновляют на данный момент. Но вы правы! Существует и непредсказуемая часть, когда происходит химия и противостояние между цветами, которые, порою, сами по себе решают конечный исход. Результатом, становится мир между непредсказуемой частью и мной. И именно этот небольшой фрагмент заставляет меня писать картины каждый день.
— Для художника-колориста цвет — важнейшая составляющая творчества. К каким цветам чаще всего тянется рука? И почему? Как можете охарактеризовать эти цвета (их характер, темперамент)?
— Я должен признать, что особенно люблю использовать оттенки синего. Этот цвет всегда удивлял меня на финальном результате. Сколько различных эмоций могут быть построены с ним — от спокойствия, умиротворённости до ярости и тьмы. Я вообще люблю наблюдать за тем, как меняется характер цвета, переходя в различные оттенки. Красный имеет очень сильный темперамент, придаёт чувство теплоты и интенсивности. Если вы посмотрите на все мои работы, то почти не увидите этого цвета, хотя именно он помогает моим картинам быть особенно хаотичными. Это забавно, но я использую красный в каждом полотне.
— Яркие краски дают эффект сюрреализма. Ваши пейзажи наполовину – земные, наполовину – как будто с другой планеты! Расскажите о любимых мотивах вашей живописи. О чём они? Что вы хотите ими рассказать зрителю?
— Наша планета — это поразительное место со всеми её пейзажами и красками, которые иногда могут быть ошибочно приняты за неземные, но на самом деле — они вполне реальны. Думаю, что люди должны уделять больше времени природе и просто наблюдать за ней, и тогда она поделится своими удивительными формами и цветами. Я хочу, чтобы люди могли путешествовать через мои картины. Хочу, чтобы они могли летать в прекрасные места, когда у них есть всего пара минут. Хочу, чтобы взглянув на мою картину в суматохе, зрители могли наслаждаться северным сиянием, сумасшедшим закатом и шумом водопада…
«Понять нас могут только русские…»
— Вы знаете несколько языков: французский, английский, испанский, португальский. Сейчас учите и русский. Легко ли он вам дается?
— Если честно, русский язык — самый сложный, из тех, что я когда-либо учил. Это очень специфичная грамматика, сильно отличающаяся от тех языков, на которых уже свободно говорю. Изучение русского, полагаю, очень интересный процесс для франкофонов, так как множество фраз и высказываний схожи с французскими, но по-разному выражаются. Думаю, что сейчас могу общаться на русском, как 5-летний ребёнок, воспроизводить звуки, которых просто нет во французском, понимать о чём речь, но самым трудным для меня остаётся чтение. Эстетически мне очень нравится, как выглядит кириллический алфавит. Жду с нетерпением поездки в Россию и верю, что через общение я выучу его ещё быстрее!
— Кстати, эта поездка состоится уже совсем скоро. Чем интересна для вас наша страна, культура? Какие города, достопримечательности вы хотели бы увидеть в России?
— Россия — страна с богатой культурой. Для начала хочу посетить Санкт-Петербург — город с великолепной архитектурой, всемирно известными музеями и галереями. Мне хочется познакомиться с андеграундным искусством российских молодых художников и музыкантов. Хочу встретить побольше творческих людей, чтобы понять и ощутить, что же делает Россию родиной стольких потрясающих художников, поэтов и композиторов.
— Есть ли уже договорённости с выставочными залами, галереями? Где можно будет увидеть ваши работы?
— Я отправил своё портфолио и запросы в различные галереи и музеи современного искусства. К сожалению, до сих пор нет официального подтверждения на выставку. Но давайте будем мыслить позитивно! Сегодня уже обсуждается возможность выставки с несколькими галереями и пространствами, которым мой проект показался интересным. Через несколько недель будет известно, в каких стенах Санкт-Петербурга этим летом состоится проект Lénième. А это не только картины, но и различные интересные события, в том числе мой новый альбом «Solutions».
— Как вы думаете, как ваше творчество воспримут в России?
— Из-за продолжительной и очень холодной зимы, здесь, в Квебеке многие считают, что только русские люди могут нас понять и часто используем выражение: «froid sibérien»- что в переводе на русский означает «сибирский мороз».
Я, правда верю, что в России поймут моё творчество. Думаю, что русский зритель видит природу также, как вижу её я, и сможет понять те особенные эмоции и энергетику, которые хочу передать через свои картины. И если вы знаете, как помочь с выставочным пространством, пишите lenieme@hotmail.com! Мои работы можно посмотреть и послушать на сайте.
Досье
Lénième, Jérémie Fougères-Landry ( Жереми Фужэр-Ландри)
28 лет
Живёт в Канаде, в провинции Квебек
художник, музыкант, полиглот
играет на более чем 20 инструментах
создал более 1000 музыкальных композиций
сотрудничал с более чем 100 артистами из различных стран мира
свободно общается на 4 языках (французский, английский, испанский, португальский).
его картины непрерывно выставляются в различных галереях, на данный момент имеет 2 постоянные выставки (Galerie Molinas, Michel et Soucy и Micro-Brasserie St-Pancrace) и несколько временных.
Беседовала: Ana Di
Фото: из личного архива Lénième