Журнал
поделиться

Музыкант Руслан Ивакин (GURUDE): «Чтобы фолк стал популярен, его нужно адаптировать под современного слушателя»

#Саморазвитие
Музыкант Руслан Ивакин (GURUDE): «Чтобы фолк стал популярен, его нужно адаптировать под современного слушателя»

3 декабря Руслан представит Россию на «Этническом Евровидении» — конкурсе world music SUNS EUROPE 2016. Накануне музыкант рассказал о том, как начиналась его карьера, почему он решил овладеть техникой горлового пения и в каких отношениях пребывает с миром духов, а также о том, участие в каких телевизионных проектах запомнилось больше всего.

«С 9 до 22 лет я искал то, что станет моей дорогой»

— Руслан, как началась ваша музыкальная карьера? Вы сразу нашли себя в этно-направлении?

— Далеко не сразу. Я родился на острове Сахалин, куда из Хакасии переехали мои родители. Всегда говорю о том, что жить на острове — особый момент гармонии с природой: ты окружен морем, Тихим океаном — рядом со стихией воды ощущаешь особую свободу. Оттуда начались мои связь и гармония со стихиями и продолжились они просторами Хакасии, куда мы с родителями переехали, когда мне было 6 лет.

Насколько помню, в детстве я всегда любил выступать — сочинял песни, приглашал друзей и устраивал для них концерты. Они обсыпали меня семенами лебеды — это было что-то вроде элемента шоу. Мне очень нравилось ощущение сцены: волнение и улыбки на лицах друзей. Я сам себе аккомпанировал на двух спичечных коробках.

Родители поддерживали меня и давали свободу выбора, за что я им очень благодарен.

Я жил в степной деревне, где не было музыкальной школы, поэтому на занятия приходилось ездить за 16 километров в районный центр.

Причем транспортного сообщения с нашей деревней особого не было, только раз в день туда и обратно ходил автобус. Иногда из-за этого приходилось пропускать школу, чтобы успеть на занятия вокалом. Иногда ходил пешком.

Позже в нашу деревню приехала молодая учительница Татьяна Першина. Как в кино! Она хотела что-то изменить, но в школе была своя, консервативная система и занятия искусством, музыкой, танцами не особо принимались. Она была единственным человеком, который действительно чувствовал, что необходимо творческим детям. Годы, пока учительница у нас преподавала, были действительно лучшими в моей школьной жизни. Позже ей пришлось уехать. Это был очень грустный период для меня и всего музыкального коллектива. Но я продолжил занятия в музыкальной школе районного центра. Начал ездить на конкурсы, на одном из которых за победу мне вручили путевку в детский лагерь «Океан». Там со мной продуктивно занимались педагоги по вокалу и танцам. Я почувствовал, что шагнул на новую ступень развития.

После окончания школы я поступил в университет, учился на экономическом факультете и на филологическом — на переводчика с немецкого языка. Параллельно занимался вокальным искусством с преподавателем Татьяной Масловой. Ездил на фестивали и конкурсы с патриотическими песнями. Соединить все это было, конечно, непросто.

Затем поступил на службу в филармонию. Там на одном из концертов познакомился с этническим композитором Татьяной Шалгиновой. Именно она открыла для меня первую страницу огромного тома этнической музыки. Я понял, что это действительно мой жанр. Постепенно у меня стал появляться репертуар: сначала кавер-версии известных песен, народные в авторском исполнении, а затем и свои собственные. Получается, с 9 до 22 лет я искал свою большую дорогу.

— У вас очень необычный репертуар. Например, исполняете песни на древнем тюркском языке, хакасском. Как они приходят?

— У меня есть совершенно аутентичная музыка, народные песни в авторской обработке, собственные — в стиле world music, этно-рок. Приходят они совершенно случайно, хотя случайностей, наверное, не бывает. Какие-то народные песни мне присылают мои друзья в соцсетях, если они западают мне в душу, начинаю работать над ними. Работаю с разными композиторами. Но в основном сейчас записываю свои песни. Я сам пишу музыку и стихи на русском языке, а затем мне переводят их, например, на английский или хакасский языки.

Мне часто пишут о том, что исполняю не «чистый» аутентичный фолк, а использую электронную музыку, фьюжн. Но я считаю, что это совершенно нормально: время движется вперед, не все новое поколение слушает аутентичный фолк. Чтобы новое поколение начали с аутентичной музыкой знакомиться, нужно немного адаптировать — «упаковать» музыку в ту форму, которая понятна слушателю.

Время диктует формы, стили, основа одна, но формы подачи разные. Познакомившись с народной песней в электронной обработке, молодёжь начинает слушать и оригинал. И он им тоже нравится! Такой путь я считаю правильным.

«Эта музыка стирает искусственные, надуманные границы»

— Вы владеете техникой горлового пения. Расскажите, как и у кого научились ему. И почему решили использовать в своих песнях.

— Меня никто не учил. Однажды, еще будучи артистом филармонии, я побывал в Монголии. Меня поразила их культура, поразило горловое пение. Я слышал его и раньше в Хакасии, но именно в Монголии осознание его мощи и сути пришло в полном объеме.

Я вернулся домой и на репетициях с Татьяной Шалгиновой стал развивать этот прием. Кстати, есть мнение, звук, который человек издает во время горлового пения, негативно влияет на связки. Это не так. С помощью горлового пения очень хорошо проводить распевки.

— А как в ваших песнях зазвучала хакасская флейта — хобырах?

— Однажды мы поехали на фестиваль в Шушенское, где собрались музыканты со всего мира. И я случайно услышал, как у кого-то играл диск с композицией, в которой звучал интересный духовой инструмент. Эта музыка меня заворожила. Позже, уже дома, я нашел в интернете информацию, оказалось, что это Наванг Кхечог — тибетский музыкант, который играет на древней флейте. У нас в Хакассии есть ее аналог — хобырах, и я освоил этот инструмент.

Когда совмещаешь горловое пение и игру на хобырахе, получается тройной звук, вводящий в определенное трансовое, расслабляющее состояние. Эти две звуковые волны, совпадая, творят на сцене чудеса.

Несколько дней назад был на гастролях в Ташкенте. Зрителям очень понравилась этническая музыка России. Эта музыка разносится на сотни километров, несет только светлое.

Конечно, в ней есть мистика, шаманизм, который выделает три мира: верхний — мир богов, срединный — в нем живем мы, нижний — мир подземных духов. Но это не значит, что подземные духи плохие. У хакасов считается, что человек имеет три души. Когда он тяжело заболевает, то может потерять одну из них — наивную душу. Шаман с помощью духов отыскивает ее и возвращает человеку. Все это очень интересно.

— Получается, что и вы — своего рода музыкальный шаман!

— В какой-то мере, все музыканты шаманы (смеется — прим.авт.). Скоро выйдет песня «Круг духов». Ее текст — древнее шаманское заклинание, поклонение огню. В ней я соединил две эпохи, две культуры, два языка — пою на английском и древнем хакасском. Эта песня очень мистическая. Я понимаю, что если слушать ее много раз, то можно кого-то побеспокоить. Но такого не произойдет, потому что исполняю только две части из трех. В оригинальном тексте есть продолжение, где вызывают духа огня. То есть, все сделано в границах дозволенного, не нарушая покоя духов. Если бы мне нельзя было исполнять это, я бы получил знак, нас всех всегда окружают знаки.

— Чувствуется, что вы очень любите Хакассию, делитесь ее культурой. Ощущаете поддержку родной земли в своем творчестве?

— Конечно, чувствую поддержку родной земли, приезжая туда, я заряжаюсь. Но мне комфортно и в Москве.

Я уверен, что энергия циркулирует по кругу, вокруг планеты, мы можем подумать о ней и она придет. Всю эту энергию я несу через свои песни.

Многие люди приходят в мою жизнь с благодарностью за это. Хочу и дальше радовать своих слушателей, понимаю, что могу работать еще больше, чем сейчас, давать больше концертов.

«Важно, когда после телевизионного формата проект продолжает существовать»

— Вы участвовали во многих проектах: в шоу «Голос», «Артист», «Живой Звук», «Новая Звезда»… С каким из них связаны самые теплые воспоминания, яркие впечатления, переживания?

— Очень понравился проект «Живой Звук» с ведущим Юрием Стояновым. На проекте я познакомился со многими интересными творческими людьми. Одним из них стал музыкант, певец Батырхан Шукенов, он с детства был для меня кумиром, и эта встреча стала для меня знаковой. Мы подружились, стали сотрудничать, он подарил мне свою песню.
Еще запомнился проект «Новая звезда» на канале «Звезда». На этом проекте нам дали возможность выбирать музыкальный материал самим, а это очень важно, ведь песня может не подходить совершенно. Здесь была свобода выбора.

Хорошо, что после этих проектов продюсеры поддерживают связь с участниками, мы выступаем на благотворительных концертах. Очень важно, что после телевизионного формата проект продолжает существовать.

— В начале декабря вы представите Россию в финале европейского конкурса world music — SUNS EUROPE 2016. Сложно было на национальном отборе?

— Этот конкурс называют «Этническое Евровидение», он проходит в Италии и считается среди музыкантов очень престижным. В этом году 10 стран прошли в финал.

На право представлять России на конкурсе претендовали 15 коллективов. Интересно, что на отборе, учитывая многонациональность народов, разрешали петь на разных языках. Я буду исполнять песню на тюркском.

— Какие ожидания от конкурса?

— Часто слышу фразы: «Важна не победа, а участие!» Это все, конечно, здорово, но хочется, чтобы наша страна победила. Я и мои музыканты будем этому способствовать. Мне рассказывали, что на этом конкурсе очень теплая атмосфера. Помимо своей песни, для гостей из разных стран исполним 30-минутную программу на своем родном языке. Думаю, это будет очень интересно.

Конкурс SUNS EUROPE 2016 состоится 3 декабря. Посмотреть прямую трансляцию и поддержать Руслана можно на сайте sunseurope.com

Досье:
Руслан Ивакин(GURUDE), певец, поэт, композитор.
29 лет.
ГУРУДЭ (GURUDE) — фамилия предков Руслана, и теперь его этнический псевдоним. Гу́ру (достойный, непоколебимый, мастер) и ДЭ (добродетель, благодать, достоинство, доблесть).
Жанр музыки — worldmusic, ethno, classical crossover voсal.
В 2015 году GURUDE представил дебютный альбом под одноименным названием «GURUDE».
Участник телепроектов «Голос» (2013,1 канал, 2 сезон), «Живой звук»(2013, канал Россия), «Артист» (2014, канал Россия), «Новая Звезда» (2015).
Дважды лауреат премии Президента Р.Ф (2010 г. — 2011 г., г. Москва).;
Лауреат премии Генерального Секретаря международной организации ТЮРКСОЙ (2013 г., г. Анкара).
В настоящее время Руслан сотрудничает с президентским симфоническим оркестром Турции, оркестром И. Бутмана, «Союзом композиторов России», хором им. А. В. Александрова, оркестром ТЕРЕМА, международными организациями ТЮРКСОЙ и ЮНЕСКО, ООН.

Автор: Наталья Тюменцева.
Фото: из личного архива Руслана Ивакина 

Что еще почитать на тему «Саморазвитие»

Наталья Минникаева:

Мастер Ошо-медитаций, энергопрактик рассказала о важной цели — учить женщин быть самими собой.

Эллина Перминова:

Психолог, коуч рассказала о том, как глубокий кризис помог выйти на новый виток самосознания.

Светлана Бабкина:

Четырежды мама, почти 20 лет жена, мастер релакса рассказала о миссии родителей и важных для женщины...

Сергей Бабкин:

Пармейстер, счастливый муж и четырежды отец. Недавно он ещё раз стал родителем, только уже не ребёнк...

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно