Коллеги называют её стиль безбашенным. Дети, глядя на яркие, нетривиальные рисунки, пищат от восторга, родители принимают их с настороженностью, а потом сами оторваться не могут. Как удалось найти свою неповторимую технику рисования? Почему нарисовать Гагарина оказалась сложнее, чем Петра I? Об этом и не только читайте в нашем интервью.
«Самой ценной будет моя собственная книга»
— Завуч художественной школы была уверена, что это совсем не мое. Но с удовольствием зачислила меня в платную группу со словами «побалуется, потом сравнит себя с другими учениками, все поймет и сама откажется от занятий». Из этой группы меня, правда, довольно быстро перевели на основной курс. Не могу сказать, что для меня это был какой-то процесс противоборства. Я о многих подобных вещах узнала уже значительно позднее!
— Как началась ваша работа для издательств? Какая проиллюстрированная вами книга была первой?
— Несколько лет я работала графическим дизайнером в разных компаниях и на дому. Но это казалось мне скучным и унылым. Начала потихоньку рисовать картинки в стол. Затем стала выкладывать их на разных сайтах. Рисовала для нескольких журналов — это было очень интересно, так как приходилось параллельно разбираться в разных экономических теориях и пытаться это как-то изобразить. Нарисовала одну книгу в подарок для моего хорошего друга. Точнее, это был подарок для его друга. И процесс пошел. Первым издательством, по-моему, был Клевер. Я сделала для них новую версию «Тараканища». Наверное, ее и можно назвать моей первой серьезной книгой.
— Чувствовали огромную ответственность, когда рисовали её? Ведь иллюстраций к этой сказке было уже очень много, и удивить читателя сложно.
— Удивить читателя — не было моей целью в тот момент. Хотелось сделать что-то оригинальное, свое, не копировать и не заимствовать у классиков иллюстрации. Уж не знаю, насколько это удалось. Ответственность, конечно, ощущается! Но в каком-то смысле с такими книгами проще работать. У тебя перед глазами столько примеров того, как люди прошли этот путь. Есть что анализировать и с чем работать.
Корней Чуковский. «Тараканище». Издательство «Клевер».
— ЖЗЛ для детей — очень интересная серия издательства Феникс-Премьер. Вы там рисовали Ломоносова, Петра I, Пушкина, Гагарина… Кто из персонажей дался сложнее всего, какую из книг серии понравилось делать больше всего?
— Из персонажей? Сложно сказать. Наверное, это был Гагарин. У него очень ясное и правильное лицо, а такое тяжело выразительно нарисовать в стилизованном виде, чтобы личность сразу читалась. Портретист из меня, прямо скажем, не очень!
Все книги было интересно делать. Но больше всего, наверное, Петра I. Во-первых, для работы с такими книгами всегда необходимо изучить гору разного материала, начиная от одежды того периода, заканчивая историческими фактами (например, как царевна Софья укрывалась за троном и подсказывала юным царям Петру и Ивану, что им отвечать). Во-вторых, для этой книги мне захотелось использовать мотивы лубочной графики — казалось, это передаст нужное настроение и ощущение времени). Это тоже был крайне любопытный опыт.
— Расскажите, какая книжная работа для вас самая ценная на сегодняшний день?
— Ох. Все их люблю и не люблю по-своему. Я довольно критично отношусь к своим работам, и в каждой вижу, что можно было бы сделать иначе и лучше. Поэтому сложно сказать, какая самая ценная. Все и ни одна пока что! Думаю, самой ценной будет моя собственная книга.
— Уже начали её делать?
— Делаю её медленно-премедленно. Она и есть самое интересное для меня сейчас. Совершенно новый опыт. Очень сложный, но и, надеюсь, многое мне даст. Жаль только, что в сутках не 234 часа.
— А о чём она будет?
— Если вкратце — это книжка для детей про двух друзей-инопланетян, которые прилетают на землю в консервной банке. Остальное пока рассказать не могу (загадочно улыбается — прим.авт.)
«В иллюстрации главное — искренность и энергетика»
— Еще вы рисуете настольные игры, фоны для анимационного образовательного сериала «Котики, вперед!», обложки для журналов, а что доставляет больше всего удовольствия?
— Сейчас я занимаюсь в основном проектом «Котики, вперед!». Мы уже закончили рисовать картинки для серий, но в процессе издание книг и игр. Ждите на прилавках вашего города! (смеётся — прим.авт.) С журналами уже год не работаю совсем. И рисую несколько проектов для издательств в свободное время.
— Как считаете, что самое важное в рисунке для детей и рисунке для взрослых?
— Искренность, энергетика. Рисуя для детей, создаешь множество миров и пространств для фантазии. А во взрослой графике можно играть со смыслами.
— Ваш коллега Александр Голубев в недавнем нашем интервью сказал, что фанатеет от безбашенного стиля Насти Мошиной. А кто из современных иллюстраторов и почему импонирует вам?-)
— Их очень много. Если говорить о русских иллюстраторах, то… С Сашей у нас взаимные чувства, ага! Особенно после того, как он стал использовать мои кисти (смеётся — прим.авт.). Шучу! Очень люблю Наташу Гаврилову и безумно — Ольгу Демидову. Думаю, что они лучшие детские иллюстраторы на данный момент. Они войдут в историю! А еще очень люблю иранских художников. Они используют очень оригинальные техники для своих книг.
— Кстати, а как вы нашли свой «безбашенный» стиль? Или как он нашёл вас?
— Специально я его не искала. Он сложился независимо от моего желания и ожиданий. Мне кажется, стиль иллюстратора — это, в первую очередь, отражение его личности.
— Какую книгу хотели бы проиллюстрировать?
— Свою! А еще серию Волкова об Изумрудном городе. С детства очень люблю эти книги.
— Есть ли мысли попробовать себя в качестве художника-живописца? Случается ли брать в руки кисти-краски?
— Я много лет занималась живописью. Сейчас, к сожалению, не получается. Вот уйду на пенсию, сниму себе мастерскую, буду ваять глиняную посуду и краской возюкать по огромным холстам.
— Расскажите, над чем трудитесь сейчас.
— Делаю английскую версию книг для Котиков. Рисую игры для них же. Доделываю игру. Почти дорисовала 3-ю часть «Бабаки» Анны Никольской и так далее и так далее…
Досье
Настя Мошина, 30 лет. 29 из них прожила в Санкт-Петербурге. На данный момент обитаю на Кипре. Работаю ведущим художником на проекте «Котики, вперед!» в анимационной студии Toonbox.
Мои книги: серия ЖЗЛ для издательства Феникс (Пушкин, Гагарин, Ломоносов, Петр I), Тараканище (издательство Клевер), Про Бабаку Косточкину (1,2 и 3 части. Издательство Клевер), книжки-малышки: Зима, Весна, Лето, Осень (Издательство Никея) и другие.
Текст: Наталья Тюменцева
Иллюстрации: Настя Мошина.