Фотограф-натуралист рассказал о том, почему решил снимать природу, для чего издаёт книгу о природе Новосибирской области, зачем искал встречи с медведем.
«Люди больше знают об африканских животных, чем о тех, что живут в Сибири»
— Олег, ваши работы как бальзам на душу. Смотришь фото и будто переносишься совсем в другой мир, где есть только красота, гармония, спокойствие. Что привело вас в этот жанр?
— Заниматься природной тематикой я начал примерно 10 лет назад. До этого много лет работал в рекламе и в какой-то момент понял, что это перестало приносить мне удовольствие. А для меня очень важно получать удовольствие от того, чем я занимаюсь.
Нужны были кардинальные перемены, и начать я решил со смены вида за окном — уехал в Италию. Работал, думал о том, чем хотел бы заниматься, и, конечно, общался с местными жителями. В беседах я понял, что итальянцы ничего не знают о Сибири. Мне захотелось организовать фотовыставку, чтобы рассказать о своём доме — о Новосибирске, о регионе в целом.
Я приехал в Новосибирск, стал подбирать материал. И если фото города у меня были, то снимков природы не оказалось совсем. Решил восполнить этот пробел, взял фотоаппарат и поехал в лес.
Первые полчаса просто ходил, прислушивался к звукам, ощущал ароматы, наблюдал, как живёт природа… В какой-то момент прямо передо мной пробежала куница, забралась на дерево и посмотрела на меня. Я тоже посмотрел на неё. Но едва успел сделать несколько кадров, как на куницу налетела сова, началась борьба, которая длилась несколько секунд, потом они обе внезапно куда-то исчезли.
В этот момент я испытал смесь страха и восторга и понял: хочу, чтобы работа приносила именно такие эмоции. Постепенно стал уходить в природную тематику, работа с рекламой отпала сама собой. А фото с той куницей, кстати, заняло призовое место на конкурсе Русского географического общества.
— Как прошла та выставка в Италии, которая помогла найти новое направление в вашем деле?
— Отлично прошла. После неё были и другие. Итальянцы с интересом рассматривали нашу природу, животных, интересовались тем, как живут в Сибири.
— Думаю, и мы сами, жители Сибири, многого не знаем о родной природе.
— Современные дети и взрослые больше знают об африканских животных, чем о тех, что живут в Сибири. Например, не всем известно, что в Чановском районе Новосибирской области гнездятся пеликаны. Этих птиц привлекают острова, которые хорошо просматриваются и к которым не могут подобраться дикие животные.
Я делаю много проектов в разных регионах и странах, а вот в родные места меня никогда не приглашали. Мне стало обидно, и в прошлом году я решил выпустить книгу о Новосибирской области, чтобы с её страниц рассказать о нашей природе и животных, которые здесь живут. Сейчас собираю материал. В планах издать её в конце этого года и приурочить к этому событию фотовыставку в Краеведческом музее.
«Мне нравится «договариваться» с животными о съёмке»
— Чему вас научила работа с природой?
— Принимать мир таким, какой он есть. Например, ты отправляешься в экспедицию с желанием снять снежного барса, а вместо него встречаешь стадо аргали — и благодарен природе за это! И из состояния этой благодарности рождаются посты в социальных сетях, книги про Новосибирскую область, календари…
— Кстати, в этом году вы дополнили ваши традиционные тематические календари звуками. Как родилась такая идея?
— Уже несколько лет подряд из работ, которые копятся за год, я делаю календари. В прошлом году много времени провёл в уссурийской тайге в Приморье, именно ей и посвящён календарь. По заказу студии документального кино о природе LESFILM мы снимали фильм о гималайском медведе. При этом очень плотно работали с биоакустиком Владимиром Архиповым. Он отвечал за техническую сторону фильма: снимал, как журчит вода, как колышутся на ветру листочки… Владимир записал очень классные звуки студийного качества, и мы решили добавить их в календарь — для этого нужно перейти по QR-коду, размещённому на странице. В итоге у нас получился отдельный жанр, когда человек не только видит, но и слышит и благодаря этому может прочувствовать момент более полно.
— Наверное, максимально прочувствовали момент вы, когда встретились с хозяином тайги. Насколько я знаю, в дикой природе вы встречали медведя не раз. Расскажите, как это было.
— Когда я только начал работать в природной тематике, понимал, что рано или поздно мне придётся встретиться с медведем. Это было очень страшно и очень интересно.
Первая встреча с медведем произошла на Чукотке. На берег выбросило серого кита, на этот пир сбежалось не меньше 20 бурых медведей. Я стоял вдалеке, наблюдал, в какой-то момент один из них наелся и направился в мою сторону, а знакомиться с сытым медведем намного приятнее, чем с голодным. Я встал на траекторию его пути и ждал. Примерно на расстоянии 30 метров медведь остановился. В эту секунду решалось, что будет дальше, и он сделал шаг вперёд! Это был очень плохой знак. Но оказалось, что он не совсем понял, что перед ним человек — медведи подслеповаты, поэтому подошёл поближе, чтобы почувствовать запах. Мы встретились взглядом. Думаю, в этот момент каждый получил определённые эмоции. После этого он убежал.
Гималайские медведи меньше бурых и выглядят более милыми. Одного из них, работая над фильмом, я застал спящим на берёзе. Медведь забрался высоко на дерево, а я находился на пригорке, поэтому мы оказались на одном уровне. Примерно час я снимал его. Потом ветер изменился, медведь учуял меня и убежал.
Нормальная реакция дикого животного на человека — убежать. Но в каждом виде есть любопытный представитель: 10 убегут, а один останется. Он сократит дистанцию, изучит тебя, убедится, что ты не опасен, позволит сделать фото.
В момент таких встреч просыпается азарт, когда ты подходишь к животному и «договариваешься» о съёмке.
— Наверное, «договариваться» о съёмке с пищухой намного приятнее, чем с медведем…
— Многих животных снимать не опасно. Но, конечно, к встрече с любыми дикими животными нужно готовиться: узнать повадки, ознакомиться с материалами учёных, которые изучают этот вид. И, основываясь на этой информации, понять, где находится та черта, которую не нужно переступать.
Я не люблю прятаться, мне больше нравится, когда животное видит, что я нахожусь рядом, понимает, что не представляю опасности, и начинает вести себя естественно.
К тому же природа — это не только животные. Например, сейчас я улетаю работать над фильмом, посвящённым древним лесам. Вместе с командой студии LESFILM отправимся в нетронутые леса — в Лапландский и Печоро-Илычский заповедники. Сейчас наберу материал из зимнего леса, а весной и летом полечу туда снова, чтобы заснять, как лес оживает.
— Вы снимаете в разных регионах России, в разных странах. Есть место на карте, куда хотелось бы переехать жить?
— Я еду на съёмки, чтобы увидеть природу, понять её и показать другим. Но цели уехать куда-то из Сибири никогда не было. К тому же в феврале мы с женой приобрели участок в «Мира Деревне», теперь много дум о том, какой дом построить.
— В «Мира Деревне» вам точно понравится: здесь можно встретить зайцев, лис, бобров и даже лосей!
— Я очень надеюсь, что, когда мы с семьёй переедем в посёлок, появится много фото животных из здешних мест. Возможно, со временем даже сделаем тематическую фотовыставку.
Досье
Олег Кугаев, профессиональный фотограф и видеооператор.
Победитель и финалист множества престижных фотоконкурсов, среди которых Best of Russia — «Лучшие фотографии России — 2016», «National Geographic Россия» (2016–2021), Sony World Photography Awards 2019 (номинация «Пейзаж»).
Участник популярного видеоблога «Всё как у зверей».
Работал на съёмках в России, Индии, Австралии, Италии.
Ещё больше фото — в аккаунте Олега Кугаева