Актер театра «Красный факел» рассказал порталу «Мираман» о том, почему решил связать свою жизнь со сценой, кому доверяет на все 100% и как чистит голову изнутри.
«Решил поступать в театральный. Отец сказал: «Ну и дурак»
— Павел, вы родились в актерской семье. Это предопределило вашу судьбу?
— Я рос в театре: пока родители репетировали, режиссер — Олег Алексеевич Афанасьев — качал меня на руках. Но я никогда не хотел быть артистом. Играл в футбол и хоккей, занимался фехтованием и легкой атлетикой. А в какой-то момент понял, что устал от этого. И почему-то потянуло в театральную студию.
Начал заниматься. И у меня сразу все стало получаться. Мне дико понравилось это чувство волнения на сцене. Решил поступать в театральный. Мама пыталась меня переубедить: говорила, что это тяжкий труд, нищая и неблагодарная профессия. Отец просто сказал: «Ну и дурак». Но никто мне не препятствовал. Я приехал в Новосибирск, поступил к педагогу Наталье Анатольевне Никульковой, которая в свое время учила моих родителей, и как-то все закрутилось.
— Свою дебютную роль на профессиональной сцене помните?
— В театре под руководством Сергея Афанасьева есть замечательный спектакль — «Зеленая зона». Я в нем сыграл одного из сыновей — Володьку. Помню, что страшно волновался — дико тряслись руки и ноги. И слава Богу, что это чувство меня не оставляет — перед премьерой, когда начинаешь что-то новое, всегда есть волнение. Это значит, что внутри живо, и ты вышел на сцену не для того, чтобы три штампа показать.
— Читала несколько интервью с вашим отцом — Геннадием Павловичем Поляковым — и в каждом из них он говорит, что любит жить в любви. А что для вас является главной составляющей жизни?
— Это сложный вопрос. Может, я еще слишком молод, чтобы познать смысл жизни, но мне кажется, что он заключается в самой жизни. В том, чтобы чувствовать, видеть, понимать, проживать каждое мгновенье. Для профессии актера это очень важно, это самое главное в создании персонажа.
На первом курсе института есть такой раздел — «Наблюдение». Студент должен понаблюдать за каким-то человеком, а затем через походку, пластику рассказать о нем — о его характере, образе жизни. Фантазия не всегда может подсказать тебе правильные вещи, она может увести в другую сторону. А благодаря наблюдению, если ты точно попал, человек сидит в зале и думает: «О, да я ведь точно такого же видел». В то же время артисту нужно привносить в персонаж что-то личное, должны быть какие-то болевые точки, которые соприкасаются с персонажем. От этого образ становится объемным.
— Раз уж мы заговорили о персонажах — может, расскажете о своей роли в спектакле «Три сестры», премьера которого состоится уже через несколько недель? Чего ожидать зрителю?
— Могу сказать, чего точно не ждать — не будет никакого скандала и разврата, который этой постановке приписывают разные люди. Будет пьеса Антона Павловича. Чеховские персонажи перенесены в современность, но от этого не изменилась ни структура текста, ни поведение героев. Спектакль поставлен с уважением к автору.
— А ведь для вас это уже не первое соприкосновение с пьесой Чехова. Когда-то вы играли в «Трех сестрах» в театре под руководством Сергея Афанасьева…
— Да, там играл Тузенбаха, а теперь вырос до подполковника Вершинина. Конечно, мне интересно посмотреть на один и тот же материал с разных сторон. Прошло время — я уже не тот человек, которым был тогда. Да и Чехов — автор неисчерпаемый.
— Не волнительно, что до премьеры в Новосибирске сыграть «Трех сестер» предстоит в Екатеринбурге, на XIII Всероссийском фестивале «Реальный театр»?
— Конечно, хотелось бы представить премьеру дома, где и стены помогают, а нам предстоит сыграть ее сразу на взыскательного фестивального зрителя. Волнение придет ближе к поездке, но, думаю, мы справимся. Команда у нас замечательная — и режиссер, и артисты, и костюмеры, и монтировщики, и специалисты по свету и звуку… Мы давно привязались друг к другу, все — любимые люди. Думаю, вместе мы сдюжим!
«Нормально отношусь к людям, которые говорят, что Поляков плохой артист»
— Почитала отклики, которые пишут о спектаклях с вашим участием. Равнодушных не встретила: вас или неистово любят, или ненавидят…
— И это нормально. Например, нет ни одного спектакля Тимофея Кулябина, о котором бы сказали: «Ну, это как-то серо». Есть четкое разделение: одни говорят, что он делает хорошие постановки, другие — что нужно призвать его к ответу, распять на кресте на площади Ленина, выгнать из профессии. Но мне кажется, уж лучше так, чем нейтральное отношение.
Я не сто долларов, чтобы всем нравиться. Я делаю свое дело так, как его чувствую и понимаю. Если человеку не нравится, значит он чувствует иначе, чем я. Поэтому нормально отношусь к людям, которые говорят, что Поляков — плохой артист. Просто в их понимании хороший артист — это кто-то другой.
Спектакль "KILL". Фото: Виктор Дмитриев.
— То есть к критике относитесь нормально?
— К критике — да, но когда в интернете кто-то начинает брызгать слюной, рассказывая, какой отвратительный спектакль, театр и артист Поляков — я не понимаю. Пытаюсь ставить себя на место этого человека. Но неужели, если мне что-то не понравилось, я буду тратить время на то, чтобы сидеть в интернете и кому-то что-то доказывать? Я просто больше не пойду в этот театр или на этот спектакль.
Одно время я читал, что в интернете пишут о постановках с моим участием. Был даже идиотский период, когда отвечал, пытался что-то доказать. Потом понял, что это глупо. Мне, как артисту, это ничего не дает. От того, что кто-то будет крыть матом режиссера и актеров, спектакль ничего не приобретет.
Однажды отец сказал мне: «Не стоит доверять никому, кроме режиссера. Советчиков вокруг много, и если ты пойдешь за этой критикой, то можешь сильно завязнуть». Я привык доверять режиссеру. И если он делает замечание, я прислушиваюсь и исправляю.
— Есть люди, которые вам — артисту — всегда говорят правду?
— Да, это мои родители. Они стараются приезжать и смотреть все, что я играю. У нас выстроились профессиональные отношения, поэтому мама и папа всегда говорят мне то, что думают. Я им доверяю.
— А сам вы самокритичный человек?
— Очень. Самокритичность — хорошая черта, сомнения и копания в себе позволяют человеку двигаться вперед. Но нельзя переходить черту. У моего деда есть уникальная формула на всю жизнь, он говорит: «Все хорошо в меру». Я стараюсь держать баланс. Хотя удается это не всегда.
«Месяц отпуска — это шанс почистить голову изнутри»
— В СМИ вас частенько называют секс-символом, приписывают амплуа героя-любовника… Как вам с этим живется?
— Я этого не понимаю. Мне кажется, вешать ярлыки — это так наивно и глупо. Ну какой я, к чертовой матери, секс-символ?! Ничего кроме иронии и юмора у меня это не вызывает. Это какой-то провинциальный комплекс: мол, в Москве есть секс-символы, и у нас тоже!
Я очень люблю Новосибирск. Это город, в котором хочу жить и работать. И одним из определяющих это факторов является то, что с Москвой и Санкт-Петербургом нас разделяют тысячи километров. Меня греет эта дистанция.
В последнее время я все чаще встречаю людей, которые не стараются показать, что мы не хуже Москвы. И я их обожаю. Я смотрю на Новосибирск десять лет назад и сейчас — разница огромная. Мы идем своим путем, у нас своя культура. А попытки сделать все, как в Москве, раздражают.
У меня все время спрашивают: «Почему не уезжаешь в Москву»? Я говорю, что нельзя зарекаться. Мало ли как сложится судьба: может, захочу или буду вынужден переехать. Но на данном этапе мне нравится то, что происходит здесь и сейчас. И уезжать я никуда не хочу.
— Вы играете в театре «Красный факел», постановках Театральной компании «Гамма», стеб-арт-студии «ХА!МЫ!»… Как на все хватает времени и сил?
— Никогда об этом не думал. Мне нравится не стоять на месте, а пытаться открывать что-то новое в себе, в партнерах. Я участвую в проектах, потому что они мне интересны. Потому что интересны люди, с которыми я работаю. К концу сезона силы, конечно, заканчиваются. Понимаешь, что месяца отпуска не хватает, хочется отдохнуть еще… С другой стороны, я привык к этому ритму и уже не представляю себя без него. Я всегда нахожусь в процессе. Пока меня это не раздражает, хватает сил, настроения. Если перестанет хватать, буду от чего-то отказываться.
— Как предпочитает проводить этот месяц отдыха?
— Лет пять-шесть назад понял, что я абсолютно водное существо. И для меня раз в году оказаться у моря — необходимость. Оно заряжает на целый год. Не важно, какая страна, главное — менять обстановку. Пока отсюда не уедешь, дела не отпустят — будет то одно, то другое… А когда вырываешься, получаешь возможность взглянуть на все иначе.
Это как с биноклем: когда его переворачиваешь, все становится маленьким—маленьким, смотришь на все со стороны и начинаешь относиться по-другому. Можно сказать, что месяц отпуска — это шанс почистить голову изнутри.
— Все знают, что вы любите читать. Что прочитали недавно?
— Роман Александра Терехова «Каменный мост». Тяжелый язык у автора, через него продираться нужно, но книга очень хорошая, серьезная. Параллельно с ней читал «Метро 2035» Дмитрия Глуховского.
Сейчас взялся за «Волхва» Фаулза. На отдыхе разговаривал с другом, и он вспомнил об этой книге. Говорили о ней, говорили, и я понял, что хочу ее перечитать. Дочитаю, и, думаю, в ближайшее время ни на что серьезное времени не будет.
«Довлатов — это большое открытие в себе чего-то нового»
Спектакль "Довлатов. Анекдоты". Фото: Фрол Подлесный
— Расскажите о самом удивительном, что произошло в вашей жизни в последнее время?
— Спектакль «Довлатов. Анекдоты». На первом этапе, когда я, Женя Лемешонок и Митя Егоров писали инсценировку, мы боялись, что нас неверно воспримут. Что появятся поклонники Довлатова, которые начнут кричать, что мы опорочили память Сергея Донатовича, что он так не писал… Но самое удивительное, что мы вдруг попали! Наверное, самым главным комплиментом стало то, что после спектакля люди писали: «Это настоящий Довлатов». Не персонаж, потому что я ни в коем случае не играю Сергея Донатовича, а атмосфера, дух.
Даже дочь Сергея Довлатова, когда мы отправили ей часть инсценировки, написала, что вторую часть можно не присылать. Что все замечательно, и «папе бы понравилось».
Надеюсь, что у этого спектакля будет долгая театральная судьба. Потому что для меня эта постановка — очень важный этап в жизни. В актерской, в человеческой. Когда долго соприкасаешься с автором, а в моем случае — буквально живешь с ним полгода, начинаешь понимать какие-то важные вещи — и про него, и про себя, и про профессию, и вообще про что угодно. Потому что проза Довлатова, с одной стороны, раздолбайское, комичное, а с другой, — глубокое и очень точное понимание жизни. Я удивился, насколько много между нами точек соприкосновения. Довлатов — это большое открытие в себе чего-то нового, другого.
— Кстати, об открытиях: насколько ваши представления о профессии совпали с тем, что есть на самом деле?
— Еще с детства я побывал по ту стороны сцены, поэтому никаких тайн мне не открылось — я прекрасно знал о жизни артистов, о закулисных делах. Не было никаких иллюзий. На елках я всегда знал, что Дед Мороз — это мой папа, и немного свысока смотрел на детей, которые верили, что это Дед Мороз.
— Не верили в Деда Мороза?! А сейчас во что верите?
— Да много во что. В человека, в искусство, в доброту, в любовь, в то, что мы не одни во Вселенной…
Спектакль "Довлатов. Анекдоты". Фото: Фрол Подлесный.
Досье
Павел Геннадьевич Поляков.
Окончил Новосибирское государственное театральное училище.
С 2002 по 2009 год служил в Новосибирском городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева.
С 2009 года — актер театра «Красный факел».
Работы в сегодняшнем репертуаре театра «Красный факел»:
Ричард Нэш «Продавец дождя» / Старбак
Михаил Лермонтов «Маскарад» / Князь Звездич
«Без слов» / Мужчина 3
Вадим Бочанов «Сильвестр» / Граф
Григорий Горин «Поминальная молитва» / Менахем
Генрик Ибсен «Гедда Габлер» / Эйлерт Левборг
По роману Александра Пушкина «Евгений Онегин» «Онегин» / Онегин
По мотивам пьесы Ф. Шиллера «Коварство и любовь» «KILL» / Президент фон Вальтер
Брайен Фрил (по мотивам романа И. С. Тургенева «Отцы и дети») «Отцы и сыновья» / Пётр
Джованни Боккаччо «Декамерон» / Джьянелло, Тингуччо, Чаппалетто
Сергей Довлатов «Довлатов. Анекдоты» / Долматов
Гунилла Боэтиус «Женщина, которая вышла замуж за индюка» / Роберт
Антон Чехов «Три сестры» / Вершинин Александр Игнатьевич
Работы в сегодняшнем репертуаре театральной компании «Гамма»:
Валерий Семеновский «Lovelas» (по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди») / Некто
Александр Вампилов «Двадцать минут с ангелом» / Анчугин
Анджей Сарамонович «Тестостерон» / Титус
Энтони Шеффер «Игра» / Эндрю Уайк.
Вопросы задавала Татьяна Бушмакина.