Журнал
поделиться

Саша Ивойлова: «Художник — это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

#Архив 2014-2020 годы
Саша Ивойлова: «Художник — это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Художник, иллюстратор десятков детских книг, сегодня живёт в тихой деревне под Москвой. Саша рассказала «Мираману», почему решила покинуть мегаполис, о чём мечтает написать книги, для чего ей метод «белой собачки» и как она советует родителям общаться со своими детьми.

«Хочу нарисовать так, чтобы сказали: «Ах, такого ещё не было!»

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!» Саша, первая выставка ваших рисунков состоялась ещё когда вы учились в школе. Получается, уже с детства выбрали для себя путь художника?

— К этой профессии я пришла совершенно случайно. В школе, конечно, рисовала. Потом у меня была попытка поступить в институт прикладного искусства. Но тогда я жила во Львове, было советское время, и поступить было нереально: квоты и всё такое… Так что, была неудачная попытка, и я рассталась с этой мыслью. Уехала поступать в Москву, училась в физико-техническом институте, потом в Литературном институте им. Горького и в Московской международной школе дизайна. Долгие годы работала в чужом бизнесе: в менеджменте, дизайне, PR.

Потом получилась очень смешная история. Когда у меня появилась старшая дочка, я начала писать крохотные детские смешные стихи и сказки. И в интернет «вылезла» скорее как автор детских текстов, к которым иногда рисовала иллюстрации. Потом все так хитро заплелось, что меня стали просить рисовать для чужих книг.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Ваш стиль — это уже узнаваемый и любимый бренд. Открываешь, например, книгу Игоря Шевчука «На краю детства», и сразу понятно – рисовала Саша Ивойлова! Сразу ли нашли его для себя, или себя в нём?

— Конечно, нет. Я постоянно экспериментирую. На самом деле, если вы имеете в виду иллюстрации, которые выбрал для своей книги Игорь - это лишь один из множества стилей. Он довольно навороченный, и очень хорошо подходит к философским детским стихам. А вообще, я рисую совершенно по-разному. Всё зависит от текста книги, поэтому, постоянно придумываю что-то новое. Недавно как раз за это меня похвалил один издатель, чем я страшно горжусь.

Вы проиллюстрировали три десятка книг. А есть среди них любимые?

— Я очень люблю первую проиллюстрированную мной книжку поэта Игоря Лагерева «Шёл по городу хомяк». Собственно, он и сделал меня иллюстратором. Я страшно боялась, а он уговорил! В итоге рискнула, и получилась такая добрая, хорошая книга. С тех пор много всего было сделано. Каждую из них люблю по-разному. Бывает, что и не нравится какая-то. Но без этого никуда дальше не сдвинешься!

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!» Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!» «Большая маленькая девочка» целая серия книг, которую вы нарисовали и продолжаете рисовать. Как придумалась главная героиня – она же совсем не простая девочка, высокая, с виду неказистая…

— Проект огромный. И так получилось, что меня на него уговорили. Серия хорошая и очень интересная. Единственное, о чем жалею — я не смогла посмотреть на всю серию сразу. Когда прочитала первый текст, думала, что это будет гораздо более сказочная история, чем оказалось потом. И начала рисовать в соответствующем направлении. Постепенно стиль уполз в более адекватную текстам сторону. Но первая книжка в итоге несколько отличается от остальных.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Конечно, целую серию книг иллюстрировать очень сложно. Немного давит и тот факт, что я должна рисовать так, как рисовала два года назад. А я уже давно ушла от этого. Тяжело, устала. Но в то же время, это очередное преодоление себя. Сейчас я заканчиваю одиннадцатую книгу, остаётся ещё одна! Думаю, буду скучать, я уже так срослась с этой Девочкой..

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!» Обычно иллюстрируют готовые стихи и сказки. А у вас есть совершенно обратный опыт: ваши рисунки «иллюстрировали» писатель Анна Никольская и поэт Игорь Шевчук. Понравилось вам так работать?

— Да, мне это нравится. По правде говоря, я сама думала это сделать. Но потом мне неожиданно написала с таким предложением Аня. Сначала я расстроилась: «Ну вот, у меня была такая хорошая идея, а человек ее перепридумал за меня!». А потом подумала: «Ну а что, одна голова хорошо, а две лучше!» Так даже интереснее, не буду вариться в своем сознании, другой человек напишет что-то другое. Несмотря на то, что мне Анин стиль близок и понятен, я бы написала совсем иначе. Однако то, что получилось, было для меня неожиданно и интересно. Мне понравилось!

  Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»Сегодня у нас уже две книжки — «В яблочко» и «На краю детства». Обе получились здорово. Во всяком случае, это своеобразный феномен, когда писатель и поэт писали под готовые иллюстрации. Может, если бы я сама рисовала и писала, книги «проскочили» бы для читателя незаметно. А здесь такой союз поэта, писателя и художника дал, мне кажется, очень интересный результат.

Есть книги, которые мечтаете проиллюстрировать?

— Мне бы очень хотелось порисовать какие-то фантастические вещи типа Гофмана. Но с другой стороны, есть много художников, которые рисуют гораздо лучше меня.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

А я просто хорошо придумываю. Хочется сделать что-то такое, чтобы все сказали: «Ах, такого еще не было!». Конечно, не с точки зрения изобразительного искусства, а по содержанию. Мне, кажется, просто повезло – у меня, действительно, очень буйная фантазия. Это всегда помогало и в текстах, и в рисовании. Просто срисовывать натуру мне никогда не было интересно. Восхищаюсь художниками, которые делают это, и делают совершенно гениально. Но мне интереснее думать и рисовать результат своих обдумываний. Художник - это же голова на ножках, он должен мысли свои рисовать!

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

«В городе человек — часть общества, на природе — часть мира!»

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!» Вы пишете прекрасные стихи и сказки и не только для детей, но и для «взрослых детей»! Хотелось бы увидеть их в изданном, книжном, виде и непременно с вашими иллюстрациями. Можно ли ждать?)

— Я совсем перестала этим заниматься. Иногда и сейчас что-то «выходит», но уже без моего специального участия. Раньше я мечтала издать книжку, а сейчас смотрю на эти стишки… Они милые, но ради них прошибать какие-то стены мне уже лень. Если и писать, то что-то новое, более интересное для меня. А рисовать - это просто стало работой. Она интересная, любимая, часто злит меня до безумия. Когда смотришь на чужие тексты, что-то может не нравиться, от чего-то устаешь. Но чем больше злости, тем больше усилий, преодоления себя, и тем интереснее и лучше получается в итоге.

Сейчас у меня есть огромная толстая мечта. Я задумала серии книг, которые будут написаны и проиллюстрированы самостоятельно. Хочу написать на важную для детей и вообще людей тему - про уход из города и приход к природе. У меня есть, что об этом сказать. Очень жду, когда обстоятельства позволят приступить к этой работе.Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Это будут стихи, сказки?

— Скорее истории. Представляю их себе реалистичными, но с налетом сказочности. Это будет этакий детский взгляд на мир.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»Стихи — нет. Мне кажется, что это не нужно. Стихи — способ делать удивительным то, о чем уже много раз говорили. А у меня есть темы, о которых говорят мало. Даже если попытаться вспомнить, кто в классической литературе писал о природе, зверюшках, птичках, по пальцам можно пересчитать: Пришвин, Бианки… Но я не собираюсь писать именно о природе. Скорее, о людях, которые выросли в городе и вдруг попадают в непривычную среду, когда гигантская природа во всех своих проявлениях вдруг оказывается со всех сторон. Человек учится у неё огромному количеству всего важного, это такая лавина информации! Мне кажется, современным детям было бы очень невредно обо всём этом узнать.

 Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Вы и сами перебрались из Москвы за город!

— Да, старшие дети остались в Москве, а мы с мужем переехали чуть подальше от города. Не настолько далеко, как хотелось бы, но хоть так. Здесь со всех сторон лес, у нас свой сад-огород. Я совершенно неожиданно «врылась» в землю, выращиваю огромное количество всего. Мы поменяли всю свою жизнь, увлеклись спортом, здоровым питанием… Жизнь изменилась полностью.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Смогли бы вернуться в город?

— Не могу себе этого представить. Здесь я чувствую себя совершенно другим человеком. В городе человек осознает себя частью общества, а здесь — частью мира, где в общество кроме людей входят насекомые, деревья, птицы… Здесь мир очень расширяется.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

«Научилась у Конашевича рисовать «маленькую собачку»

У вас есть любимые иллюстраторы?

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!» Их множество. Например, Владимир Конашевич, которого я очень уважаю за то, что он сделал, и за его гениальное изобретение - маленькую беленькую собачку, не имеющую отношения к сюжету книги. Он пририсовывал её то тут, то там, и принимающий работу издатель говорил: «Что это ты такое нарисовал?! Убери!». Владимир Михайлович стирал собачку. А всё остальное оставалось без изменений.

Этот метод я с успехом применила в работе с Игорем Шевчуком. Он взял кучу картинок, нарисованных в разное время, в разных техниках, в разном настроении. И чтобы всё это гармонично вписать в одну книгу, мне пришлось очень постараться, дорисовать много чего нового. И поняв, что показывая каждую иллюстрацию в отдельности, на меня сыпется ворох замечаний и советов, я решила, что так не выживу. Просто тихо ушла в себя, сделала все по-своему, сознательно оставив ляпы, которые Игорь тут же замечал и бурно критиковал. Но этим дело и ограничилось. В итоге удалось сделать почти всю книжку так, как мне хотелось!

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»Я могла бы назвать много имен замечательных иллюстраторов, на которых ориентируюсь. Их огромное количество. Но боюсь кого-то забыть. А о классиках говорить, какой смысл? Про них уже тысячу раз сказали!

— Помимо иллюстраций вы ещё и живописью занимаетесь. Работа с холстом дарит какие-то особые ощущения?

— А как же! Там можно и руками и всем собой (смеётся - прим.авт.). Это совершенно другое дело! И потом — размах! Я обычно пишу очень большие картины. Кстати, от размера и восприятие зависит. Одна и та же картина, сделанная в маленьком, среднем и большом размерах производит совершенно разное впечатление. Когда собираюсь что-то делать, заранее знаю, каким оно будет. Если огромное — беру гигантскую оргалитину. Если среднее — холст. Есть вещи, которые будут смотреться только на бумажке, и даже её размер диктует свою технику. Выбор материала зависит от того, что хочу сказать, чем и как.

 Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Картины я стараюсь писать о том, что совсем-совсем моё, о том, про что я думаю в данный момент. Конечно, из-за работы над иллюстрациями у меня мало возможности рисовать. Но на две недавние большие персональные выставки, которые проходили одновременно, хватило!

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»"Сказка лезет"

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»Расскажите о своей любимой картине. Или, может, есть картина с какой-то необычной историей.

— Серьезно я начала рисовать в 2004 году. Всё, что успела сделать: 30 книг, выставки, — за последние 11 лет.

Очень хорошо помню первые картины. Корявые ужасно! Но самое приятное, что младшая дочка развесила их в своей комнате! Не скажу, что у меня есть любимые картины — любимые все! Но есть знаковые, поворотные.

Они важны для меня настроением, воспоминаниями, тем, что когда я их рисовала, понимала, в каком направлении хочу двигаться дальше. Есть картинка «Вот она какая» - там маленькая корявая девочка стоит под радугой, и как будто смотрит в неё как в дверной проем снизу вверх. Есть картина «Рождение цветка». На ней сидит девочка, у неё в ладони светится цветок, а вокруг куча зверей на это дело смотрят. «Сказка лезет» - картина, где изображено почти реалистичное небо. Но в нём, как в декорации, вырезана дверь, а из неё торчит жираф и прочие существа. Такая аллегория о том, что стоит только отвернуться, как всякие выдумки тут же проникают в реальный мир.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

"Рождение цветка"

«К детям нужно относиться с преувеличенным вниманием!»

- На сегодняшний момент кем вы считаете себя в большей степени: иллюстратором, художником, писателем?.. Что доставляет наибольшее удовольствие?

- Не знаю, как отделить одно от другого. А ещё веду в местном ДК кружок «Очумелые ручки». Учу местных детишек делать всё из всего. Так как это деревня, дети приходят разные, и я не могу сортировать их ни по возрасту, ни по способностям. Кто пришел, с тем и работаю. Это очень сложно и страшно интересно! В машине у меня лежат тиски, дрели, пилы, при этом там же - нитки, иголки… На следующем занятии буду учить их печь пироги в микроволновке. Потому что на прошлом мы лепили из солёного теста. И они по аналогии делали из него бублики. Я говорю: «Ребята, считайте, что это глина. Просто у нас нет печки, чтобы её обжечь! Лепите скульптуры!». Сидят, лепят скульптуры. Только отвернусь - опять бублики! Решила научить их печь нормальный пирог, чтобы почувствовали разницу.

А основная работа – это иллюстрирование. Я должна долго-долго сидеть на стуле и рисовать.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Проводя столько времени с детьми, рисуя для них, сочиняя, наверняка скопился опыт, которым хотелось бы поделиться и с родителями. Что можете посоветовать им, чтобы вырастить творческую интересную личность?

— Все личности так или иначе творческие. Вопрос только в том, где они себя проявят. Родителям нужно быть внимательными к своим детям. Смотришь – накормленный, чистый, ухоженный ребёнок, но абсолютно одинокий. Уделяйте им больше внимания, говорите о многом. О том, почему жук хромает на четвертую правую ножку, например. Для них это важно. Нельзя говорить ребёнку: «Мне некогда, отстань». Он должен чувствовать себя не менее нужным, чем даже самые уважаемые взрослые люди. Он такой же уважаемый человек! У меня даже есть словечко такое для того, чем я занимаюсь – «детский шовинизм». К ребёнку, к его личности, должно быть даже преувеличенное внимание. Конечно, они не взрослые, многого не умеют, не знают. Но это не значит, что они хуже что-то понимают и меньше чувствуют. Даже больше!

Поэтому, каким мы его сделаем с самого начала, таким человеком он и будет. Отмахиваться от детей ни в коем случае нельзя.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Досье:

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»Александра Валерьевна Ивойлова (р. 1968) — современный художник-иллюстратор и автор произведений для детей.

Родилась во Львове. Училась в Московском физико-техническом институте, в Литературном институте им. Горького и в Московской международной школе дизайна. Начала заниматься книжной иллюстрацией с 1989 года. Ивойлова проиллюстрировала такие детские книги как «Шёл по городу хомяк» Игоря Лагерева, «Знаменитый утёнок Тим» Энид Блайтон, «Большая маленькая девочка» Марии Бершадской, «Похитители карандашей» Веры Цаплиной и множество других. Художница принимает участие в коллективных и устраивает персональные выставки.

Также Александра сочиняет сказки и прозу, пишет для взрослых и для детей. Ее произведения опубликованы в детских журналах «Трамвай», «Веселые картинки», «Кукумбер» и других.

Саша Ивойлова: «Художник - это голова на ножках. Он должен мысли свои рисовать!»

Автор: Наталья ТЮМЕНЦЕВА

Что еще почитать на тему «Архив 2014-2020 годы»

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно