Уже не первый сезон на сцене театра «Красный факел» в спектакле «Поминальная молитва» играет артист театра и кино из Санкт-Петербурга Семён Фурман. Чем его привлек Новосибирск? На какие вопросы не готов отвечать и почему засыпает на спектаклях? Читайте в нашем материале.
«Все может быть низкопробным или высокохудожественным»
- Семён Александрович, с новосибирским театром «Красный факел» вы сотрудничаете уже несколько лет. Чем так зацепил наш город?
- Зацепил не Новосибирск, зацепил Кулябин, «Красный факел», драматургия, спектакль, труппа.
- И, видимо, настолько, что в КаФе «Красного факела» даже появилась программа «Ретро с Фурманом»…
- Это была идея Константина Телегина. Он устраивает там вечера, и мне предложил.
- Такие программы с вашим участием есть только здесь?
- Да, только в Новосибирске.
Музыкальная программа "Ретро с Фурманом". Фото: Фрол Подлесный.
- Как вам наш город?
- А что он чем-то выдающийся в плане архитектуры? Или культуры? Не знаю… Вот театр – да, здесь я нашел интересную работу.
- Неужели даже не прогулялись по Новосибирску?
- Гулял, видел ваш оперный. Слышал, что у вас в зоопарке есть лигр: наполовину лев, наполовину тигр. Вопреки природе смешали два вида, смотреть на издевательство над природой не хочется.
- Планируете и дальше работать с «Красным факелом»?
- Я могу планировать только свой день – решать, что сделаю сначала: позавтракаю или помоюсь. Больше от меня ничего не зависит. Все, что я могу – брать трубку, когда звонит телефон. Потому что можно не ответить и пропустить работу. Другому позвонят.
А от меня что зависит: будет ли спектакль в следующем сезоне? Это решает директор театра, не я. Сам я себя никуда пригласить не могу.
- Есть роли, которые хотелось бы сыграть?
- Может у кого-то такое бывает, у меня – нет. Как можно хотеть конкретную роль, если она зависит от спектакля? Хочется сыграть в хорошем спектакле, а какую именно роль – значения не имеет.
- А для какой публики – важно? Есть мнение, что самый продвинутый зритель - в Москве и Санкт-Петербурге. Все остальное – провинция, которая ничего не понимает в искусстве… География имеет значение?
- Образование имеет значение, воспитание. И в этом плане между городами, наверное, есть отличия. Но публика не должна никак влиять на работу актера. На сцене важно делать то, что считаешь нужным, без всякой оглядки на зрителей.
В Новосибирске хорошая публика, замечательная. Не думаю, что в Москве или Петербурге лучше. К тому же, там на спектакли приходят в основном приезжие, поэтому, возможно, что в московских театрах не так уж много москвичей.
- Где еще мы вас можем увидеть?
- Мне очень нравится ответ Раневской на этот вопрос: «В гробу»! В гробу можно увидеть, если он будет открытым.
- Хотелось бы в театре…
- В Новосибирске можно. В Петербурге есть пара антреприз, но это ужасно! Я могу об этом упомянуть, но даже названия не скажу. Все же актеру нужен настоящий театр. В антрепризе редко получается что-то значительное. Там все делается на потребу публике. На антрепризу не ходят, чтобы смотреть серьезные спектакли, поэтому там ставят только комедии и играют только известные актеры. Иначе никто не пойдет.
- Не любите комедии?
- Все может быть низкопробным или высокохудожественным. Жанр не имеет значения. Может и комедия быть дешевкой, и трагедия – полным говном. Все зависит от людей, которые это делают. От режиссера, в первую очередь. И еще многих других составляющих.
«Я пессимист и думаю, что дальше все будет хуже и хуже»
- Во многих интервью вы говорите о том, что журналисты всегда задают одни и те же вопросы. Вот и я не была оригинальной – спросила и про город, и про роли… А вы сами бы у себя что спросили?
- Такого вопроса мне никто не задавал. Не знаю, что бы спросил. Но точно знаю, что не на каждый вопрос отвечу. Дело в том, что я ужасный трус и стараюсь не отвечать на вопросы, которые могут быть чреваты какими-то последствиями. А любая откровенность всегда наказуема. Если ты не идешь в ногу со всеми, если не говоришь то же, что и все – безнаказанным это не остается.
- Тогда задам еще один вопрос из разряда надоевших: чем любите заниматься в свободное время? Отдых – это для вас что?
- Не знаю я, что такое отдых, я мало работаю. А вообще, для отдыха надо куда-то уехать. Я море очень люблю. Люблю книжку почитать. Но для этого надо, чтобы ничего не отвлекало. А в голове все время крутятся мысли о том, что надо что-то сделать, что что-то произошло. Я ужасно боюсь звонков – телефонных или в дверь, боюсь писем. Все время боюсь, что мне сообщат о чем-то плохом. Раньше в почтовый ящик приходили приятные письма, а сейчас только из налоговой инспекции. Ничего хорошего не жду. Я пессимист и думаю, что дальше все будет хуже и хуже.
- Как-то уж очень пессимистично…
- Найдите другого, который будет говорить, что все замечательно. Таких полно. Но если все будут одинаковыми, совсем скучно будет. Хотя все к этому идет. Белые вороны долго не живут, их заклевывают вороны черного цвета.
- И все же – про книги. Правда, что у вас целая коллекция изданий для детей?
- Когда книги были дефицитом, я их покупал. Особенно нравились детские, 50-ых годов. Но это было давно. Последнее мое увлечение – открытки, тоже 50-х годов, на которых изображено то время: пионеры, быт. Года полтора активно собирал их, сейчас покупаю, если попадаются.
- В театр ходите в качестве зрителя?
- Пытаюсь, но не могу смотреть – засыпаю. Причем это не зависит от того, хороший спектакль или плохой. Просто засыпаю и все. Иногда хочется что-то посмотреть, но в зале тепло, темно, тихо, а если еще и удобные сидения – засыпаю сразу.
- А если неудобные и в зале шумно?
- Тогда заснуть труднее. Происходящее на сцене меня как-то мало волнует.
- А что волнует?
- Происходящее в жизни.
Досье
Сёмен Александрович Фурман, актер театра и кино.
• Родился 9 января 1951 года в Ленинграде.
• В 1973 году окончил режиссерско-балетмейстерский факультет отделение театральной режиссуры Ленинградского института культуры.
• Два года работал в Ашхабадском театре юного зрителя.
• В 1975 году вернулся в Ленинград, работал помощником режиссера на киностудии «Ленфильм».
• В 1978-1988 годах был актером Ленконцерта, писал эстрадные монологи.
• В 1980 году окончил Творческую мастерскую эстрадного искусства.
• С 1989- го года служил в санкт-петербургском Театре драмы и комедии на Литейном.
• С 1986 года снялся более чем в ста фильмах.
Призы и награды:
• Фестиваль «Актерские звезды России». Главный приз фестиваля (за роль Гарпагона в спектакле «Скупой). Воронеж, 1991 год.
• Театральный фестиваль «Французская пьеса на петербургской сцене». Приз за лучшую мужскую роль (роль Гарпагона в спектакле «Скупой»). Санкт-Петербург, 1995 год.
• VIII международный театральный фестиваль «Балтийский дом». Приз за лучшую мужскую роль (за роль Дэвиса в спектакле «Сторож»). Санкт-Петербург, 1998 год.
• Дипломант театральной премии «Золотой софит». Номинация: «Лучшая мужская роль». Санкт-Петербург, 1998 год.
• Дипломант театральной премии «Золотая маска». Номинация: «Лучшая мужская роль». Москва, 1998 год.
• Художественная премия «Петрополь». Лауреат премии («За артистизм и оригинальность творческого почерка в театре и литературе»). Санкт-Петербург, 2007 год.
• Приз международного кинофестиваля «Фестиваль фестивалей» («За талант и народное признание». Санкт-Петербург, 2012 год.
• Царскосельская художественная премия («За создание образа Тевье-молочника в спектакле «Поминальная молитва» театра «Красный факел»). Санкт-Петербург, 2014 год.
Ближайшие музыкальные программы и спектакли с участием Семёна Фурмана смотрите на сайте театра "Красный факел".
текст: Татьяна БУШМАКИНА
заглавное фото: Фрол Подлесный.