Журнал
поделиться

Создатель театра «Мир Лиц» Максим Дорофеев: «Есть особая медитация — „НАДО“»

#Саморазвитие
Создатель театра «Мир Лиц» Максим Дорофеев: «Есть особая медитация — „НАДО“»

Клоун, мим, создатель театра «Мир Лиц» и выпускник легендарного театра «Лицедеи» рассказал интернет-журналу Miraman.ru о том, почему вызвать искреннюю улыбку зрителя сложнее, чем таскать бревна, что помогает открыть пятое дыхание и как с помощью медитации можно узнать и принять себя.

«Мои драматические роли смешили педагогов»

— Максим, почему вы выбрали эти жанры — клоунаду, лицедейство?

— Когда я жил в Казани, поступил в театральное училище на курс потрясающих педагогов Юноны Каревой и Вадима Кешнера. Выбрал курс драмы. Но как ни старался играть драматические роли, все время выходило смешно. Я делал над собой страшное усилие, становился серьезным, как говорят актеры, «накачивал» себя органикой. Но все вокруг, включая педагогов, хохотали. Преподаватели не хотели меня отчислять и в один голос твердили, что я талантливый, но исковый, то есть мне нужно найти что-то свое.

Однажды Юнона Ильинична намекнула: «Обрати внимание на театр „Лицедеи“ в Петербурге». И, представляете, по окончании первого курса звезды сошлись так, что я туда попал. Поехал в Питер, чтобы поступить в один из театральных вузов, и везде провалился. Но как раз в этот год театр «Лицедеи» набирал школу-студию. Я пошел туда и все получилось.

Пришел в «Лицедеи» абсолютно «деревянным». А там пластика, пантомима, перформанс. Ведь клоун обязан уметь все! Он — сборник всех жанров искусства… Понял, что не прогадал.

То, что трудно — это мое, и одной драмы мне будет мало.

— Как же родился ваш клоун-мим театр «Мир Лиц»? Прочла, что он входит в пятерку лучших театров клоунады России.

— Идея пойти по собственному пути пришла благодаря моим замечательным педагогам из театра «Лицедеи»: Анвару Либабову, Виктору Соловьеву, Леониду Лейкину, Александру Скворцову, Роберту Городецкому, Валерию Кефту, Феликсу Агаджаняну, Анне Орловой, Павла Мансурова, Сергея Ражука. Это знаменитая плеяда лицедеев, которая воспитывала юных актеров, чтобы мы могли продолжить это нелегкое дело…

С мечтой о своем театре я приехал в Москву. Здесь меня ждали друзья, которые учились по видеозаписям «Лицедеев» и жаждали заниматься этим жанром. Когда мы вместе начали выступать, то поняли, что в Москве абсолютно никому не нужны. Это был первый серьезный урок: когда ты уходишь из большого коллектива, то звать тебя никак. Первое время ты ничего собой не представляешь для публики.

Наш путь начался очень тяжко. Первой в нас поверила телеведущая Регина Дубовицкая. Она пригласила нас в программу «Аншлаг», открыв тем самым дорогу на эстраду. Именно тогда «Мир Лиц» прозвучал впервые. Дальше — самое сложное для артиста: нужно было убедить зрителя в своей нужности и интересности. В том, что ты сумеешь рассказать, показать и дать такое, что не сможет никто другой. Мы справились. Публика нас приняла. После этого стали ездить по фестивалям, гастролям и концертам.

— Здорово, что выдержали моменты, когда опускались руки и хотелось все бросить. Наверняка же такие были…

— Да, иногда посещали мысли, что нужно идти работать в другую сферу. Мы даже отвлекались на дополнительные подработки, чтобы как-то продержаться на плаву, к примеру, занимались видеомонтажом. Но где-то внутри я все равно держал этот хрустальный стаканчик с чистой водой, старался не расплескать ее и верил в свою мечту. Не во имя чего-то, а вопреки всему. Это, кстати, теперь девиз «Мира Лиц»: «Вопреки всему!»

«Излечиваем людей от клоунофобии»

— На сайте написано, что дарите 100% счастья. Звучит классно! А что это значит?

— Это правда. Но лучше один раз почувствовать, чем сто раз услышать. Смотрите, самое ценное — это искренняя улыбка. Она не рождается просто так, а возникает где-то внутри. А еще круче, когда человек улыбается глазами. Мы умеем это чувствовать! Получается, что в эти мгновения он счастлив, а мы, действительно, дарим счастье.

Даже по тысячам отзывам зрителей можно сделать такие выводы. После встречи с нами люди иначе воспринимают жизнь, идут, подняв голову, вырастают духом, хотят чего-то достичь.

А еще мы излечиваем людей от клоунофобии! Уже со счета сбились на сороковом человеке, который к нам подходил и рассказывал об этом. Эти люди безумно нервничали, когда делились своим открытием, но их истории очень похожи. С детства они боялись или ненавидели клоунов. Когда пришли на наш спектакль, то сначала замерли от страха, а потом увидели, что все мы добрые, свои, родные. Счастливы, что можем помочь. Ведь клоун — это безобидное существо, которое не причинит зла. Хотя есть начинающие и неопытные артисты, которые думают, что пендель — это смешно.

Основная же фишка нашего театра — любовь, добро и свет. У нас нет темы одиночества, как, к примеру, у Вячеслава Полунина. Мы говорим о счастье! С коллективом как-то разбирали скрытый смысл этого слова. В нем ярко звучит слово «часть». Счастье — быть частью этого мира, то есть присутствовать в настоящем моменте. Или быть частью какого-то дела, которое интересно и вдохновляет, принимать уЧАСТие в нем.

— Как пишите сценарии своих постановок? У вас мозговой штурм с актерами или творите в тишине и одиночестве?

— Самая сложная форма постановок — номера. Любой артист об этом скажет. Хорошие ставятся только ногами на площадке, их невозможно написать. Можно накидать в двух словах идею, а потом прийти с ней к актерам, чтобы всем вместе в движении проработать каждую деталь. Это и есть творческий процесс.

Сценарии пишу только сам. Уезжаю в любимую деревеньку под Тверью, только там рождается основная канва. А дальше идет кропотливая работа, когда план обрастает деталями.

Если возникают какие-то сомнения, обращаюсь к команде и мы разыгрываем несколько эпизодов, которые могут натолкнуть на мысль, идею.

Для вдохновения мне нужна природа, отрешенность, отсутствие суеты вокруг. В тихом месте, общаясь с самим собой, я начинаю создавать энергетическое поле, которое будет соединяться с космосом — нас этому учили педагоги-наставники.

Если что-то не получается, использую известную игру: делю лист бумаги на три столбца. В первом пишу — чего хочу, во втором — чего боюсь, в третье — план действий.

Приведу пример. Когда человек говорит: «Я хочу выпить кофе, но боюсь, что не смогу этого сделать», — возникает ошибочное умозаключение, если, конечно, речь не идет о человеке с ограниченными возможностями. «Боюсь, что не получится вкусно его приготовить», — более удачный пример. Тогда в третьем столбце выстраиваешь план действий: хочешь — узнаешь способ — готовишь. Все страхи уходят сами собой.

— Знаю, что пробовали себя и в кино. Это не принесло вам счастья? Почему перестали сниматься?

— Я туда нос засунул. Снялся в нескольких картинах и больше особо не хочу. Жду перемен, когда придут люди, которые перестанут копировать ерунду, а будут вкладываться в свои фильмы без остатка. В Голливуде, например, я бы с удовольствием поработал, там есть очень достойные мастера.

В России возьмусь сниматься, если будет хороший режиссер, добротный сценарий и характерная роль. Мне неинтересно просто в костюме на экране себя видеть. Такое я наблюдаю сплошь и, думаю, что это большая прореха в российском кино — все одинаковые. Есть, конечно, исключения. К примеру, фильм «Царь» Павла Лунгина, где Петр Мамонов сыграл Ивана Грозного. Там я вижу сложную актерскую работу. Также мне импонирует Владимир Машков, потому что он не красуется, а играет персонажей из жизни, неузнаваемо меняясь из роли в роль.

«Юмор открывает третье, четвертое, пятое дыхание…»

— Знаю, что вы медитируете. Чем для вас ценна практика?

— Однажды я провел эксперимент над собой. Обратился к самому себе с вопросом: «Кто я?» И периодически в разных жизненных ситуациях делаю это упражнение. Ведь чтобы куда-то идти, для начала нужно узнать правду о себе, найти себя.

Есть замечательная притча на эту тему. На воротах одного древнего города было написано: «Найди себя». Тот, кто находил, мог остаться там жить. К примеру, если человек понимал, что он плотник, то получал работу согласно своему ремеслу. Остальные уходили восвояси и оставались несчастным.

Зная эту мудрую историю, я приучил себя к медитациям, во время которых ищу истоки силы в себе, возвращаюсь к ним, вспоминаю, кем я был, думаю о том, кем я являюсь сейчас и кем хочу стать. Все ли так? Чего хочется?

Все знают славянскую поговорку: «7 раз отмерь и один раз отрежь». Есть у нее и скрытый смысл: нужно найти гармонию во всех своих телах.

Существует теория, что у человека их семь: физическое, эфирное, астральное, ментальное, кармическое, интуитивное и духовное.

Если все эти уровни согласны, значит, решение верное. Я ощущаю это физически: если «да», внутри поднимается огонь, жар. Это и есть наполненность энергией, когда нужно отдавать ее миру, действовать.

— А что делать, если энергии совсем нет. Вы упоминали, что знаете способы быстрой подзарядки. Это особая медитация?

— Да, особая. Называется «НАДО» (смеется — прим. авт.). Если совсем невмоготу, мы начинаем над этим хохмить, смеяться. Юмор открывает третье, четвертое, пятое дыхание…

К тому же, у каждого человека есть огромные резервы и возможности. Как-то читал про соревнование буддистских монахов в Гималаях, суть которого была в том, чтобы высушить на себе за час как можно больше мокрых полотенец. Победил мастер, который просушил 87 штук!

— Обращаетесь ли к медитации в профессии? К примеру, некоторые актеры настраиваются с ее помощью перед выходом на сцену…

— Да, она помогает мне прийти в нужное состояние. Мы с командой всегда медитируем перед спектаклем или концертом. Об этом еще Станиславский писал в самом начале своего пути: «Создавайте тишину перед началом действа, не рубите энергетику вокруг».

Когда человек молчит, то словно собирается по кусочкам в единый паззл, становится целостным, заряжается. И это важно, так как наша основная работа — отдача огромного количества энергии.

Однажды я всю неделю помогал другу строить баню и дом. С утра до вечера мы таскали бревна. За это время я так поднаторел, что к концу строительства мое тело привыкло и к вечеру у меня оставалось еще много сил. Казалось, что горы могу свернуть!

На следующей неделе были сплошные концерты. После семи дней выступлений я упал без сил. Вот в чем секрет: психологическая и эмоциональная работа труднее физической. В этом и есть сложность нашей профессии.

Кто-то подумает: «Что им стоит? Вышел, поплясал. Так любой может, нужно лишь научиться двигаться». Уверяю — это далеко не так. Многие не представляют, сколько сил приходится тратить на сцене и как сложно потом восстановиться…

— А как восстанавливаетесь?

— Принимаю ванную с большим количеством соли. Такой раствор очищает от негатива и питает тело. К тому же, я живу в чудесном месте: здесь есть лес, карьер, река и озеро. Стараюсь как можно чаще гулять в лесу. Деревья могут подарить много живительной энергии.

— И напоследок — назовите несколько ваших главных жизненных принципов.

— О первом я уже упоминал — «Вопреки всему!» Второй и третий — это известные лозунги: «Никогда не сдаваться!» и «Только вперед!» Четвертый я понял через профессию: счастье рождает счастье. Это о том, что нужно поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Пятый принцип пришел ко мне через потрясающую книгу Конкордии Антаровой «Две жизни». Персонажу говорят: «Запомни, никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек — великий учитель». Стараюсь именно так воспринимать всех людей, встречающихся на моем пути.

Шестой принцип — это совет себе и всем вокруг: улыбайся, тебе это идет!

Досье

Максим Дорофеев — артист, клоун, мим, режиссер-постановщик массовых представлений, актер театра и кино, создатель и художественный руководитель театра «Мир Лиц».

Родился: 9 июля 1982 года в Казани.

Образование: Казанское театральное училище (2000−2001 г.), школа «Лицедей-лицей» при театре «Лицедеи» (2001−2005 г.)

Роли в кино: эпизод в фильме «Жара» (2006 г.), роль оператора в фильме «Желтый дракон» (2007 г.), роль ассистента Жоржа в фильме «Аманда О» (2010 г.), Корней в фильме «Земля людей» (2011 г.).

Текст: Марина Чайка
Фото: из личного архива Максима Дорофеева и группы

Что еще почитать на тему «Саморазвитие»

Наталья Минникаева:

Мастер Ошо-медитаций, энергопрактик рассказала о важной цели — учить женщин быть самими собой.

Эллина Перминова:

Психолог, коуч рассказала о том, как глубокий кризис помог выйти на новый виток самосознания.

Светлана Бабкина:

Четырежды мама, почти 20 лет жена, мастер релакса рассказала о миссии родителей и важных для женщины...

Сергей Бабкин:

Пармейстер, счастливый муж и четырежды отец. Недавно он ещё раз стал родителем, только уже не ребёнк...

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно