Муми-тролли, Тоторо, волшебные замки и невероятно характерные куклы… Мастерица из Москвы Стася Александрова не скрывает – она живет в своем, сказочном, мире и щедро делится им с окружающими. Её работы буквально завораживают и погружают в уже забытые, но когда-то бурлившие в голове детские мечты.
«Валять из шерсти научилась сразу. Как будто всегда это умела!»
- Стася, расскажи, с чего начинала творить - с кукол, чудесных домиков-замков, с валяния, или, может, с чего-то еще?
- Творить я начала еще в детстве. Всегда любила придумывать и воплощать эти придумки. Строила целые города коротышек, лепила фигурки из пластилина, клеила домики.
Спустя много лет, повзрослев, я вновь ощутила потребность создавать сказочные миры, которые с детства таились в глубине души. Тем более что разнообразные художественные материалы стали очень доступны, как и разные уроки и мастер-классы.
И все-таки, не могу сказать, что именно было первым, потому что мне хотелось охватить все материалы и техники сразу. Это такой творческий азарт, который тебя бросает из одного в другое и хочется пробовать все. Для меня все направления стали сливаться в одно и дополнять друг друга. Часто хочется сделать домик для собственных персонажей. Например, создаю куклу ведьму, и тут же возникает образ ведьмовской лачуги, где она могла бы жить. Или же делаю лесных жителей, и видится какой-то волшебный дуб, в котором все эти зверюшки могли бы обитать. А Куклы часто соседствуют с валяными зверюшками-компаньонами, потому что в одиночку им скучно.
- Сейчас один из основных материалов для творчества у тебя - войлок. Расскажи, давно ли занимаешься валянием? Какие сложности были в освоении этого вида творчества?
- Валянием я занимаюсь примерно 10 лет. Что удивительно, почти не училась этому, и сложностей особых не помню. Как будто умела делать это всегда, лишь надо было вспомнить. Иглы сами легли в руки и работали как надо. Не помню даже, чтобы они ломались на первых этапах освоения фильдца или сильно меня кололи. Ни на какие курсы не ходила, лишь прочитала, скажем так, общую теорию и принципы валяния. Вся сложность была скорее в наработке опыта. Чем больше делаешь, тем лучше и быстрее получается. Появляется уверенность в том, что можешь воплотить все свои задумки, ну и, конечно, появляется качество в работе. Поэтому могу сказать о себе, что моя школа - это пробовать, делать и делать.
- А какие ещё материалы используешь?
- Кроме шерсти я работаю со специальными кукольными пластиками, запекаемыми и самозастывающими керапластами. В домиках использую вообще самые разнообразные материалы: папье-маше, макетный картон, фанера, ветки, мох, пластик. Сама не всегда знаю, что может стать материалом для домика.
- Ты создала целую компанию персонажей сказки Чипполино, Тоторо, других героев - как подбираешь героев для творчества?
- Очень люблю делать книжных и мульт-героев. Вообще-то, задумок у меня очень много, а времени мало. Поэтому в появлении подобных серий персонажей нахожу компромисс с заказчиком.
Я достаточно много работаю на заказ и всегда смеюсь, что все те чудесные люди, которые обращаются ко мне с просьбой сделать какой-то персонаж, подкупают меня своими желаниями, задумками, и поэтому я их воплощаю в первую очередь. А очередь из задумок ведь оооооочень большая :)
Когда не работаю на заказ, то известные книжные и мульт-персонажи возникают, потому что они близки моему внутреннему волшебному миру. Они там живут и просто ждут своей очереди на воплощение. Тут скорее не я подбираю, кого делать, а они сами выпрыгивают, дожидаясь, когда у меня появляется настроение открыть им волшебную дверь в реальность, через свои руки.
- И наверняка с твоими волшебными персонажами случались необычные истории?
- Маленьких историй вообще всегда много, но из последнего и самого приятного была история создания бурундучков.
Однажды ко мне обратилась девушка с просьбой сделать бурундучка. Не совсем мультяшного, довольно реалистичного, милого и стоящего на задних лапках. Мы все обсудили, я с радостью взялась за эту работу. Пока делала, все размышляла о том, кому будет дариться этот бурундучок.
Бурундучок был доделан, очень понравился и заказчице, и имениннику. А через какое-то время я вдруг получила письмо от этого самого именинника с просьбой сделать бурудучиху!
И как я сразу поняла – видимо в подарок уже той самой девушке, которая заказывала бурундучка изначально. Меня привела в восторг внимательность, трепетное отношение друг к другу этих влюбленных людей и такое высказывание эмоций через индивидуальные подарки и персонажи. Бурундучиху я сделала. Причем мы решили, что ей надо непременно добавить индивидуальных черт девушки – светлая челочка и бусики.
И вот, совсем недавно история получила продолжение. Спустя почти полтора года, мне прислали фотографии этой самой парочки бурундучков, которых приодели как жениха и невесту и дали им кольца. Мои бурундучки поженились, как и счастливые заказчики! Надеюсь, они эту историю будут и детям своим рассказывать.
А вообще, почти у каждой игрушки, созданной на заказ, есть небольшая индивидуальная история, поэтому я очень люблю творить не только сама по себе, но и в паре с заказчиком, вовлекая его в творческий процесс, обсуждая и вместе придумывая детали и образы.
- Радует, что твои работы могут видеть не только заказчики - они часто выставляются, например, в театре кукол на Бауманской. На каких ещё площадках их можно увидеть?
- Сейчас в театре кукол идет долгая выставка, посвященная книжным персонажам, и, в том числе, там есть уголок, посвященный Туве Янсон и ее юбилею. Эта же экспозиция вывозится на крупные кукольные выставки, которые проходят в выставочном комплексе на Тишинке. Весной мумики были на «Кукольном балу», а осенью, наверное, отправятся на «Салон кукол», там же, на Тишинке (крупные события для мастеров-кукольников в Москве – прим.авт.). К сожалению, только мумии-домик туда не могут довезти, потому что он очень большой.
«В муми-доле живут по-правильному!»
- Кстати, о муми-троллях. Сегодня ты известна в интернете своими потрясающими шерстяными игрушками по мотивам этой сказки! Расскажи, чем они тебя так пленят!
- Да, мумики занимают большое пространство в моем творчестве. Тяга к ним у меня с детства, с очень глубокого детства, когда книжки мне еще мама читала. Настолько нравился и был близок их мир, что я пронесла его через все взросление и донесла до взрослой жизни :)
Когда начала работать с шерстью, то поняла: непременно нужно их сделать! Будет кто-то просить или нет – но я очень хочу, чтобы мумики появились в реальности.
Всегда ощущала какую-то правильность в персонажах и в мире мумии-дола: Мумии-мама такая, какой и должна быть мама, мумии-папа – такой, какой должен быть папа и весь мир – беззаботный, полный приключений и тайн, тех детских восторгов перед жизнью, что бывали у каждого из нас. По большому счету, во взрослой жизни это не должно забываться. И я не забыла, поэтому мне так нравится делать мумии-троллей – они напоминают и мне и людям об этой стороне жизни.
- Кто из жителей муми-долла (как персонаж) тобою больше всех любим? Почему?
- Ох, трудно выделить прямо одного-одного. Назову, пожалуй, трех.
Конечно же, это мумии-тролль – он всегда нравился мне своей любознательностью, смелостью, жизнерадостностью и целеустремленностью, он фантазер.
Малышка Мю – неоднозначный персонаж, но тоже всегда ее очень любила. При ее малом росте, она покорила меня своей абсолютной смелостью, даже большей, чем у мумии-тролля. Добавляет очарования и ее вечный оптимизм. Она, правда, иногда бывает и вредная, но это придает характеру какую-то «настоящесть». Все мы не роботы, а потому бываем разными.
И еще я очень-очень люблю муми-маму – за то, что она самая правильная и мировецкая мама в мире. Потому что она всегда все разрешает, всегда накормит, приласкает, найдет компромисс и выход из любой ситуации. В ее чудесной черной сумке всегда найдется все необходимое в данный момент! Именно такой и должна быть настоящая МАМА.
- А любимый мумик собственного авторства есть? Расскажи о нем.
- До сих пор я подтверждала известную поговорку «сапожник без сапог» - и у меня не было собственных мумии-троллей. Все мумики сделанные мной, разъезжались по новыми домам, чтобы радовать других людей, а я оставалась с пустыми руками.
И вот, наконец-то решила, что у меня тоже должны быть свои мумии-тролли и сделала себе целую семейку! Теперь в планах снять с ними что-то вроде диафильмов и просто красивых вдохновляющих фотографий. План пока в разработке, отдельные фотоистории сняты, но самое главное сделано – мумики у меня свои собственные есть!
Больше всех люблю опять же парочку Муми-тролля и Малышки Мю. Они часто теперь попадают в кадр и больше других «бегают смотреть» большие сосульки, первые цветы, больших котов, луну и прочие радости окружающего большого мира :)
- Не боишься стать заложником собственного же творчества: когда от тебя все будут ждать мумии-троллей, а захочется делать что-то еще?
- Нет, не боюсь, потому что у меня уже довольно большая галерея всяких других персонажей, и люди ждут не только мумиков. Многие заказчики вообще сами придумывают и просят создать что-то новое, просто видя, что и как я могу делать.
Муми-троллей хочет видеть, скорее, определенная группа фанатов. Ну что ж, их, я надеюсь, буду еще долго радовать чем-то новым. Потому что задумок по воплощению мумии-мира много, и это не только персонажи, но и детали интерьера, фото-истории, видео-зарисовки.
И все же, большинство людей, которые следят за моим творчеством, просто любят смотреть на то, что я делаю. Например, знаю, что есть отдельные любители моих домиков и кукол. Поэтому думаю - стать заложником собственного творчества мне не грозит.
К тому же - буду откровенной - никогда я не шла на поводу аудитории и по большей части делаю лишь то, что мне самой нравится в данный момент. Даже если работаю на заказ – то в 100% случаев мы с заказчиками совпадаем в желании воплощения того или иного персонажа. И я, получается, делаю то, что мне хочется.
- Какие эмоции получаешь в процессе творения и когда видишь результат?
- Пожалуй, непросто описать это словами, потому что здесь много чистых эмоций и ощущений. Все они, конечно же, положительные. Это такое глубокое удовлетворение и восторг! Восторг от того, что ты из пустоты, из ничего, по сути, только из мысли, при помощи рук, воплощаешь в реальность что-то осмысленное, что вызывает улыбки не только у тебя, но и у других. Это волшебство, которое радует и восхищает каждый раз, когда я делаю какую-то игрушку или куклу.
«Продажа - это вторичное. Главное - творчество!»
- Сегодня у тебя нет отбоя от заказов. А когда впервые ты поняла, что к твоим работам проявляют интерес, ждут на выставках, покупают?
- Наверное, когда впервые отвезла одну из первых своих вязаных игрушек на маленькую рождественскую выставку одной знакомой. Просто так, чтобы игрушка постояла там. А ее внезапно забрали в небольшой сувенирный магазинчик и попросили меня связать еще. Я связала то, что придумалось. Отвезла, и у меня их с радостью забрали, а через неделю попросили ЕЩЕ. Потом ЕЩЕ и ЕЩЕ. Тут и поняла, что мои игрушки вызывают определенный интерес.
Потом начала показывать свои работы в интернете. Стала получать улыбки-лайки и теплые слова лично. А на первой выставке, в которой тоже участвовала случайно, увидела эти улыбки живьем. Тогда поняла, что ДА – я делаю то, что нравится не только мне, что доношу эти эмоции до других людей. И в них эта радость волшебства и жизни тоже возникает, и они хотят, чтобы эти маленькие кусочки сказок жили у них дома.
- Многие мастерицы боятся показывать свои работы и начать их продавать… что можешь им посоветовать?
- И это понятно, и это совершенно нормально, когда сначала боишься показывать свои работы, не говоря уже о том, чтобы продавать. Я сама была такой.
Для тех, кто сильно боится показывать свое творчество большому количеству незнакомых людей, можно начать с родных и друзей - показывать им, и, например, просто дарить. Это первый шаг к уверенности в своих способностях. И это - практика. А, как я уже говорила, практика - самый главный учитель мастерства. Первые отклики на работы, первые улыбки, придадут уверенности, и страх показывать и предлагать купить, исчезнет.
Не надо бояться критики! Если мастера только начинают свой творческий путь, они должны понимать, что до совершенства им еще далеко и надо много учиться. А учиться можно лишь прислушиваясь к критике и советам. Хотя это бывает и не очень приятно, но надо реально оценивать свои начальные способности.
Страх и неуверенность уходят со временем сами собой – главное пробовать! И лучше сначала пробовать просто для себя, без определенной мысли, например, что делаешь это на продажу. То, что вы делаете, должно, в первую очередь, нравится ВАМ! Тогда ваши работы буту нравиться и другим. А если начнет нравиться другим, совершенно точно, появится тот, кто захочет приютить их у себя дома.
Текст: Наталья ТЮМЕНЦЕВА
Фото: из личного архива Стаси АЛЕКСАНДРОВОЙ