Журнал
поделиться

Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует»

#Саморазвитие
Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует»

Писательница, исполнительный директор литературного портала «Белый мамонт», рассказала о том, какую литературу считает хорошей, за что любит Набокова и какие способы дать ребенку книгу в руки находит.

«Творения детей – это настоящий креатив, незамусоренный, чистый, светлый»

Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует»

- Татьяна, когда заходишь на сайт «Белого мамонта», сразу понятно – здесь будет много креатива! Одна иллюстрация чего стоит!

- А нарисовали ее, кстати, замечательные новосибирские художники Андрей и Елена Бертолло. Сам «Белый мамонт» создан как некое креативное пространство. Когда вы заходите на сайт, то попадаете на его обложку, словно на обложку книги. А когда переворачиваете ее, то оказываетесь в мире, где живут загадочные существа, волшебные деревья… Это и есть талантливые и креативные люди.

Сайт создан как одна страница, по которой интересно путешествовать, попадя в разные уголки и закоулки. Вы можете, например, заглянуть в библиотеку или познакомиться с авторами - людьми, которые не просто интересно пишут, но и мыслят не по шаблону, которые способны удивить. Что-то в их произведениях может быть шершаво, коряво, лохмато. Но, как правило, именно это и ценно во всех областях искусства – будь то живопись, дизайн, мода или литература. Конечно, когда это достигает уровня прекрасного.

- Среди ваших авторов есть уже широко известные и начинающие, взрослые и совсем юные…

- Мы показываем людей, которые только пытаются взлететь или уже находятся в состоянии полета. Поэтому, да, среди наших авторов есть и уже успешно публикующиеся, и начинающие, до которых издательства, возможно, никогда не дойдут, потому что они пишут некоммерческие тексты.

Что же касается возраста, юные – это еще слабо сказано. У нас есть авторы, которые еще в школу не ходят! И порой детское произведение в один или два абзаца стоят десятков или даже сотен взрослых книг. Ребенок мыслит не так, как взрослые, и это вызывает восторг. У него нет груза стереотипов за спиной, поэтому он мыслит совершенно потрясающими образами. Мы с удовольствием берем детей в качестве авторов, потому что их творения – это настоящий креатив, незамусоренный, чистый, светлый.

- «Белый мамонт» находит авторов или авторы его? География, представленная на сайте, впечатляет – весь мир…

- Мы живет в Сибири, до Москвы и Санкт-Петербурга далеко, до замечательных издательств, которые нас полюбят, тоже. Но это не означает, что за Уральскими горами и за МКАДом нет ничего замечательного и интересного. Часто этому замечательному и интересному просто не хватает внимания и денег. С этим пониманием и был создан «Белый мамонт».

География, представленная на сайте, действительно широка и выходит за пределы страны. На «Белом мамонте» публикуется немало авторов, которые уехали из России. За границей они очень скучают по родному языку и всячески стараются поддерживать его, поэтому у нас много русского зарубежья.

Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует»

- Как проходит отбор произведений на сайт? Ведь на «Белом мамонте», в отличие от многих других литературных порталов, нельзя опубликовать свой текст без предмодерации.

- Есть известные площадки, такие как Проза.ру и Стихи.ру, где любой желающий может выложить свое произведение. Есть множество электронных библиотек, куда можно зайти и почитать. Наш проект не похож ни на то, ни на другое.

«Белый мамонт» - это электронная библиотека произведений современных авторов, которые живут сейчас. Все тексты проходят предмодерацию – главный редактор сайта – всемирно известный писатель Геннадий Прашкевич – лично смотрит их. И именно он в основном решает, кого мы публикуем, а кого нет. Мы никого не критикуем, не осуждаем и не оцениваем. Просто считаем, что, на «Белом мамонте» должны быть люди, которые нашли способ рассказать о мире так, как еще никто не рассказывал.

- Но ведь помимо публикации авторов на сайте, «Белый мамонт» еще и книги издает. Верно?

Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует» Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует»

- У нас вышло два сборника. Первый – «Среда обитания» - был напечатан три года назад. Он продается в Новосибирске, Екатеринбурге, а также в небольших московских и питерских книжных лавках. В него вошли произведения, которые на тот момент из всего массива «Белого мамонта» мы посчитали самыми интересными. Второй – «Куумба» - вышел в 2014 году. Кстати, часть тиража мы передали благотворительному фонду «Созидание», который разослал наши книги в отдаленные библиотеки. 

Это была идея Алексея Гребенникова, одного из основателей «Белого мамонта», соавтора Геннадия Прашкевича. Алексей Иванович считает, что литературу надо продвигать в массы, показывать, что люди читают, он ориентирован на то, чтобы дарить книги детям. И эта идея популяризации книг находит отражение в разных проектах и акция «Белого мамонта».

Мы сотрудничаем с книжными магазинами, например, с «Плинием старшим», «Капиталом», и на их площадках организуем встречи. Например, в январе, когда было очень холодно, провели очень душевную встречу «Заснежность». У нас есть два прекрасных поэта - Аня Гречко и Саша Зайцева, которые часто инициируют подобные мероприятия. Причем, Аня к тому же является редактором поэзии нашего сайта, а Саша отвечает за блок новостей.

Кроме этого, совместно с маркетинговым агентством Decision у нас есть проект «Я читаю». Это светское мероприятие, которое призвано показать, что известные люди нашего города – артисты, журналисты, бизнесмены, политики – читают книги и что занятие это может быть увлекательным. Наши встречи походят в формате открытых чтений. Тему мы обозначаем заранее. Например, читали ранние произведения классиков, любимые детские произведения, тексты о любви, загадочные истории…

Еще один наш интересный проект, который состоялся в прошлом году – сбор книжек для детских больниц. Его мы назвали «Читай-летай». Сейчас часто приходится слышать о том, что дети не читают, а если и читают, то только комиксы. Когда мы сделали «Куумбу», то звонили в детские дома и предлагали привезти книгу им. Некоторые директора говорили, мол, у нас дети не читают, нам планшетов купите. Но для того, чтобы ребенок начал читать, ему ведь надо книгу в руки дать. И мы пошли другим путем. В области есть детские больницы, в которых дети лежат подолгу. Например, в отделениях, где лечат от туберкулеза или других серьезных заболеваний. И не у каждой семьи есть возможность принести планшет. Чем заняться ребенку? Мы подумали, что, если поставим в отделениях шкаф с книгами, то рано или поздно, дети до него дойдут. И мы решили провести акцию по сбору книг.

Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует»У наших партнеров – в книжных магазинах Book Look, «Капитал», театре «Глобус», магазинах «Джаганнат» и др., поставили короба, в которые предложили людям класть книги. Кто-то, узнав об этом, решил разобрать книжный шкаф, кто-то – перебрать книжки, из которых дети уже выросли… В общем, собрали более 1600 книг. Причем, многие приносили еще и раскраски, альбомы, карандаши, фломастеры. Все это мы отвезли в три больницы: Куйбышевскую ЦБ (педиатрическое отделение), Туберкулезную детскую больницу в Мошково - ГБУЗ НСО ГОНКТБ «Филиал Детской Туберкулезной больницы», 3-ю детскую инфекционную больницу, отделение неврологии.

Кстати, к этой акции подключилось Кемерово. Под таким ж названием они провели такую же акцию в своем городе.

«Жизнь загоняет творческого человека в рамки»

- При нашей первой встрече у меня создалось впечатление, что вы очень конкретный человек, логик. А когда читаю ваши тексты, кажется, что совершенно воздушный… Как в вас уживаются две совершенно разные натуры?

Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует» - Не думаю, что это две натуры. Это даже не два полюса. Просто и то, и другое, важно.

Чуть ли ни со школьных лет я писала репортерские заметки, потом работала в газете на заводе Чкалова. Затем окончила отделение журналистики УрГУ (Екатеринбург), следом - отделение рекламы МГУ… В общем, я автор-рекламщик. Всю жизнь занимаюсь рекламой – зарабатываю этим на жизнь. А это сфера, которая требует собранности, умения ставить задачи и требовать их исполнения. Иначе сделать хороший продукт не получится. Поэтому, когда дело касается работы, голова соображает очень конкретно. В творчестве же меня уносит в другие дали.

Хотя и вне писательской деятельности я всегда нахожу место для творчества. Например, когда работала в «Агарте», мы постоянно придумывали интересные акции, помогающие продажам. Ведь зачем нужен рекламщик? Для того, чтобы при минимуме затрат получить максимальный результат. Мы придумали, например, фестиваль «Молодой рок Сибири», проект «Читалка», который со временем вырос в семинар Геннадия Прашкевича, и многое другое. Да и «Белый мамонт» - тоже проект не обычный, мы создали сайт с большим творческим потенциалом.

В то же время, я и в творчестве нахожу место для конкретики. Например, когда начиню общаться с издательством, обязательно лезу во внутреннее устройство. Не могу просто написать текст и отправить. Мне нужно знать, как он будет выглядеть, где будет стоять, какими способами это можно продать…

В развитом издательством бизнесе у успешно продающегося творческого человека, как правило, есть агент, который его продает, есть редактор, который работает с текстами. А писатель сидит и выдает креатив. И это правильная творческая работа. Но у нас она для 99% пишущих личностей невозможна.

- Поэтому и приходится совмещать воздушное творческое и конкретное…

- Наша жизнь загоняет творческого человека в рамки, и от этого он очень сильно болеет. Так что для того, чтобы и творить, и кормить семью, нужно взрастить в себе это равновесие.

«Хорошая литература – это магия»

- У вас есть любимая книга? Любимый автор?

- У меня есть один единственный Бог в литературе – это Владимир Владимирович Набоков. Я люблю у него практически все. Но самая моя любимая вещь – «Пнин». Это довольно странный выбор. Я люблю все, что касается Набокова. И послушать интервью с ним мне намного интереснее, чем, например, прочитать пять томов современной фантастики. Потому что человек мыслил настолько интересно! С детства в нем была заложена инаковость по отношению к миру, и он сумел сохранить ее до конца жизни. То, как он выстраивает фразы, божественно. От этого веет каким-то сквозняком с небес, гениальностью, которая встроена в человека изначально и которую Набоков сумел не потерять.

Хорошая литература – это магия. В ней нет ничего, кроме волшебства, которое струится между букв, слов и строк. У хорошего автора это должно быть. Если с первого абзаца книги чувствуется магия, значит, это литература. Автор может. Если же магии нет, даже если стилистически грамотно выстроены предложения, это сразу чувствуется.

- Кстати о магии – недавно я открыла для себя магию детской литературы. Моя коллега посоветовала книгу «Полианна», на ней стоит маркировка 6+, вроде как детская. Но столько же там смыслов!

Татьяна Сапрыкина: «Детской литературы не существует»

- У меня на этот счет есть теория, с которой мало кто соглашается. Для меня такого понятия, как детская литература – не существует. Да, у издателей есть четкие критерии – маркетинговые ориентиры, которые помогают человеку понять, для кого пишет автор. Существуют разные обоснования, почему та или иная книга хороша именно в определенном возрасте. Но я, как человек, как автор, совершенно не могу этого понять.

Хорошая литература не имеет возрастных границ. Многие мамочки проходят две волны интереса к одним и тем же книгам: сначала, когда в детстве читают сами, потом, когда эти же книги читают своим детям. И одна и та же книга поворачивается совершенно под другим углом! Например, «Питер Пен» - мальчик, в семье которого появился второй ребенок и который не может справиться с чувством ревности. Ему кажется, что его окно родители закрыли навечно? И теперь одна дорога – в волшебную страну. Разве может эту сторону ребенок прочувствовать так, как осмысливал ее взрослый автор, создавший текст?

Хорошая литература всегда пишется взрослыми – давайте начнем с этого. Причем, сильными, вечными детскими книгами остаются те, что написаны с позиции «на равных». Хороший автор не встает на коленки, не ползает и не сюсюкает. Говорить с ребенком как с другом - очень трудно. Получается это у немногих, тех, кому удалось до старости сохранить в себе творческое детское зерно креатива.

Хорошая литература, проходящая сквозь века – это та, в которой ты, и учась в десятом классе, обретешь смысл и сделаешь открытия, и, перечитывая в 60 лет, увидишь новые горизонты.

Автор: Татьяна БУШМАКИНА 

Что еще почитать на тему «Саморазвитие»

Наталья Минникаева:

Мастер Ошо-медитаций, энергопрактик рассказала о важной цели — учить женщин быть самими собой.

Эллина Перминова:

Психолог, коуч рассказала о том, как глубокий кризис помог выйти на новый виток самосознания.

Светлана Бабкина:

Четырежды мама, почти 20 лет жена, мастер релакса рассказала о миссии родителей и важных для женщины...

Сергей Бабкин:

Пармейстер, счастливый муж и четырежды отец. Недавно он ещё раз стал родителем, только уже не ребёнк...

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно