Журнал
поделиться

В ритме танца: 4 техники, ведущие к медитации

#Саморазвитие
В ритме танца: 4 техники, ведущие к медитации

В ритме танца: 4 техники, ведущие к медитации

В танце — мудрость, первобытность, естественность. В нем — ключ к способностям тела, расслаблению ума, познанию себя. Танец — это медитация. Красивая, текучая, раскрывающая. Это индивидуальная работа над собой и мощная коллективная практика. Будь то хоровод, контактная импровизация или танец в воде — все это путь к себе. Главное — выбрать свою дорогу.

Контактная импровизация

Из чего складывается танец? Музыка, ритм, выученные движения… А если все это убрать? Оказывается, в танце остается еще много всего: анатомия человеческого тела, его взаимодействие с законами физики, химия, которая, рождается в людях при встрече… В контактной импровизации важно именно это.

Саша Безроднова, преподаватель московского Центра развития контактной импровизации и перформанса:

— Контактная импровизация — это практика с открытым кодом, каждый привносит в нее что-то свое. Это танец-эксперимент. Я двигаюсь в нем, задаваясь вопросами: что будет, если партнер обопрется на меня? А что, если не дам ему это сделать? Что будет, если половину танца проведу вверх ногами или не вставая с пола? Если я нахожусь в этом состоянии эксперимента, исследования, то можно сказать, что, да, танцую контактную импровизацию.

Конечно, есть вещи, которым нужно обучиться, чтобы танец стал безопасным, чтобы открыть максимальные возможности для движения тела в пространстве. Для этого необходимо повышение телесной осознанности: нужно научиться внимательно слушать себя и партнера, слушать импульсы ваших тел. Далее — включаются зеркальные нейроны и люди, не сговариваясь, понимают, что происходит сейчас, действуют гармонично и экологично, двигаются так, будто знают, как дальше танцевать, хотя никакой хореографии нет. Благодаря практике тренируется постоянное присутствие в своем теле. Это можно назвать совместной медитацией в движении.

В медитации мы успокаиваем ум за счет фокусировки на чем-то. В контактном танце то же самое: прежде всего мы тренируем не движение, а внимание. Если я буду концентрироваться на пальцах, то начну двигаться совсем иначе, чем сосредоточившись на коже, животе, ногах, костях, системе органов или жидкостей в теле. Существует множество вариантов, на что в теле и в контактном танце можно направить свое внимание. Когда это получается, для мыслей естественным образом не остается места, при этом тело может среагировать в нужный момент правильно и безопасно.

Кстати

В 1930-е годы прошлого столетия психоаналитик Вильгельм Райх выяснил, что отрицательные эмоции и психические состояния, полученные в детстве, можно решить благодаря выполнению различных движений тела, специальных упражнений и поз. Другими словами, люди способны воплотить свои страдания в движения и через тело освободиться от них.

Хоровод

Это даже не танец, а древняя практика, которая имела для наших предков огромное значение. С помощью хоровода «договаривались» о дожде, просили об урожае, здоровье и благах для рода.

Елизавета Топоркова, организатор культурных мероприятий, исследователь народных традиций, ведущая встреч «Душеполезные хороводы и песни», путешественница:

— Несмотря на то, что сегодня мы тяготеем к европейскому индивидуализму, все равно остаемся в десятки раз коллективнее, чем многие другие культуры.
Если говорить о практиках, то, например, в медитациях индийского формата нет задачи объединения. И даже если вы сидите в одном пространстве, вместе поете мантры, это все равно больше индивидуальная работа. В хороводе все иначе.

В буддизме есть термин «незначительное присутствие» — это на 100% про хоровод. Если мыслями витаешь в облаках, думаешь, что приготовить на ужин и какая работа ждет тебя завтра, то ничего не получится. На твоем месте будет яма. Таких людей в кругу сразу видно: они не включены в процесс, из-за этого рисунок не складывается. Как только все начинают ощущать себя здесь и сейчас, хоровод течет как единый поток.

Когда поешь песню, водишь хоровод, ни о чем другом думать не можешь. В эти моменты происходит коллективная медитация, когда нет мыслей, а вместо людей ты видишь потоки энергии. Когда есть не Я, а МЫ. Побывать в этом пограничном состоянии может каждый более-менее осознанный человек, даже впервые вставший в хоровод.

Это многослойная практика, состоящая из нескольких уровней:
Первый — личный, когда работаешь с телом и голосом;
Второй — на котором осознаешь присутствие других людей рядом и взаимодействуешь с ними;
Третий — когда вы взаимодействуете с миром вокруг (природа, энергии, неявный мир духом и тому подобное). На это уровне создается общая цель-намерение и вы вместе влияете на коллективную (внешнюю) цель.

Для себя хороводы не водятся вообще. Нельзя вставать в них с личной целью, например, выйти замуж, или с желанием, чтобы все в этом круге вышли замуж. Достойная цель: чтобы все незамужние девушки Новосибирска нашли себе правильного мужчину. Когда выключаешь эгоизм и начинаешь искреннее действовать во имя чего-то глобального, получаешь в ответ гораздо больше энергии. Цель лежит за пределами группы, но включает и ее интересы.

Хоровод — это некая форма шаманизма, своеобразный общественный бубен, инструмент, которым раньше пользовались виртуозно. В нем все шаманы и все — бубен.

Кстати 

Слово «танец» произошло от немецкого «Tanz», но так как заимствованно оно было из польского языка, к нему присоединили характерный суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII веке. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска».

Мандала

Этот танец — символ женственности и женской природы. Он призван пробуждать, соединять в единое целое на уровне тела, разума и души.

Майя, создательница танца Мандала, ведущая авторских семинаров: 

— В своей жизни я любила исполнять все формы танца — модерн, контемпорари, «африку», танго, фламенко, контактную импровизацию — и при этом мне хотелось найти, где танец соединяется с медитацией. В одном из своих прошлых воплощений появилась храмовая история — я вспомнила этот танец.

Раньше в храмах женщины пели и танцевали — это и была молитва. Сейчас храмы превратились в печальное скорбящее пространство, где все только просят о решении проблем и никто не празднует божественное: ни себя, ни Бога, ни Вселенную.
Каждое утро я стала практиковать это воспоминание, понимая, насколько это глубоко: оно включает тело, душу, энергию, восстанавливает сознание ума, гармонизирует женскую и мужскую энергию.

Название танца неслучайно. Наше тело устроено как мандала: мы как кристалл, который соединяет ее форму и структуру, у нас есть ось, мужская и женская энергия. Этот танец помогает раскрыть свои внутренние потенциалы и реализовывать их на всех уровнях: в отношениях с собой, семьей, детьми, мужчинами, с социумом. В Мандале танец и медитация сливаются в одно целое.

Анна Аксеновская (Лилит), ведущая женских практик:

— Медитация — быстрый способ попасть в точку, где ты себя слышишь и где тебе очень хорошо. Существует множество практик, которые способны привести человека к состоянию внутренней гармонии, танец Мандала — одна из них. Это легкий способ, дающий силу и энергию, состояние «я живу и радуюсь».

Танец Мандала наполняет пространство, которое мы создаем вокруг себя и несем в семью. Поэтому для любой женщины важно находиться в состоянии наслаждения, легкости, радости.

Кстати 

Специалисты американской ассоциации танцевальной терапии (The American Dance Therapy Association), одной из первых организаций, занимающейся танцевально-двигательной терапией, уверены, что танец коренится на взаимосвязи тела, ума и духа и имеет огромную силу воздействия на психологическое, эмоциональное и физическое развитие. Кстати, эту теорию разделяют и многие другие организации, в том числе Kolkata Sanved, специализирующаяся на психо-социальной реабилитации жертв насилия. С помощью танцевально-двигательной терапии они помогают оправиться от эмоциональных травм и выйти из депрессии.

Танец в воде

Вода — стихия женщины. Ее энергия может бурлить полноводной рекой или разливаться безбрежным океаном, обрушиться водопадом или извиваться тонким ручейком. Танец в воде — это гармония в квадрате.

Татьяна Проскурякова (Душевная)- психолог, арт-терапевт, этнохореограф, фридайвер, автор и ведущая Танца Дельфинов:

— Это самая расслабляющая из известных мне методик. Сама структура воды помогает войти в состояние, близкое к изначальному, к своей инерционной природе движения. Снова начинаешь чувствовать себя как в утробе матери, слышать свой внутренний импульс.

В танце человек остается наедине с собой. А вода, расслабляя мышцы и нервы, позволяет услышать свое тело, себя, действует как лакмусовая бумажка: здесь тело стало мягким, а в этой точке напряжение не пропадает.
Основная задача в этом танце — двигаться, не прилагая усилий. Далеко не у всех это получается, потому что наше тело и ум не привыкли расслабляться.
В воде учиться этому гораздо проще: сама стихия направляет и подсказывает, как гибко и мягко можно обтекать препятствия на пути. Такое важное умение человек затем использует и в обычной жизни, начиная не так остро реагировать на стрессы и сложности.

Танец в воде — особый процесс, где идет работа над телом и внутренним пространством, над эмоциями и чувствами. Человек перестает жить внешними мерками и начинает чувствовать себя настоящего.


Читайте также:

Танцевальная спектроскопия: мы только атомы и энергии 

Ильшат Шабаев: «На проекте „ТАНЦЫ“ я практиковал смирение…» 

Танец Оживления: практикуем для достижения исцеления и любви

Женя Акимова: «Трайбл дает возможность открыть в себе много неожиданно любопытного!» 

7 причин танцевать во время родов 


Автор: Наталья Тюменцева
Иллюстрации: Дарья Кителева
Фото: сайт mayamandala.com, личный архив Елизаветы Топарковой, Саши Безродновой, Анны Аксеновской, Татьяны Проскуряковой

Что еще почитать на тему «Саморазвитие»

Наталья Минникаева:

Мастер Ошо-медитаций, энергопрактик рассказала о важной цели — учить женщин быть самими собой.

Эллина Перминова:

Психолог, коуч рассказала о том, как глубокий кризис помог выйти на новый виток самосознания.

Светлана Бабкина:

Четырежды мама, почти 20 лет жена, мастер релакса рассказала о миссии родителей и важных для женщины...

Сергей Бабкин:

Пармейстер, счастливый муж и четырежды отец. Недавно он ещё раз стал родителем, только уже не ребёнк...

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно