Что за инструмент такой, похожий на летающую тарелку, издающий нереальные космические звуки, погружающий в состояние медитации? Яна Красненькая, один из основателей хэндпан-мастерской Zendrum в Новосибирске, рассказала о том, почему он так дорого стоит, кто может научиться на нём играть и чем ханги отличаются от стилпанов.
«Название нашего инструмента — это мантра»
На фото Яна Красненькая.
— Яна, как ты познакомилась с хэндпаном? И чем он так тебя зацепил?
— Познакомилась с ним лет пять назад. Тогда не знала ни про этот инструмент, ни вообще про подобную музыку. Я была одним из организаторов фестиваля «ВотЭтно», и вместе с Олесей Романовой мы общались с музыкантами, занимались продвижением проекта и прочее. Так я узнала про одного интересного музыканта из Италии, пионера игры на ханге, очень душевного человека — Давида Сварупа. Он приехал в Новосибирск вместе с Орталом Пеллегом. Они играли вдвоём, и это было космически.
Представьте: ночь, звёзды, лес, дружеская атмосфера и эта музыка! Медитативная часть сменяется драйвом, затем другие музыканты подключают гитару, варган, горловое пение… получается невероятный джем. Вот именно тогда я поняла, что мне очень близка такая музыка.
— Но решение начать играть самой, и уж тем более открыть мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов наверняка пришли не сразу?
— Да, после фестиваля всё как-то утихло. Через какое-то время я познакомилась со Станиславом Свержевским, ставшим мне другом и партнёром. Мы занимались другими проектами, связанными с эзотерическими темами: тибетские чаши, работа с энергиями и так далее. Параллельно Стас увлекался музыкой: играл буквально на всех инструментах, которые попадались под руку. И у него возникла идея овладеть игрой на ханге. А затем — научиться их делать самому. Он начал делать язычковый инструмент — по форме такой же, как ханг, но проще по изготовлению, настройке и с другим звуком. А где-то года полтора-два назад Стас купил SpB Pantam (хэндпан санкт-петербургского производства). Это помогло лучше прочувствовать инструмент, внести доработки в наше производство и уже с некой подсказкой делать собственный. Стоит сказать, что полностью скопировать чужой ханг невозможно. На звук влияет всё: от сплава металла до настройки, от угла и глубины мембран до способа их создания.
На фото: Станислав Свержевский.
— Давай разберёмся. Как правильно: «ханг» или «хандпан»?
— Инструмент появился в 2000 году в Швейцарии, придумали его Феликс Ронер и Сабина Шерер. Истоки ханга идут от стил пана, который представляет собой полусферу. Играют на нём по внутренней стороне. У Феликса возникла идея совместить стил пан и уду (африканский глиняный барабан-горшок). Так были соединены две полусферы. Свой инструмент производители назвали ханг.
Сегодня же это слово, как и, например, «ксерокс», «памперс», стало нарицательным. Хотя для класса этих инструментов есть и другое определение — хэндпан и пантам. Пожалуй, оно будет более правильным. Дело в том, что сейчас в мире около семидесяти разных производителей, в России мы — входим в тройку лучших. Каждый даёт своё название, но запомнить их довольно сложно, а ханг — был первым, самым известным, поэтому это название на слуху.
— Какое название для своих инструментов выбрали в своей мастерской вы?
— Мы хотели, чтобы оно было глубоким, искали эту глубину. И в итоге нашли! Соханг (SoHung) — мантра. С санскрита «со ханг» переводится как «Я есть То, Я есть Вселенная и Бесконечность, Мы одно». Эта мантра и стала названием. Представляешь, по всему миру её будут произносить люди, которые даже не знают, что это молитва. Они будут включаться в процесс, меняться… Мы верим в то, что люди, которые будут произносить эту мантру-название инструмента, через неё приобщатся к глобальному процессу трансформации человечества к лучшему.
Изначально мы уделяли большое внимание энергетике, познанию себя, соединению музыки и внутреннего состояния. Постарались вложить всё это и в инструмент, наделить его душой. Нам не подходит вариант «конвейера». Практически весь процесс происходит вручную.
Один хэндпан мы можем делать целый месяц. Сначала выбирается сталь определённой марки, затем ей придаётся нужная форма, после этого молотком делаются вогнутости (димплы), выпуклость (динг), мембраны. Затем — несколько обжигов, покрытие антикоррозийными средствами. Между этими манипуляциями инструмент постоянно настраивается вручную, каждая нота выводится до идеального звучания в соответствии с выбранным строем. При этом никаких шаблонов нет, мастер всё придумывает сам.
Кстати, работать он должен в определённом состоянии. Это как печь пироги — одно дело, если стряпать их в плохом настроении, другое — в состоянии радости и умиротворения! Наш мастер, делая инструменты, находится состоянии медитации. Таким образом, он наполняет их определенной энергией. Каждый из нас вкладывает в хэндпан частичку своей души. И в результате получается, я уверена, что-то, что трансформирует человек, помогает ему раскрывать свою душу через музыку. А звук — это первое, что появилось во Вселенной.
«Играешь и чувствуешь, что твоя музыка созвучна тебе и гармонична со всем миром»
— Помнишь свои ощущения от знакомства с инструментом?
— Первый раз я попробовала играть на хэндпане еще на Алтае, на фестивале «ВОТЭТНО», более близко же познакомилась с инструментом и начала учиться играть, когда у нас со Стасом появился SpB Pantam. У него очень классно, академически точно настроен звук. Звук же наших инструментов отличается глубиной, он имеет больше обертонов и звук немного схож с поющими тибетскими чашами, имеет долгую глубокую вибрацию (сустейн). Такие отличия связаны с разными технологиями обработки металлов, марки стали и др.
Когда играешь на нашем инструменте, появляется ощущение детской радости от того, что ты — творец музыки. Этот инструмент — способ выражения внутреннего состояния, настроения, возможность поделиться с кем-то своими идеями, образами. У Стаса, например, есть композиция, которую я называю «Гномики». И когда он играет, я словно вижу эти образы: гномики с тележками гребут руду, идёт дождь, гремит гром, они торопятся… Конечно, под эту музыку могут рождаться и другие образы, но, в любом случае, они будут связаны с внутренними переживаниями. Например, сидишь где-нибудь на Алтае у речки, играешь и чувствуешь, что твоя музыка — и есть отражение тебя и этого места, наше совместное звучание с миром. И это тоже некая медитация.
— Парадоксальное ощущение возникает, когда слушаешь ханг. Вроде инструмент новый, но звуки дарит какие-то первозданные, древние…
— Эффект возращения есть потому, что эта музыка уносит нас в некие ассоциации соединения с природой. Она очень чистая, в ней мало призвуков. Кому-то она напоминает звучание ветра, воды, кому-то — космические звуки. И мы своим естеством соединяемся со всем этим. Поэтому создается ощущение древности. Эта музыка часто медитативная, она расслабляет и успокаивает.
— … а форма её и вовсе напоминает летающую тарелку, что усиливает эффект.
— Мы все знаем, что есть некое пространство вариантов и облако идей, которое вертится вокруг. Кто знает, откуда эта идея пришла к нам! Может, из древних цивилизаций, где на них играли. Я не удивлюсь, если когда-нибудь мы обнаружим фрески, на которых изображены люди с хангами в руках. И вариант с летающими тарелками тоже очень интересный (улыбается: прим. авт.).
«Хотим сделать ханг доступнее»
— Все ли могут научиться играть на хэндпане?
— Научиться играть можно двумя путями. Музыканты-перкуссионисты, те, кто играет на барабанах, владеют схожими техниками, — быстро учатся. Но, как правило, в их музыке больше акцент идет на ритм и технику, нежели на гармоничную мелодию. Второй путь — когда человек, совершенно не умеющий играть на музыкальных инструментах, просто пробует ощутить звучание каждой ноты и интуитивно соединяет их в мелодию. А потом к этому восприятию добавляют технические элементы.
Наличие музыкального образования роли не играет, научиться играть может каждый. Но, как и в любом деле, нужно определённое количество времени, которое вы посвятите занятиям, и обязательно — регулярность занятий.
Специфика инструмента состоит в том, что инструмент уже имеет определенный строй, ноты, которые звучат гармонично между собой. И поэтому каждый может играть то, что идет из глубины сердца, и эта музыка будет заведомо приятно звучать и наполнять людей и пространство.
— Наверное, больше этот инструмент подходит для взрослых людей, стремящихся к осознанности?
— Не обязательно, эта музыка нравится совершенно разным людям по всему миру. Наверное, его ещё долго не будет в музыкальных школах, но только потому, что цена хэндпанов выше средней стоимости музыкального инструмента — от 80 тысяч рублей. Но начинать учиться можно и на более доступных идиофонах — глюкофоне из газового баллона или язычковой Ваджрагханте. На них вполне могут играть и дети.
Мы очень хотим, чтобы эти инструменты были доступны для всех желающих. И именно поэтому открываем свою школу. Это будет уникальностью среди производителей хэндпанов. В России пока есть только одно место, где учат игре на хангах — в Москве. Но они используют индонезийские инструменты, которые хоть и стоят почти как наши, но звучат как железная кастрюлька…
На фото Виталий Иванов.
Мы будем предоставлять нашим ученикам инструменты собственного производства, давать им возможность приобретать их вне очереди (а заказы расписаны уже на полгода вперёд). Также они смогут прикоснуться и сравнить звучание Pantam Spb и украинской Оманы — эти инструменты находятся в нашей коллекции и звучат на концертах. По мере необходимости будем проводить мастер-классы в Новосибирске и за его пределами.
В нашем проекте работает замечательный человек — Виталик Иванов. Он — лучший музыкант на хэндпане в России. Если мы со Стасом идеологи, создатели школы, то он — музыкальная составляющая! Виталик учился у пионеров этой музыки, играет на высочайшем уровне, и готов делиться своим огромным опытом с учениками!
Кстати, мы уже запустили онлайн-школу по игре на хэндпанах. Аналогичного проекта в России сегодня нет. Планируем, что она будет бесплатной, — для поддержания нашего сообщества и большей доступности.
В октябре родился наш музыкальный проект «Неокам», в котором вместе с хангами Витали и Стаса звучит гитара и флейта, а в дальнейшем — флейта и другие инструменты.
Мы хотим, чтобы люди могли слушать и играть на ханге, чтобы эта музыка звучала в массах, чтобы её любили, делились ею. Так, как делимся ею мы.
Автор: Наталья Тюменцева.
Фото: из архива Яны Красненькой.