Журнал
поделиться

Хоровод: коллективная медитация по-русски

#Саморазвитие
Хоровод: коллективная медитация по-русски

Елизавета Топоркова, организатор культурных мероприятий, исследователь народных традиций, ведущая встреч «Душеполезные хороводы и песни», путешественница, рассказала о том, какой силой обладает этот древний обряд и почему каждому русскому человеку обязательно нужно хотя бы однажды встать в настоящий глубокий хоровод.

«Чувствовалось, что песня создана людьми из другого времени»

— Как социологу мне было интересно знакомиться с разными культурами — я посетила 15 стран, в том числе месяц провела в Индии, медитировала, видела Далай Ламу. Я за «культурные гастроли», когда можно попробовать одно, другое, третье. Но, напутешествовавшись, поняла ценность собственной традиции, поэтому переход к ней был осознанным. Свои корни всегда дают больше ресурсов для жизни — эта энергия записана в нашем генетическом коде, она оттачивалась веками.

Несколько лет назад я организовывала фестиваль «Творец» Там было около 100 разных направлений, в том числе были игры, задорные танцы. Я тогда ничего в этом не понимала, но получила невероятные эмоции, когда слушала, как 60 человек поют традиционную песню. Чувствовалось, что она создана людьми из другого времени, другого состояния. Мне удалось уловить фрагменты этого состояния, и я поняла, что нам очень не хватает его в современной жизни.

Каждая песня дает разные состояния. И их нельзя описать каким-то одним словом. Перед глазами появляется целая картинка, например, словно утром я проснулась в своем доме, где пахнет деревом, а на улице дождь прошел и чувствуется аромат свежескошенной травы. Выглядываю в окно — там мой мужчина в белой льняной рубахе запрягает лошадь… А в следующей песне меняется одна деталь и всё представляется совершенно иначе.

«Здесь все шаманы и все — бубен»

— Хоровод — это многослойная практика, состоящая из нескольких уровней. Первый — личный, когда работаешь с телом и голосом; второй — на котором осознаешь присутствие других людей рядом и взаимодействуешь с ними; третий — когда вы взаимодействуете с миром вокруг (природа, энергии, неявный мир духом и т. п.). На это уровне создаётся общая цель-намерение и вы вместе влияете на коллективную (внешнюю) цель. Для себя хороводы не водятся вообще. Нельзя вставать в них с личной целью, например, выйти замуж, или с желанием, чтобы все в этом круге вышли замуж. Достойная цель — чтобы все незамужние девушки Новосибирска нашли себе правильного мужчину. Когда выключаешь эгоизм и начинаешь искреннее действовать во имя чего-то глобального, получаешь в ответ гораздо больше энергии. Цель лежит за пределами группы, но включает и ее интересы.

Хоровод — это некая форма шаманизма, своеобразный общественный бубен, инструмент, которым раньше пользовались виртуозно. В нем все шаманы и все — бубен.

Это не танец, это совместное движение большого количества людей, совмещенное с пением. Под фонограмму хороводы не водятся! Эта практика имеет горизонтальную структуру, роль ведущего в нём искусственна (в традиции все знали песни и рисунки и не нужно было никого учить). В нём нет лишних движений. Разные рисунки дают разные состояния и разные песни.

То, как влияет эта практика на человека и пространство, — очень интересно и удивительно. Ощущения во время и после хороводов у всех разные. Внутри себя люди получают доступ к состояниям, которые раньше были «запакованы» — связанным с родом, с нашей страной. Они далеко не всегда осознают, что с ними происходит. Это как в системных расстановках: эффект длится несколько месяцев. Что-то начинает происходить, меняться и не всегда понимаешь, что это — следствие хоровода или песни.

Нашим предкам приходилось искать инструменты для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром: вызывать дождь, прогонять эпидемии, «договариваться» о благополучии дома и здоровье рода. Такими инструментами были обряды и практики (в том числе и хоровод), обращенные, в частности, к миру неявному (домовые, русалки, лешие и другие духи), у которых и просили все эти блага.

Для каждого случая создавали собственный рисунок хоровода и особые песни. Кстати, рисунок хоровода повторяет микро- и макроявления природы: движение планет вокруг Солнца, строение ДНК и так далее.

Если говорить о прочих, более «земных» влияниях хороводов, то эта практика помогает исправить осанку. В хороводе сутулым ходить невозможно, и не потому, что кто-то говорит тебе: «Держи спину!», а потому что само состояние заставляет расправить плечи. На занятиях я называю это состояние «Гордость России». Все моментально включаются и распрямляются.

«Некоторые хороводы рождаются самостоятельно»

— Недавно я за городом проводила сбор трав. Накануне участники звонили и беспокоились, что идут дожди, всё может пойти насмарку. Мы приехали на поляну, встали в хоровод и началась магия — постепенно тучи расселись. Везде гром и молния, а над нашей поляной солнце. Это значит, что здесь запускается культурный эгрегор, к которому при желании подключается каждый русский человек.

Я поняла, что некоторые хороводы рождаются самостоятельно. Бывает, мы начинаем вести какой-то неизвестный, этнографически не подтверждённый рисунок, он просто «идет» и все в группе говорят: «Да, мы хотим именно так!» Видимо, и здесь включается генетическая память. Она помогает восстановить и понять многие важные моменты.

Например, мы поняли, что руки по кругу нужно держать одинаково (левая сверху, правая снизу или наоборот), иначе будет дисбаланс: кто-то, держа обе руки сверху, будет чувствовать себя королем хоровода, а кто-то ощутит обратный эффект. И это очень важный момент, потому что в хороводе ты одновременно находишься и в роли ведущего и в роли ведомого: одна рука у тебя впереди, она пассивная, расслабленная, вас за нее ведут, а вторая — активная, твердая, потому что за нее ведете кого-то вы. Потом меняется направление, и вот уже все наоборот. Это мощная работа на телесном уровне.

Хоровод получается не всегда

— Всё зависит от множества фактов: участников, места проведения, ведущего, «пластичности» человека — чем больше у него раздуто самомнение, тем сложнее включиться в поток. Если он готов взаимодействовать с другими людьми, все получится.

Хоровод требует мотивации, внутренней зрелости, осознанности. Поэтому никогда не стану проводить его где-то на улице со случайными прохожими. Пусть ко мне придет не много людей, но они будут подготовленными, с глубокой внутренней жизнью, с пониманием, зачем они здесь.

Это совершенно не детская практика. Туда и взрослым-то не всем можно: иногда бывают такие состояния, что с ними еще нужно как-то уметь справляться.

«Часть большего»: хоровод-медитация

— Несмотря на то, что сегодня мы тяготеем к европейскому индивидуализму, всё равно остаёмся в десятки раз коллективнее, чем многие другие культуры.

Если говорить о практиках, то, например, в медитациях индийского формата нет задачи объединения. И даже если вы сидите в одном пространстве, вместе поете мантры, это все равно больше индивидуальная работа. В хороводе все иначе.

В буддизме есть термин «незначительное присутствие» — это на 100% про хоровод. Если мыслями витаешь в облаках, думаешь, что приготовить на ужин и какая работа ждёт тебя завтра, то ничего не получится. На твоём месте будет яма. Таких людей в кругу сразу видно: они не включены в процесс, из-за этого рисунок не складывается. Как только все начинают ощущать себя здесь и сейчас, хоровод течёт как единый поток.

Когда поешь песню, водишь хоровод, ни о чем другом думать не можешь. В эти моменты происходит коллективная медитация, когда нет мыслей, а вместо людей ты видишь потоки энергии. Когда есть не Я, а МЫ, побывать в этом пограничном состоянии может каждый более-менее осознанный человек, даже впервые вставший в хоровод.

— Раз в год я реализую проект «Часть большего». Он как раз является примером того, когда можно назвать хоровод медитацией. Сначала на протяжении нескольких месяцев мы с участниками разучиваем множество песен и рисунков, я наблюдаю, какие из них больше всего резонируют, вызывают особый отклик. Исходя их этого выбираю 7 песен и рисунков, выстраиваю их в определенную последовательность, участники в течении 3-х недель их разучивают. В день мероприятия мы выезжаем на природу, еще раз репетируем, а затем начинается сказка: я предлагаю сформулировать общее намерение — цель, которую мы кристаллизуем все вместе.

Всегда спрашиваю, куда будем направлять энергию, которая генерируется в процессе хоровода. Нельзя, чтобы она уходила на личные цели каждого или даже на цели группы. Цель должна быть больше. Люди начинают накидывать идеи, мысли, слова, говорить о том, что волнует их самих. И постепенно высказывания начинают повторяться и формулироваться во что-то единое, большое, честное.

В прошлом году «Часть большего» посвятили России. Коллективное намерение мы сформулировали так: «Россия — единая, изобильная, гармоничная, чистая, плодородная, защищенная земля, полная Любви». Заканчивали по традиции поклоном. Завершение получилось фееричным: в эту самую минуту откуда-то из-за деревьев выплыл громадный зеленый воздушный шар с корзиной, пролетел над нами и скрылся с другой стороны поляны. Это лучшая метафора того, как пространство помогало и поддерживало нас.

В этом году темой мы выбрали «Мужчина и Женщина», и вот такой посыл сформулировали: «Мы те, кто живет душа в душу в мире, где мужчины направляют и защищают, а женщины творят. И совместно рожаем из осознанной любви гармоничное новое». Это звучит настолько мощно, что и добавить нечего. Сформулировав это намерение, мы два часа пели песни и делали разные фигуры, не отвлекаясь ни на что другое. Каждым рисунком хоровода выполняли какую-то задачу, открывали пространство, запускали нужные импульсы. Это всегда неожиданный и очень интересный симбиоз.

Самый верный индикатор состояния, в которое погружаешься после такой практики — возникающая тишина, которую никто не смеет и не желает нарушить. Она звенит, может просуществовать несколько минут. А попробуйте молчать, когда вас 60–70 человек. Что это, если не медитация?

Эта та глубина, которую, я считаю, каждый русский человек должен почувствовать, хотя бы однажды постояв в хорошем хороводе.

Я понимаю, что далеко не у всех людей хватает внимания, чтобы помнить слова, делать движения и ещё думать о внешней цели, но каким-то образом у нас всё получается. Участники включаются в общий поток традиции, запускается родовая память — можно как угодно это назвать, — но происходят чудеса, которые словами не описать.

Автор: Наталья Тюменцева
Фото: Надежда Семченко

Читайте также: Елизавета Топоркова: «Народные традиции — это не искусство, а образ жизни!»

Что еще почитать на тему «Саморазвитие»

Наталья Минникаева:

Мастер Ошо-медитаций, энергопрактик рассказала о важной цели — учить женщин быть самими собой.

Эллина Перминова:

Психолог, коуч рассказала о том, как глубокий кризис помог выйти на новый виток самосознания.

Светлана Бабкина:

Четырежды мама, почти 20 лет жена, мастер релакса рассказала о миссии родителей и важных для женщины...

Сергей Бабкин:

Пармейстер, счастливый муж и четырежды отец. Недавно он ещё раз стал родителем, только уже не ребёнк...

Мы используем куки

Не переживайте! Куки не сделают ничего плохого, зато сайт будет работать как следует и, надеемся, принесёт вам пользу. Чтобы согласиться на использование куки, нажмите кнопку «Понятно» или просто оставайтесь на сайте.

Понятно