Фотограф, член Международной ассоциации художников, руководитель студии «Эбру-арт» в Москве рассказала об удивительной технике — рисовании на воде. А еще об эксперименте, в котором соединились эбру и йога, своем участии в мировом рекорде Гиннеса и о том, как творчество помогает лучше узнать себя.
«Двигайся, как вода, замирай, как зеркало, отвечай, как эхо»
— Татьяна, расскажите, как вы познакомились с эбру?
— После обучения в Московской фотоакадемии я работала фотографом, была активным участником международного форума Photocommunity, ездила на всемирный съезд в Давосе, участвовала в мастер-классах профессионалов. Но в художественном плане меня притягивала восточная красота: мечети, узоры, волнующие ароматы, дымящиеся мангалы, парящие чайки над Босфором, загадочные ритуалы, «вкусный» язык.
Я стала интересоваться Османской историей и искусством, изучать турецкий язык, тогда и обнаружила настоящее чудо — искусство рисования на воде. На протяжении веков это занятие было сродни молитве. В Турции верят, что эбру-мастер — только инструмент, а сам рисунок на воде, движение красок осуществляет созидательная сила, божественный дух, благодаря которому существует наш мир.
Я хотела узнать об эбру больше, но в интернете информации почти не было. Да и в поездках по Турции не сразу получилось отыскать места, где это искусство практикуют, и познакомиться с мастерами.
Во время одной из таких поездок я гуляла по городу, настроение было не очень, заходить в магазины совсем не хотелось, но любопытство всё-таки заставило заглянуть в одно довольно странное место. Там на полках рядами стояли банки с цветными порошками, множество пустых склянок с какими-то корнями, странные кисти из веток, а под потолком развешены сушеные травы.
Я уже собиралась спросить у продавца: «Это что, лавка для колдунов?», — как меня внезапно осенило — это был специальный магазин для эбру, как потом узнала, единственный в Стамбуле. И я в него пришла.
— Видимо, вам было суждено стать первым в эбру-художником России!
— Когда в интернете ещё было трудно найти информацию о рисовании на воде, я создала первый в России сайт об эбру и начала давать уроки желающим. Но объяснить, что оно из себя представляет, было очень сложно. Люди не могли понять, как рисунок держится на воде, а потом ещё и отпечатывается на бумаге. Пока не увидишь своими глазами, трудно это вообразить. Поэтому эффект открытия эбру в России происходил небыстро. По крайней мере, с песочным шоу всё случилось гораздо стремительнее. Но в базу данных СМИ мое имя внесли как первого эбру-мастера в России, многие телеканалы приглашали рассказать и показать это удивительное искусство.
— Одна из работ в технике эбру, выполненная с вашим участием, даже попала в книгу Рекордов Гиннеса!
— Это происходило в древнем городе Газиантеп, расположенном в 50 километрах от границы с Сирией. Рекорд Гиннеса был частью программы празднования Дня эбру. На нем собрались мастера со всей Турции, я оказалась единственным иностранным участником. Поддон, в котором делали рисунок, был длинной 62 метра, рисовали одновременно 98 человек, в итоге площадь работы составила 76 м². Быть в такой компании — очень интересный опыт. Язык я почти не понимала, но со стороны участников чувствовала внимание и заботу. Прошло пять лет, а мы до сих пор общаемся с теми, с кем тогда были вместе на Дне эбру.
«Стараюсь учиться у воды и подражать ей»
— Что для вас значит рисование? Может ли оно само по себе быть медитацией?
— Для меня живопись на воде — это не только медитация. С помощью этой техники я развиваю свое видение как художника и стремлюсь достичь такой выразительности картин, чтобы прочитать их смогли даже критически настроенные зрители. А для этого нужно постоянно уточнять и углублять своё художественное видение, объективность, способность к обобщению и переработке эмоционального опыта, а еще подбирать свой собственный и одновременно понятный другим язык.
Это очень увлекательное путешествие, полное открытий и ловушек, и, опять же, его сложно представить себе без медитации. Ведь творчество — это процесс создания чего-то нового, уникального. А медитация — это фокусирование внимания на одном процессе, наблюдение без оценки. Если человек занимается созданием чего-либо, сосредотачивая всё своё внимание на настоящем моменте и том деле, которым он занимается, то этот творческий процесс можно приравнять к медитации.
Сосредоточенность на настоящем, отказ от анализа и оценки, наблюдение и действие в рамках одного процесса — это те принципы медитации, которые делают творческий процесс целительным. Благодаря этой практике мы даём своему уму отдохнуть, освобождаемся от требования к себе быть лучше и лучше, можем наслаждаться моментом, принимая себя таким, какой есть.
Рисунок на воде, особенно если это активные яркие краски на масляной основе, даёт ощущение жизни и участия в глобальном созидательном процессе природы. Вообще, рисунки, встречающиеся в природе, не перестают удивлять красотой, взвешенностью и гармонией: намытый водой кальций и образовавшиеся из него узоры, блики и отражения на воде…
Традиционные краски для эбру делают из различных горных пород, их окислений, смолотых в мельчайшую пыль. Некоторые краски я создаю сама. С тех пор как начала жить в Турции сразу у двух морей, охота на камни стала моей новой страстью.
Для меня эбру, мраморирование, ренг-и су и все разновидности рисования на воде означают связь с природой, возможность черпать из этого неиссякаемого источника вдохновение, удивление, энергию, гармонию. Сосредоточив свой ум на природе, какая бы проблема не владела вашим существом в данный момент, вы обязательно почувствуете, что действительно важно, а что — просто пыль.
Взаимодействие с водой отпускает тревогу, освобождая сознание для мудрости. Я стараюсь учиться у неё и подражать, вкладывать в её стихийно-образующийся рисунок присущую человеку способность осознавать, обобщать переживания и кодировать их в цвете, формах, линиях.
«Мы создаём лучшее, на что способны, когда искренне любим своё дело»
— На самом ли деле по рисунку Эбру можно судить о внутреннем состоянии человека? Проводите ли вы толкование рисунков своих учеников? И можно ли с помощью рисования подкорректировать, помочь, исправить это состояние?
— Работа с рисунками на воде схожа с анализом снов человека. Мы можем иногда верить, утверждать одно, а наше подсознание с помощью образов (индивидуальных для каждого человека) докладывает о другом, но всегда об истинной картине наших представлений и конфликтов. В эбру к нашему подсознанию присоединяется очень близкий по духу товарищ — вода.
Предположим, человек хотел нарисовать «райский сад желаний», а вышли заросли колючих кактусов. Чтобы рисунок получился ровным, цельным и плавным, движения должны быть точными и взвешенными, а сознание —сфокусированным. Если контроль движений слабый, внимание рассеянное, то и рисунок на воде «убегает», плавные округлые формы переходят в острые, вытянутые линии.
Ведущий занятия может заметить, что автору требуется больше самодисциплины, как и его рисунку на воде. А возможно, наоборот, хоть и не вышли ровные линии и округлые формы, для человека гораздо важнее спонтанность, ему не нужно сдерживать свои чувства.
Интересные метаморфозы можно наблюдать на воде, когда в зависимости от темы занятия участники рисуют отношения с другим человеком, свой выбор, лучшую версию себя, решение ситуации, которое они «ещё не знают». Занятие проводит профессиональный психолог, который помогает заметить и осознать такие незримые явления, проявившиеся разными цветами и линиями на воде и запечатлённые в рисунке. Занятно, когда другие участники интерпретируют твой рисунок, находят, казалось бы, очевидные, но всё же незаметные для тебя персонажи и характеристики. Задача ведущего — регулировать комфортную атмосферу и степень открытости обсуждения.
Если говорить не о специальных занятиях с психологом, а о практике эбру как таковой, то это всегда состояние большего контакта с собой и окружающим миром, возможность восстанавливать внутреннее равновесие, потому что именно нахождение баланса лежит в основе техники.
— Всегда ли вы знаете, как будет выглядеть картина в итоге? Или это непредсказуемый процесс?
— Характер активности красок на поверхности воды во многом зависит от способности художника чувствовать материал. Вода — крайне чувствительный элемент. Самые незначительные изменения пропорций сильно влияют на результат. Занятие эбру требует полной включённости в каждый момент.
Эбру — это всегда непредсказуемость. Недавно я рисовала фигуру дервиша на воде, в спокойной позе, а не кружащимся, как это делают обычно. За время рисования дервиш вертелся, фигура поворачивалась по часовой стрелке. В результате крутила и бумагу, накладывая её на рисунок. В отпечатке получился эффект движения вокруг главного героя. Затем решила играть с этим дальше и рисовать его в ракурсе сверху. Пусть, думаю себе, вращается, а руки как стрелки часов, куда сдвинутся, там и будут. Так получилось несколько интересных динамических картин с дервишами.
— Помимо преподавания Эбру вы еще являетесь инструктором по хатха-йоге. На самом ли деле Эбру схож с йогой?
— Я нахожу много общего между занятием эбру и йогой. Во-первых, это присутствие в моменте, наблюдение и действие. Во-вторых, это отдых для души, фокусирование внимания только на одном процессе, возможность выключить параллельные задачи, разговоры в голове, очистить сознание от информационного мусора. В-третьих, как и йога, практика подобных «цветных медитаций» учит живому и позитивному взгляду на жизнь, так как ты постоянно учишься удивляться, видеть по-новому, ловить мимолётную красоту, а главное — получать радость и удовольствие от этого.
— У вас был опыт проведения занятий эбру+ нидра-йога. Для чего такой эксперимент, какой эффект получили?
— Участники этого эксперимента рисовали на воде впервые, поэтому задачи были очень простые: с помощью нидра-медитации освободить ум от суеты и стремления контролировать ситуацию, а затем перейти к совершенно незнакомому процессу. Чаще всего, сталкиваясь с новой задачей, мы сильно напрягаем не только ум, но и тело. Мне, как ведущей, почти не потребовалось слов для описания порядка работы, чтобы всё получилось. Участники сами легко уловили большое количество нюансов, рисунки получились достаточно уверенными, как у опытных эбру-художников. С другой стороны, работы оказались удивительно созвучны состоянию каждого и визуализировали физические ощущения и душевное состояние участников.
— Поделитесь упражнениями по рисованию, которые могут служить медитацией.
— Расскажу про мою самую любимую игру с водой и красками. Для этого нужны эбру-краски, специальный раствор, на котором делают рисунок, и кисточки (можно использовать веерные). Разделите краски на светлые, сильно раскрывающиеся и тёмные (даже одной светлой и одной тёмной будет достаточно).
Сначала разбрызгайте 5–6 капель тёмной краски на пустую поверхность воды. Затем светлой, хорошо раскрывающейся краской, аккуратно заполните весь фон. Первоначальные несколько капель из кружочков превратятся в причудливые линии. А теперь посмотрите на них внимательно со всех сторон. На что похоже? Может быть, вы сможете подрисовать или передвинуть краски так, чтобы получился узнаваемый образ. Более простой вариант —перевести получившиеся загагулины на бумагу, а после высыхания уже подрисовать дополнительные элементы. Это похоже на детскую игру, хорошо знакомую нам со школьных лет, когда нужно продолжить линии так, чтобы получился конкретный рисунок. Только в данном случае вы можете создать очень интересную, элегантную картину, возможно, даже с философским смыслом…
Текст: Наталья Тюменцева