«Ко До» в переводе с японского означает «путь аромата». Это одно из трех традиционных тайных искусств страны восходящего солнца, наряду с икебаной — аранжировкой с помощью цветов, и «Ча До» — путем изучения чая. Вкушение аромата сродни медитации — это неторопливый, вдумчивый процесс, где каждое движение мастера отточено, а гости внимательны и осознаны. Первый в Новосибирске мастер «Ко До» Владислав Старых рассказал о том, чем помогают благовония в познании себя.
Первые статуи Будды и дерево, которое дороже золота
— Владислав, расскажи, что такое «путь аромата»? Куда он ведет?
— «Путь аромата» — это одно из трех традиционных и тайных искусств Японии. Тайных потому, что эта страна долгое время оставалась закрытой и ее традиции столетиями сохранялись практически без изменений. Хотя японцы многое заимствуют, в том числе и традицию вкушения ароматов, которая пришла из Поднебесной. Первые статуи Будды, доставленные на острова, были сделаны из драгоценных сортов деревьев. Сама статуя могла излучать прекрасный аромат, монахам очень понравилась это свойство древесины и они начали изготавливать благовония, которые стали очень популярны и до сих пор используются в буддистских церемониях.
Есть несколько форм «Ко До»: самая известная «сэнко» — воскуривание ароматических палочек. В Японии они спрессованы из разных растений и смол — обычно это корица или анис, иногда древесина драгоценного дерева агар, которое стоит дороже золота.
Другая форма «Ко До» — «монко» — слушание аромата. Участники церемонии не вдыхают запах, а вслушиваются, открывая не ноздри, а душу и сердце. Постепенно каждый из гостей начинает улавливать едва заметный, тонкий аромат, прислушивается к нему, идет за ним, и этот запах возрождает в памяти и воображении поэтические образы. В Японии «Ко До» нередко сопровождается чтением стихов и чайной церемонией.
— Действительно, мы сейчас пьем чай. Это важная часть церемонии познания аромата?
— Для церемонии вкушения аромата очень важна влажность воздуха, нам нужно подготовиться к тонкому восприятию, в этом нам помогает чай. Мы концентрируемся на восприятии вкуса и аромата и постепенно улавливаем особый вкус чая, который японцы называют «умами».
— Как происходит церемония слушания аромата? Выглядит все очень серьезно: инструменты, похожие на стоматологические, внушают трепет и уважение…
— У японцев ко всему основательный подход: захотел выпить чаю — будь добр, построй специальный дом для чайных церемоний, захотел насладиться ароматом благовоний — построй дом для ароматов. У нас отдельного дома пока нет, но комнату мы постарались сделать максимально простой и удобной, такой, чтобы интерьер не отвлекал от процесса слушания аромата и помогал ему.
Сама церемония довольно проста: мы помещаем кусочек ароматной древесины или благовония на слюдяную пластинку и нагреваем ее на специальном угольке. Дерево не горит, но нагревается и начинает источать аромат. Самое дорогое из деревьев — это агар. Когда его заражает грибок, то растение выделяет ароматную смолу, она является самым ценным и полезным компонентом.
Чувствительность, созерцательность и спокойствие
— Куда тебя ведет «путь аромата»? Замечаешь изменения в своем восприятии мира?
— В буддийской традиции считается, что благовония сильно меняют сознание человека. В некоторых школах они рассматриваются как элемент приближения к бодхисатвам (что переводится как «очистивший пробужденное сознание» — прим. авт.). Благовония в виде пудры или духов прикладывают ко лбу, рту и сердцу — это символизирует очищение ума, речи и сердца.
Сам я наработал такую чувствительность, что могу сказать, сколько людей и какого пола находятся в комнате, не заходя в нее. Сначала это происходило интуитивно — я пытался догадываться, кто где сидит, а потом стал более чувствителен и точен. После я стал очень наблюдателен к дыханию людей. Мы живем так, как дышим: чем глубже и свободнее наше дыхание, тем глубже ощущаем текущий момент. Когда мы в стрессе, то дышим поверхностно, будто пробегаем по тонкому льду на цыпочках. В церемонии «Ко До» важен деликатный, медленный и глубокий вдох-выдох. Я практикую наблюдение дыхания в момент проведения церемонии, а потом выхожу из этой комнаты, иду по улице и несу в себе эту необъяснимую созерцательность и спокойствие, как драгоценность. Надеюсь, что когда-нибудь смогу научиться сохранять это состояние в каждый момент моей жизни и что «Ко До» мне в этом поможет.
— Как ты пришел к изучению Пути Аромата? Чем еще увлекаешься?
— Занятия боевыми искусствами и практики Дзен буддизма привели меня к процессуально-ориентированной психотерапии — направлению психологии, которое изучает психосоматику, работает с подсознанием и снами. Не считаю верным бороться с заболеваниями — они часть нашей природы, в них скрыто даосское золото, откровение для самого себя. Важно уметь этот бриллиант разглядеть. То, что мы часто считаем симптомами или неосознанными движениями — сигналы тела. Наше общество вытесняет этой слой личности из общей картины мира и говорит, что боли нужно лечить.
«Ко До» помогает мне глубже проникать в бессознательное и параллельно направляет фокус внимания в себя. В медитации можно улететь далеко, но наблюдение аромата привязывает к телу.
— Какие изменения в себе ты наблюдаешь после практик «Ко До»?
— Любая практика, которая направляет внимание в себя — заземляет. В том смысле, что погружает в состояние «здесь и сейчас». Во время работы с ароматами углубляется дыхание, мои сны стали необыкновенно глубокими и яркими, думаю, это произошло именно благодаря «Ко До». Путь Чая и Путь Аромата — это те области, которые помогают с наработкой чувствительности и осознанности.
— Как понять, что практика идет верно?
— Если практика идет верно, то появится много вопросов — это значит, что у тебя есть настоящий интерес и ты развиваешься.
— «Ко До» — это тот путь, которым ты намерен идти всю жизнь? Много ли открытий он привнес в твою жизнь?
— На данный момент я прекратил изучение «Ко До». Практиковал Путь Аромата несколько месяцев, наблюдал, а потом перешел к активной деятельности и отбросил эту практику, как костыль, который помог мне, но стал не нужен с наступлением «выздоровления». Возможно, я снова вернусь к нему, но сейчас в моей жизни наступил период активных действий и активных практик. Впрочем, я не считаю «Ко До» чем-то поверхностным, легким и временным. Это настоящее искусство, его нужно практиковать всю жизнь, погружаясь глубже и глубже, и только тогда можно получить сокровища, которые сокрыты на этом пути.
Текст: Елена Дубровина