Несколько лет назад со мной случилось прекрасное — в мою жизнь ворвалась соционика. О её существовании я знала давно, с помощью нескольких тестов в интернете выявила свой тип, но на этом все закончилось. Потому что де-факто: вот мои слабые стороны, вот сильные. Это и ежу было понятно еще в детстве. А в чем толк? Где польза от этого учения? Вот именно о практической стороне соционики я узнала 2 года назад, и она для меня засияла новыми красками. Сегодня расскажу о том, как так случилось, что все люди делятся на логиков и этиков, и почему это прекрасно, хотя большинство видит в этом почву для конфликта.
Разум или эмоции?
Праотец соционики Карл Густав Юнг резонно заявлял, что сознание в упрощенной форме представляет из себя синтез разума и эмоций. И все люди делятся на два лагеря в соответствии с тем, что для них важнее: мысли или чувства. Условно Аушра, основательница соционики в том виде, в котором она есть сегодня, назвала первых логиками, а вторых этиками. Это означает, что человеку комфортнее воспринимать мир через факты и системы или через непосредственное эмоциональное ощущение. Вы и сами легко можете поделить ваших близких на логиков и этиков: присмотритесь, что для каждого из них важно.
Для логика основа основ — стройность системы или факты и доказательства. Неаргументированную информацию он не воспринимает. Часто логики с радостью вступают в полемику, обсуждая теории. Такие понятия как совесть, мораль и чувства для них несущественны. А для многих и вовсе все «невещественное является несущественным», как для капитана Норрингтона из «Пиратов Карибского моря».
В общем, если человек великолепно ориентируется в причинно-следственных связях и легко отделяет главное от второстепенного, то перед вами, скорее всего, логический тип.
Этик постигает мир чувственно. То, что принесло, например, боль, никогда не перейдет в разряд чего-то безопасного, только потому, что это логично. Он воспринимает мир через отношения. Этики прекрасно чувствуют, кто к кому как относится, это для них и есть канва жизни, основная её ценность.
Этики прекрасно манипулируют эмоциями — своими и чужими. Легко выстраивают отношения и запросто их трансформируют. Для них между всеми людьми будто протянута сеть, и он в ней как рыбка в океане.
Предмет спора
Логики и этики — две разные картины мира, которые, ясное дело, регулярно чего-то не могут поделить. Например, этику не объяснить, что человек хороший, потому что поступает логично, а вот для логического типа этот аргумент и есть повод для уважения. Логик, оценивая людей, руководствуется принципами «разумно-неразумно», деловой ли подход у личности к жизни. А этиков такая оценка возмущает. Для них люди делятся на моральных и не очень, на искренних и зажатых, на приятных и неприятных. И это, как вы видите, очень благодатная почва для ссор. Потому что в любой ссоре каждый будет сыпать свои доказательства: логик умственные, а этик чувственные.
Очень часто логик приводит какие-то доводы, не переходя на личности —например, говорит, что работа выполнена плохо. Этик же, так как его сила в отождествлении себя со всем вокруг, может принять это на свой счет, решив, что плохая работа означает, что плох исполнитель. Хотя это не имелось в виду. Этический тип начнет защищаться, давя на эмоции —жалость, вину, совесть. Вот и получается, что один говорил о результатах, а другой о чувствах.
Как сохранить мир
В первую очередь нужно идентифицировать этиков и логиков в своем кругу и найти свое место меж двух лагерей. Теперь, когда определились, вы должны строить свою коммуникацию с противоположной стороной как опытный парламентер. То есть учитывать абсолютно другую картину мира. И понимать, что когда вы будете взывать к логике, вам будут отвечать чувствами. И наоборот.
Как это предотвратить? Говоря со своей противоположностью, начните с того, что важно ему. Например, если вы начальник-логик и хотите сказать своему подчиненному этику, что вас не устраивает его работа, то начните с того, как этот человек важен для коллектива. Скажите, что хорошо к нему относитесь, дайте понять, что на его «фронте» все хорошо, и речь сейчас пойдет не о его территории. Если вы этик, и хотите высказать недовольство логику, начните с того, что объективно. Можно похвалить его за осмысленность и последовательность, а лишь потом начать говорить о чувствах.
Если оппонент переводит игру на свое поле, то не стесняйтесь через комплимент вернуть его обратно. Например, когда этик в ответ на аргументы заявляет, что он, вообще-то, хороший человек, то нужно ответить, что он, естественно, хороший. Просто замечательный. Только речь не об этом. То, о чем мы говорим, тебя как человека не характеризует. И наоборот: если логик пытается разложить по полочкам эмоции и найти связь, то нужно сказать ему, что он действительно очень умен, теории его стройны, только чувства не вписываются в причинно-следственные связи.
Мой опыт
Мне, как логику, тренировки досталось по этой части более чем достаточно, потому что росла я среди этиков. На все мои попытки что-то доказать и указать на несостоятельность обвинений, мне говорили, что у меня нет совести, уважения и сочувствия. И, что греха таить, я замолкала, потому что у меня их и правда не было. Так кажется всем логикам, они все свои чувства объясняют и для них никакой самостоятельной совести быть не может. Мы просто её не чувствуем так, как этики, мы можем ею поступиться, если видим, что факты к этому располагают. Также и этики отказываются отвернуться от своих чувств в пользу здравого смысла. Если человек гнилой, то он такой, скажет этик. Потому что гладиолус. И нет тут логики.
И вот после многих лет жизни с этиками меня наконец осенило. Что ларчик просто открывался. Что нужно учитывать ценности другого человека. Что картина мира его может фундаментально быть основана на совершенно другой природы вещах, нежели моя. И что этики миру нужны позарез так же, как и логики, и без них все было бы очень плохо. И ни к чему их изживать доказательствами.
Так я перестала спорить со своей этичной мамой. Потому что ей мои объяснения не нужны. Ей подавай любовь на её языке. А любовь этика — проявление чувств и уважения. То, что раньше в моем мире являлось пустыми формальностями, которые можно опустить. Вот так, приняв, что есть совсем другие миры, стала учиться говорить и на языке других людей тоже. Перестала относиться к этике как к чему-то несущественному и глупому, перестала спорить с этическими типами людей. И стала от этого сама гораздо чувственнее и сердечнее и, что самое главное, гораздо счастливее. Скажу вам как логик об этике: ссор в моей жизни стало меньше на 70%.